Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.02
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Эффективность применения проблемного обучения в системе среднего профессионального образования. Работа №222927

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одним из способов развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения является организация проблемного обучения. Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей: сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков и достигнуть высокого уровня развития учащихся, развития способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Работа:

Эффективность применения проблемного обучения в системе среднего профессионального образования

 

Юдина Наталья Игоревна, преподаватель

Московская государственная академия водного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», госква

 

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

С моей точки зрения использование проблемного обучения на занятиях по дисциплинам общепофессионального и профессионального циклов является весьма эффективным, так как обеспечивает эффективность усвоения материала, развитие самостоятельности и способностей к поисковой деятельности.

Обучение студентов в условиях проблемных ситуаций, в процессе которых студенты учатся мыслить, рассуждать, делать выводы, в конечном итоге дает гораздо больше, чем просто сознательное усвоение конкретного учебного материала. Такая педагогическая технология помогает формированию активного, творчески думающего человека и предполагает инновационный творческий подход со стороны преподавателя и студента, а также способствует более активной деятельности студентов, помогает расширять информационное поле профессиональной деятельности.

Проблемное обучение в системе профессионального образования обладает рядом достоинств:

1) способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения);

2) самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.);

3) развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения).

4) обеспечивает более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и надолго запоминается);

5) развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).

6) вооружает учащихся методами познания окружающей действительности,

7) развивает умения и навыки целесообразного наблюдения,

8) воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их,

9) прививает вкус к доступной исследовательской работе.

Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.

Особенности применения проблемного обучения в учреждениях среднего специального образования

Ι. Прием проблемного сопоставительного анализа.

Учебный материал многих общепрофессиональных и профессиональных предметов в своей значительной части характеризуется многовариантностью: существует несколько способов испытания одного свойства материала, несколько способов изменения одного свойства материала, несколько способов получения заготовки одной конфигурации, несколько способов обработки поверхности одного типа и т. д. и т. п. Изучение многовариантного учебного материала по традиционной методике обычно осуществляется последовательно: каждый способ или процесс изучается в отдельности. Достаточно эффективный методический прием применяется в СПО при проблемном преподнесении учебного материала - сопоставительный анализ, характеризующийся многовариантностью каких-либо способов или процессов. Педагогу представлялось возможным формировать систему знаний, придавая им обобщенный характер, а затраты учебного времени оказываются значительно меньшими, чем при традиционном последовательном изложении.

ΙΙ. Выполнение проблемных заданий в матричной форме.

Для организации систематической работы обучающихся с описательным текстом пособий предлагается обращаться к табличной (матричной) форме заданий. Табличная форма заданий обеспечивает для преподавателя возможность при их разработке четко вычленить узловые (структурные) взаимосвязанные вопросы, а при их проверке (после выполнения заданий обучающимися) фиксировать характер ошибок и степень их значимости.

Для обучающегося табличная форма заданий обеспечивает:

1) необходимость целенаправленной продуктивной деятельности при разрешении проблем во время тщательного отбора учебного материала и формулирования ответов, так как «рабочая площадь» таблицы строго ограничена;

2) возможность анализировать содержание заполненной таблицы, т. е. заниматься обобщением учебного материала, что само по себе является показателем более высокою уровня овладения предметом;

3) большую вероятность систематически повторять рационально сгруппированный учебный материал.

ΙΙΙ. Выполнение проблемных комплексных межпредметных заданий.

Многочисленные обследования уроков в профессионально-технических образовательных заведениях показали, что зачастую знания по каждому предмету воспринимаются учащимися как изолированные, друг с другом не связанные. Причина этого недостатка в том, что задания, которые обычно выполняют учащиеся, носят сугубо предметный характер, а именно на такие задания обычно нацеливают педагогов частные методики и пособия. Опираясь на собственный опыт преподавания в нашем колледже, педагоги разработали специальные межпредметные комплексные задания расчетно-графического характера и применяют их на практике.

Комплексное межпредметное задание (генеральная проблема) состоит из отдельных взаимодополняющих и вытекающих друг из друга частных заданий (подчиненных проблем), связанных единой целью проектирования с определенными темами занятий по одному или нескольким предметам. Проблемными в этом случае являются не только содержание каждого частного задания, входящего в состав межпредметного комплексного задания, но и общая структура последнего. При выполнении частных заданий необходима актуализация ранее полученных знаний по нескольким учебным предметам и умение использовать их в новых практических ситуациях. Разрешение дидактической проблемы, составляющей основу предыдущего задания, позволяет получить исходные данные для выполнения последующего.

Применение проблемного метода при организации групповой беседы в системе профессионального образования, с моей точки зрения является высокоэффективной формой обучения. Подобная совместная работа стимулирует учащихся на ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему, на поиск дополнительной информации, на оценку получаемых собственных результатов. Преподаватель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в аудитории, дискуссии, мозговые атаки, доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат точки зрения партнеров по проекту, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×