В статье представлены результаты исследования физической подготовленности детей 5-6 лет детского сада «Брусничка» г. Тарко-Сале до и после внедрения методики физической подготовки средствами детского фитнеса.
Разработанная методика состояла из комплексов фитнес-тренировок, которые проводились с целью повышения физической подготовленности детей. Всего было составлено 16 комплексов фитнес-тренировок, каждый из которых выполнялся по 2 раза на протяжении учебного года.
Разработанная и внедренная методика физической подготовки средствами детского фитнеса для детей 5-6 лет доказывает свою эффективность.
Физическая подготовка детей 5-6 лет средствами детского фитнеса
Автор:
Соловникова А.А.,
инструктор по физической культуре
Ключевые слова: детский фитнес, дети 5-6 лет, физическая подготовленность, методика.
Аннотация: В статье представлены результаты исследования физической подготовленности детей 5-6 лет детского сада «Брусничка» г. Тарко-Сале до и после внедрения методики физической подготовки средствами детского фитнеса.
Цель работы: разработать и экспериментально обосновать методику физической подготовки детей 5-6 лет с использованием средств детского фитнеса.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ «детского сада «Брусничка» г. Тарко-Сале Пуровского района. В нем приняли участие дети в возрасте 5-6 лет в количестве 80 человек, из них 40 девочек и 40 мальчиков. В начале педагогического эксперимента было проведено тестирование исходных показателей физической подготовленности 5-6 лет. Затем мы разделили их на 2 группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. В течение учебного года в контрольной группе проводились традиционные занятия по физической культуре 3 раза в неделю. В экспериментальной группе занятия проводились 2 раза в неделю по разработанной нами методике, и 1 раз по физической культуре. Основной формой организации детского фитнеса являлось групповое занятие. Содержание методики физической подготовки детей 5-6 лет средствами детского фитнеса включало освоение следующих направлений: степ-аэробика, аэробика, игровой стретчинг, силовая гимнастика, акробатика, художественная гимнастика, школа мяча, игровые упражнения и подвижные и малоподвижные игры. Во избежание монотонности образовательного процесса и для достижения более высоких результатов на занятиях использовались различные способы работы с детьми: фронтальный, поточный и индивидуальный.
Разработанная методика состояла из комплексов фитнес-тренировок, которые проводились с целью повышения физической подготовленности детей. Всего было составлено 16 комплексов фитнес-тренировок, каждый из которых выполнялся по 2 раза на протяжении учебного года.
С целью выявления эффективности данной методики в конце исследования было проведено повторное тестирование показателей физической подготовленности детей 5-6 лет.
Результаты и их обсуждение.
Анализируя результаты контрольных нормативов девочек и мальчиков в ЭГ и КГ (таблица 1) на начало года, можно сделать вывод, что показатели ЭГ и КГ девочек и мальчиков находятся примерно на одном уровне, однако у мальчиков отстающими качествами, по сравнению с девочками, является гибкость и сила.
Таблица 1
Средние показатели нормативов в сравнении ЭГ и КГ в начале года у девочек и мальчиков (M±m)
Группа
Пол
Нормативы (M±m)
Челн.бег 3*10 (с)
Наклон (см)
Подъем туловища (раз за 30 с)
Прыжок в длину (см)
Бег на 300 м (с)
Бег на 30 м (с)
ЭГ.
Дев.
10,6±0,1
9,2±1,2
13,4±1,2
97,5±2,0
94,5±1,6
7,1±0,04
КГ.
Дев.
10,7±0,1
8,4±1,1
10,4±0,7
95,5±1,6
95,7±1,4
7,2±0,04
ЭГ.
Мал.
10,7±0,1
2,8±1,5
8,5±1,0
101,0±1,3
90,4±1,2
7,0±0,08
КГ.
Мал.
10,8±0,1
0,1±1,4
8,0±0,9
101,0±1,3
92,2±1,1
7,2±0,08
В ходе педагогического исследования было выявлено, что введение методики физической подготовки средствами детского фитнеса в образовательную деятельность положительно сказалось на физической подготовленности детей (таблица 2).
Таблица 2
Средние показатели нормативов в сравнении ЭГ и КГ в начале и конце года у девочек и мальчиков (M±m, прирост %)
Группа
Пол
Нормативы (M±m)
Челн.бег 3*10 (с)
Наклон (см)
Подъем туловища (раз за 30 с)
Прыжок в длину (см)
Бег на 300 м (с)
Бег на 30 м (с)
ЭГ дев.
Нг.
10,6±0,1
9,2±1,2
13,4±1,2
97,5±2,0
94,5±1,6
7,1±0,04
К.г
9,3±0,2
13,4±1,0
17,3±1,3
114,8±3,2
83,6±1,5
6,3±0,04
Прирост (%)
11,3
31,3
22,5
15,2
11,5
11,3
КГ дев.
Н.г.
10,7±0,1
8,4±1,1
10,4±0,7
95,5±1,6
95,7±1,4
7,2±0,04
К.г.
9,8±0,1
10,0±1,2
11,7±0,8
105,2±0,2
88,0±0,5
6,6±0,03
Прирост (%)
8,4
16
10,3
9,2
8,1
8,3
ЭГ мал.
Н.г.
10,7±0,1
2,8±1,5
8,5±1,0
101,0±1,3
90,4±1,2
7,0±0,08
К.г.
9,5±0,1
5,2±1,5
11,6±0,9
119,6±1,3
79,0±1,2
6,3±0,1
Прирост (%)
11,2
46,2
26,7
15,5
12,6
10
КГ мал.
Н.г.
10,8±0,1
0,1±1,4
8,0±0,9
101,0±1,3
92,2±1,1
7,2±0,08
К.г.
9,9±0,1
0,5±1,5
8,3±1,0
111,2±1,3
84,0±1,1
6,6±0,1
Прирост (%)
9,1
28,6
12,1
9,1
9
8,2
Согласно полученным результатам, на конец года по нормативу челночный бег у девочек ЭГ прирост составил 11,3%, а у девочек КГ – 8,4%. Рассматривая норматив наклон, стоя на опоре, прирост показателей равен 31,3% у ЭГ и 16% у КГ девочек. По нормативу подъем туловища в сед прирост составил у ЭГ 22,5% и у КГ 10,3%. Показатели норматива прыжок в длину с места повысились и прирост составил у девочек ЭГ 15,2%, а девочек КГ 9,2%. По нормативу бег на 300 м прирост составил 11,5% у ЭГ и 8,1% у КГ девочек. В нормативе бег на 30 м показатели выросли на 11,3% у ЭГ и 8,3% у КГ.
К концу года показатели нормативов мальчиков также выросли. Анализ показателей челночного бега 3*10 м выявил прирост на 11,2% у ЭГ мальчиков и на 9,1% у КГ мальчиков. По нормативу наклон, стоя на опоре, отслеживается следующая динамика показателей: у мальчиков ЭГ прирост составил 46,2%, а у мальчиков КГ на 28,6%. У показателей норматива подъем туловища в сед прирост равен у ЭГ 26,7%, у КГ 12,1%. По нормативу прыжок в длину с места можно также видеть положительную динамику: прирост у ЭГ мальчиков составил 15,5%, а у КГ мальчиков – 9,1%. Рассматривая норматив бег на 300 м можно отслеживать прирост в 12,6% у ЭГ и 9% у КГ. Норматив бег на 30 м имеет следующий прирост: у мальчиков ЭГ он равен 10%, а у мальчиков КГ – 8,2%.
Таблица 3
Шкала оценок темпов прироста уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста» В.И. Усакова
Темп прироста
Оценка
За счет чего достигнут прирост
До 8%
Неудовлетворительно
За счет естественного роста
От 8% до 10%
Удовлетворительно
За счет естественного роста и естественной двигательной активности
От 10% до 15%
Хорошо
За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания
Выше 15%
Отлично
За счет использования естественных сил природы и физических упражнений
Как видно из таблицы 2, за учебный год прирост показателей по контрольным нормативам у девочек и мальчиков ЭГ и КГ составил от 8,1% до 46,2%.
Рис. 2. Процентный прирост показателей по каждому нормативу у девочек и мальчиков ЭГ и КГ на конец года, в %
Оценивая приросты показателей (рис. 2) по шкале В.И. Усакова можно сделать вывод, что у девочек и у мальчиков контрольных групп прирост показателей произошел, в основном, за счет естественного роста и естественной двигательной активности и оценивается удовлетворительно.
В экспериментальной группе девочек и мальчиков прирост показателей произошел в основном за счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания. Это значит, что разработанная и внедренная методика физической подготовки средствами детского фитнеса для детей 5-6 лет доказывает свою эффективность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Грудина С.В. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников / С.В. Грудина // Теория и практика образования в современном мире (
II
)
:
материалы
междунар
.
заоч
. науч.
конф
. (Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб
:
Изд-во Реноме, 2012. – с. 70-72.
Косачева
Н.В. Воздействие методики комплексного использования средств фитнеса на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста :
автореф
.
дис
. на
соиск
. учен
.
с
теп. канд.
пед
. наук : 13.00.04 /
Косачева
Наталья Викторовна. – Москва, 2012. – 28 с.
Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования :
автореф
.
дис
. на
соиск
. учен
.
с
теп. д.
пед
. наук : 13.00.04 / Сайкина Елена Гавриловна ; Рос. гос.
пед
. ун-т им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2009. – 46 с.
Пономарев Г.Н. Применение детского фитнеса в дошкольных образовательных учреждениях / Г.Н. Пономарев, Н.В. Казакевич, С.В. Кузьмина // Культура физическая и здоровье. – 2013. - №4 (46)
.
–
с
. 20-23.
Усаков
В.И. Педагогический контроль в физическом воспитании дошкольников
:
учебное пособие / В.И.
Усаков
. – Москва
;
Берлин : Изд-во
Директ
-Медиа, 2016. – 83 с. -
ISBN 978-5-4475-7199-3.