Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Формирование читательской грамотности в начальной школе. Работа №313754

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности.

В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как:

·         готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации),

·         способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью,

·         ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

 

На уроках для формирования читательской грамотности я использую разные технологии, но подробнее хочу остановиться на «Технологии критического мышления» и «Технологии продуктивного (медленного) чтения».

Работа:

Использование современных педагогических технологий формирования читательской грамотности в начальной школе на уроках литературного чтения.

 

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом» В.А.Сухомлинский

 

Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте
международного тестирования в 1991 году.

В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

 

В моей практике были выявлены следующие проблемы:

дети имеют низкую скорость чтения;

зачастую они не понимают смысла прочитанного

не только

из-за ошибок при чтении

, но и из-за не знания значения некоторых слов и выражений

;

не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

затрудняются кратко пересказать содержание.

 

В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как:

готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации),

способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью,

ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

 

На уроках для формирования читательской грамотности я использую разные технологии, но подробнее хочу остановиться на «Технологии критического мышления» и «Технологии продуктивного (медленного) чтения».

«Технологии продуктивного (медленного) чтения» обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.

Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?

1. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.

2. Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их нужно вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания.

3. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию детей, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, можно им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, предложить им начало ответа, подсказать ответ интонацией.

4. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!

5. Комментируется текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что можно в любой момент прервать чтение ребенка. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего используются следующие способы: рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), включение воображения детей, сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»).

Далеко не каждый текст требует подробного комментария; разного по объему и глубине комментария могут требовать разные фрагменты одного текста.

 

Технология критического мышления

Данная технология предполагает развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

 

Я использую следующие приёмы данной технологии:

Приём «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. В результате работы происходит:

1) выявление языковых особенностей текста, т.е. выполнение аналитических упражнений по тексту (результат – «обживание» текста);

2) поиск «странностей» и формулирование вопросов (итог –возникновение смысловых связей, смысл «из ничего»);

3) комментирование (поиск ответов на поставленные вопросы);

4) сопоставление интерпретаций (уточнение смысла).

Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Прием «Вопросник». Прочитать текст и ответить на вопросы (предложить детям составить вопросы самостоятельно). Детям предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно провожу фронтальную проверку точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Этот приём можно использовать совместно с приёмом «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

 

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

 

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

 

 

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выявлению уровня осмысления текста. Приём обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах. Его можно использовать на этапах рефлексии в качестве творческой работы.

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики высказывают любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Прием «Творческие работы» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагаю написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагаю построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры использования приёмов формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4 классе по программе «Школа России»

 

Этапы

Работа с отрывками произведений

(примерные вопросы и задания)

Приёмы

Тема: В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Подготовка к восприятию нового.

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь?

- Стриж – это кто?

- Что вы знаете о стрижах?

Приёмы «Чтение с остановками», Комментированное чтение»

Работа с текстом во время чтения. Чтение текста по небольшим отрывкам. Зависит от учителя, на каком моменте нужно остановиться и задать вопрос.

 

 

Словарная работа выполняется до прочтения текста и во время (комментированное чтение)

 

«Где-то шёл дождь, падали одна за другой капли. И стрижонку казалось, что это мама-стрижиха стучит клювом по скорлупе яйца. Она так же стучала, перед тем как выпустить его наружу.

Стрижонок проснулся оттого, что ему стало холодно. Он пошевелился и услышал, как вокруг него завозились и запищали голенькие стрижата, которых мама-стрижиха тоже выклевала из яиц»

-  Как вы думаете, почему мама-стрижиха выклёвывала птенцов из яиц?

- Какими появляются на свет стрижата?

 

 

Мерцало – слабо светилось колеблющимся светом.

Приник – прислонился, плотно прижался.

Мол, дескать − указывают на то, что говорящий передаёт чужие слова.

Бесцеремонно − невежливо, грубо.

Яр − крутой берег, обрыв.

Рогатка − деревянная развилка с привязанной к ее концам резинкой для метания.

 

 

 

«Скрип много съел в этот день мошек, много выпил воды. Ел и пил он жадно, потому что стрижи всегда в движении, всегда в полёте. И оттого надо им всё время есть, всё время пить. Но день кончился. Он ещё раз плюхнулся белым брюшком на воду, схватил капельку воды, отряхнулся и поспешил к своей норке. Но найти её не смог. Ведь снаружи он никогда не видел свою норку, а сейчас все норки казались ему одинаковыми. Норок много, разве их различишь?

- Как вы думаете, как поступит в этой ситуации Скрип?

Скрип сунулся в одну норку — не пускают, в другую — не пускают. Все стрижиные дома заняты. Что же делать? Не ночевать же на берегу? На берегу страшно. В норке лучше.

И Скрип начал делать свою норку. Выскребал глину остренькими когтями, выклёвывал её и уносил к воде, снова возвратился к яру и опять клевал, скрёб, а в землю подался чуть-чуть.

Устал Скрип, есть захотел и решил, что такой норки ему вполне хватит. Он немного покормился над рекой и завалился спать в свою совсем ещё не глубокую норку.

Неподалёку рыбачили мальчишки. Они пришли к стрижиному яру. Один мальчишка засунул руку в норку и вынул Скрипа. Что только пережил Скрип, пока его держали в руках и поглаживали, как ему казалось, громадными пальцами!»

- Почему после полёта стрижонок не мог найти свою норку?

- Каким образом стрижи делают себе норки?

- Почему именно Скрип попался в руки мальчишкам?

 

Работа с текстом после его прочтения

- Как по-другому называют стрижей? Почему?

- Как живут стрижи?

- Почему стрижиха воспитывала птенцов одна?

- Найдите в тексте, какие враги есть у стрижей?

- Как ведут себя стрижи, когда наступает опасность? Найдите в тексте.

- Почему стрижата остались без родителей?

- Какую хитрость применил сокол?

- Как вы думаете, почему в этой ситуации погибла именно мать-стрижиха, а другие стрижи нет?

- Какие уроки усвоил Скрип, проследите по тексту?

- Какие моменты в жизни стрижей мог наблюдать автор, а какие были вымышленными?

Приём «Вопросник»

 

Стрижонок Скрип
Глупый, любопытный
Удивляется, сердится, учится
Встречается с первыми трудностями

Птенец

 

Стрижиха
Строгая, заботливая

Кормит, воспитывает, оберегает
С ней очень хорошо
Мать.

Белое Брюшко
Храбрый, внимательный.
Учит, защищает, правит.
Заботится о стрижах.
Вожак.

 

 

Стрижи
Дружные, милосердные
Учат, кормят, оберегают
Помогают выжить
Народ

 

Приём «Синквейн»

 

- Составьте вопросы по тексту своим одноклассникам, используя таблицу «Тонкие» и «толстые» вопросы

Приём «Вопросник»

 

 

 

Тема: Е.Велтистов «Приключения Электроника»

Подготовка к восприятию нового.

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь?

- Как вы понимаете слово «Приключения»?

- Что вы знаете о кибернетиках?

 

Работа с текстом во время чтения. Чтение текста по небольшим отрывкам. Читают Зависит от учителя, на каком моменте нужно остановиться и задать вопрос.

 

«Ранним майским утром к гостинице «Дубки» подкатил светло-серый автомобиль. Распахнулась дверца, из машины выскочил человек с трубкой в зубах. Увидев приветливые лица, букеты цветов, он смущенно улыбнулся. Это был профессор Громов. Почетный гость конгресса кибернетиков приехал из Синегорска, сибирского научного городка, и, как всегда, решил остановиться в «Дубках»».

- Куда приехал профессор Громов?

- В качестве кого он приехал?

- Что значит «почётный гость»?

«Директор «Дубков», организовавший торжественную встречу, занялся вещами. Из распахнутой пасти багажника торчал закругленный угол большого чемодана.

– Ээ, даже такой силач, как вы, не поднимет его, – сказал профессор, заметив, что директор заглядывает в багажник. – Это очень тяжелый чемодан.

– Пустяки, – отозвался директор. Он обхватил чемодан мускулистыми руками и поставил на землю. Лицо его покраснело. Чемодан был длинный, черного цвета, с четырьмя ручками. По форме он напоминал футляр контрабаса. Однако надписи точно определяли содержимое: «Осторожно! Приборы!»

– Ну и ну… покачал головой директор. – Как же вы справлялись, профессор?

– Приглашал четырех носильщиков. А сам руководил, – сказал Громов.

– Мы оставили вам тот же номер. Вы не возражаете?

– Прекрасно. Весьма благодарен.

Директор с тремя помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на второй этаж.»

- Как вы думаете, что было в чемодане профессора?

- Какие слова в тексте подтверждают, что чемодан действительно был тяжёлый?

«Он нагнулся над чемоданом, отпер замки, откинул крышку. В чемодане, на мягком голубом нейлоне, лежал, вытянувшись во весь рост, мальчик с закрытыми глазами. Казалось, он крепко спит.

Несколько минут профессор смотрел на спящего. Нет, ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним кибернетический мальчик. Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы… Синяя курточка, рубашка, летние брюки. Сотни, тысячи таких мальчишек бегают по улицам большого города.

– Вот мы и приехали, Электроник, – мягко произнес профессор. – Как ты себя чувствуешь?

Ресницы дрогнули, блестящие глаза открылись. Мальчик приподнялся и сел.

– Я чувствую себя хорошо, – сказал он хриплым голосом. – Правда, немного трясло. Почему я должен был лежать в чемодане?

Профессор помог ему вылезти, стал поправлять костюм.

– Сюрприз. Ты должен знать, что такое сюрприз. Но об этом поговорим потом… А теперь одна необходимая процедура.»

- Кто оказался в чемодане?

- Как вы понимаете выражение «кибернетический мальчик»?

- Что такое сюрприз?

- Как вы думаете, кому готовил сюрприз профессор Громов?

- Как выглядел Электроник?

«Он усадил Электроника на стул, достал из-под его куртки маленькую электрическую вилку на эластичном, растягивающемся проводе и вставил ее в розетку.

– Ой! – дернулся Электроник.

– Ничего, ничего, потерпи, – успокаивающе сказал профессор. – Это необходимо. Ты будешь сегодня много двигаться. Надо подкрепиться электрическим током.»

- Почему Электроник вскрикнул?

- Ему могло быть больно?

«Оставив Электроника, профессор подошел к видеотелефону, набрал на диске номер. Засветился голубой экран. Громов увидел знакомое лицо.

– Да, да, Александр Сергеевич, я уже здесь, – попыхивая трубкой, весело сказал Громов. – Самочувствие? Превосходное!»

- Каким необычным для того времени изобретением воспользовался профессор для связи?

- Сейчас как называют «идеотелефон»?

«– Я не хочу, – раздался за его спиной скрипящий голос Электроника. – Я так не могу…

Профессор погрозил Электронику пальцем и продолжал:

– Приезжайте… Жду… Предупреждаю, вас ждет сюрприз!

Экран погас. Громов повернулся, чтобы спросить мальчика, почему он капризничает, но не успел. Электроник вдруг сорвался со стула, подбежал к подоконнику, молниеносно вскочил на него и прыгнул со второго этажа.»

- Так для кого готовил сюрприз профессор?

- Чем он хотел удивить своих коллег?

- Какие слова доказывают, что Электроник был необычным роботом и вёл себя, как обычный ребёнок?

- Почему дети иногда капризничают?

- Можем ли мы предположить, что Электроник мог испытывать разные чувства?

Приёмы «Чтение с остановками», Комментированное чтение»

Работа с текстом после его прочтения

- Сейчас в мире очень много роботов. Где мы можем их встретить в повседневной жизни?

- Как вы думаете, испытывают ли чувства эти приборы?

 

 

Электроник

Необычный, честный

Помогает, чувствует, изучает

Хочет стать человеком

Робот

Сергей Сыроежкин

Обыкновенный, непоседливый,

Играет, хитрит, выручает

Мечтает изобрести робота

Друг

Приём «Синквейн»

 

-Придумайте рассказ на тему «Если бы я встретил моего близнеца-робота»

Приём «Творческая работа»

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×