В педагогической теории и практике понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов ХХ века в документах ЮНЕСКО. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном мире функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Система работы уроков русского языка по формированию функциональной грамотности:
1.обучениепониманиюпрочитанного: умение выбирать стратегии и тактики чтения в зависимости от целей понимания прочитанного(гибкое чтение)
2.развитие речевых механизмов: эквивалентная замена, текстовая компрессия, прогнозирование, умение предвидеть содержание текста
3.развитиеустной и письменной речи; и
- Развитие орфоэпических навыков;
-Формирование словарного запаса;
- 4.развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;
-развитие устной, учебной, научной и художественной речи;
-отработка письменной разговорной, учебной и художественной речи.
В обучении русскому языку можно реализовать несколько приоритетных направлений. Это умение учащихся понимать письменные тексты, размышлять над ними, использовать их содержание для достижения поставленных целей, формирование знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
В этом смысле способность к полноценному пониманию текста зависит от умения находить релевантную информацию и извлекать ее из общего контекста, формировать общее понимание текста и представлять собственную точку зрения на содержание и форму письменного сообщения .Существует множество приемов грамотного чтения: чтение с остановкой, работа с анкетами, читательские дневники, логические цепочки, тонкие и толстые вопросы.
Рассмотрим один из самых простых, но важных приемов, который может быть очень полезен в классе.
"Тонкие" и "толстые" вопросы "Тонкие" вопросы предполагают воспроизводимые и однозначные ответы (чаще всего "да" или "нет"), а "толстые" (проблемные) требуют более глубокого понимания задачи, рационального рассуждения, поиска дополнительных знаний и анализа информации. Часто учащиеся задают "тонкие" вопросы по тексту.
Пример:
Известный британский писатель Бернард Шоу писал: "Предположим, у вас есть одно яблоко и у меня есть одно яблоко, и мы обменяемся ими, и у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то каждый из нас получит по две идеи".
Какие вопросы часто задают дети? Тонкие, простые вопросы о поверхностных вещах.
-Что сказал писатель?
-С каким изображением он это сказал?
-О каком понятии они думают?
Задавайте вопросы, которые углубляются в содержание.
-Что хотел сказать автор?
-Почему он сделал такое сравнение?
-К каким выводам они приводят? Этот прием позволяет не только углубиться в текст, но и выйти за его пределы. А это соответствует требованиям, о которых говорилось выше. Согласны?
Перейдем к следующему аспекту.
Функциональная грамотность предполагает владение всеми средствами родного языка, как устными, так и письменными. Этот навык требует систематической, организованной и постоянной работы. Но это не значит, что работа превращается в рутину. Конечно, без нее не обойтись, но есть интересные формы работы над этим навыком.
В рамках интеллектуального синтеза можно играть в различные игры. Я бы хотел поиграть с вами.
Бескрылки.
Перед Вами будут четверостишия, последняя строчка которого представляет собой крылатую фразу, известное выражение. Попробуйте догадаться.
Раз Вещий Олег окружен был врагами:
«Нас сто, ты один! Поднимай белый флаг!»
Но реет по-прежнему Рюрика знамя:
Врагу не сдается наш гордый варяг.
Перевертыши:
Я зашифровала строчки из известных стихотворений. Вам необходимо каждое слово заменить на антоним, на слово с противоположным значением, для того чтобы узнать строчки. Итак,
Стою у распахнутого настежь окна замкнутой светом сухой комнаты
(Сижу за решеткой в темнице сырой)
Твоя племянница заурядных подлых беззаконий
(Мой дядя самых честных правил)
Поговорки. Лысина –мужское безобразие
(Коса – девичья краса)
Такие формы работы развивают языковое чутье, позволяют почувствовать все тонкие грани русского языка.