В статье "Инновационная деятельность учителя географии в рамках реализации ФГОС" раскрывается инновационная деятельность учителя географии в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта. Говорится об основных принципах инновационой деятельности. Приводится деление на три блока: техническую инновацию, учебную иновацию, внеурочную денятельность. В заключении говорится о готовности к инновационной деятельности в современных условиях образовательной среды как важнейшее качество профессионального педагога.
Инновационная деятельность учителя географии в рамках реализации ФГОС.
Винокурова Светлана Александровна
учитель географии ОГБПОУ УМТ
Инновационная деятельность преподавателя становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами. Инновация - это что-то новое, какие- то обновления, это создание нового продукта, определяющего инновационную деятельность как деятельность, дополнительную, направленную на поиск и реализацию новых идей в целях расширения педагогической деятельности, повышения качества обучения совершенствование методики и организации учебного процесса. Главная цель инновационной деятельности - улучшение качества работы. Инновационная деятельность имеет основные принципы:
Создание и использование интеллектуального продукта.
Интеграция основной образовательной деятельности в Повышени
и
интереса у
студентов
к обучению.
Профессиональная деятельность преподавателя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.
Инновационную деятельность можно разделить на три блока, которые взаимодействуют между собой:
1.Техническая инновация. Интерактивные доски оказывают большую помощь преподавателю, так как позволяют использовать интерактивные карты по разным темам, просмотр видеоматериала в широком формате, создать презентацию к уроку, осуществить взаимопроверку и самооценку учащихся. Вместе со студентами проводить исследовательскую работу, использовать на уроке интернет-ресурсы. Имея образовательный продукт, у учащихся появляется инновационная идея, которую они могут дальше развить, и тем самым, они могут направить свои проекты на конференции. 2.Учебная инновация. Одна из учебных инноваций - это творческие работы, имеющие различную форму:
1. Составление схем, таблиц, кроссвордов
2. Решение тестовых заданий.
3. Составление логических смысловых выражений.
4. Учет результативности работы.
5.Самооценка и взаимооценка.
Пройдя тему, проявляя творческую активность, студенту интереснее и проще заполнить пройденный материал. Поэтому можно в конце урока оставить время, для того чтобы простимулировать ребят на какую-нибудь инновацию. Эти инновации выполняют две важнейшие функции: помогают преподавателям проверять знания ребят и экономят время, которого никогда не бывает много. Такие работы дают возможность учителю осуществлять контроль над детьми, изложить суть и ознакомить с необходимым материалом.
К инновационной деятельности относится панельная дискуссия. Это выступление нескольких экспертов, которые излагают разные точки зрения. Такую дискуссию можно организовать на любом уроке.
Следующий момент – интеллектуальные карты. Это карты, которые позволяют эффективно структурировать и обрабатывать информацию. Они позволяют мыслить и использовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Их можно использовать для проведения презентаций, а также для принятия решений, запоминания большого объема информации. Можно дать такое задание, составить интеллект карту и на уроках. Интеллект карта - это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.
Еще одна инновация - это ментальные карты. Ментальные карты — это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам. Они удобны, эффективны для визуализации мышления и являются альтернативной записью. Ментальные карты служат для того, чтобы зафиксировать какие-то идеи. Опорные сигналы, учитель придумывает сам для себя, они дают уверенность, что данный материал не забудется, выстраивается логическая цепочка, в центре рисуется событие, а дальше действия (можно изображать в виде дерева, солнышка и т.д.). Эти ментальные карты можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые лично для вас являются значимыми, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.
Форма дистанционного образования, как вид инновационной деятельности, пока используется не очень активно, но за ним будущее. Создается информационное пространство, на сайте все автоматизировано, на страничке есть все учебники, тут же находятся тесты, на которые ученик отвечает, ответы оцениваются, и оценка заносится в электронный журнал.
3. Внеурочная деятельность. В этой области, возможно, раскрыть все свои фантазии в инновационной деятельности. Студенты готовят проекты, которые получаются очень интересные. У каждого своя точка зрения, они используют для решения своего проекта какие-то зарисовки, компьютерные презентации и т.д.
Студенты должны ощущать дефицит знаний для решения практических проблем, если они не ощущают этой потребности, то им будет сложно входить в мир инноваций, поэтому их надо заинтересовать и развить необходимые качества. В инновационном процессе, самое главное, что у ребят развиваются компетенции.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях –образовательной среды, икт в осуществлении контрольно-оценочной важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства. Для осуществления инновационной деятельности у преподавателя должен быть план работы, который основывается на основные стандарты образования, выражающие развитие проектных и исследовательских умений обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, организацию проектной деятельности студентов в условиях современной информационной деятельности педагога и обучающихся, роль электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников.