Данная статья посвящена изучению диалектной лексики с помощью метода проекта. Раскрывается целесообразность данного метода как современной образовательной технологии. Показано, что информационно-коммуникативные средства являются логичным решением для достижения целей преподавания. В статье описаны этапы занятия в форме веб-квеста. Рассматривается, что важным направлением современных лингвистических исследований является изучение диалектной региональной лексики и фразеологии в аспекте лингводидактики.
Суханова Юлия Сергеевна, ГАПОУ Архангельской области "Северодвинский техникум социальной инфраструктуры", преподаватель, городской округ Архангельской области Северодвинск, yulia.uspasskih@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена изучению диалектной лексики с помощью метода проекта. Раскрывается целесообразность применения данного метода как современной образовательной технологии. В статье описаны этапы занятия в форме веб-квеста. Показано, что информационно-коммуникативные средства являются логичным решением для достижения целей преподавания.
Важным направлением современных лингвистических исследований является изучение диалектной региональной лексики и фразеологии в аспекте лингводидактики.
Диалектная лексика и фразеология занимают важное место в изучении родного языка: обучающиеся должны знать особенности региональной речи, достичь этой цели можно благодаря включению в уроки русского язык регионального компонента. Помимо уроков, региональному компоненту следует уделять время и во внеурочной деятельности. По мнению Е.Е. Вяземского [Вяземский 2012], региональный компонент может успешно реализовываться с помощью внеклассной деятельности. В статье Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы автор поясняет, что внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности. ˂…˃ Их тематика должна формироваться с учетом пожеланий школьников, их родителей и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от классно-урочной системы обучения (экскурсии, кружки, секции, школьные научные общества и др.) [Вяземский, 2012, с. 31].
Изучение диалектизмов в ходе внеклассной работы может осуществлять в различных направлениях: например, с помощью метода проектов. Проектная деятельность является актуальной образовательной технологией. Ценность данного вида работы состоит в том, что это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения, навыки и компетенции [Яковлева, 2014, с. 13]. В данной статье приведен пример мини-проекта, который проводится в течение одного занятия. Классификация типов проектов многообразна. Мы предлагаем веб-квест, который является смешанным по типу, сочетает признаки творческого направления и ролевой игры. Подобный вид деятельности весьма актуален в контексте современных подходов обучения, так как в основе квеста лежит выход из проблемной ситуации и проектная деятельность с применением информационных ресурсов Интернета.
Интерактивное занятие направлено на изучение лингвистических и культурологических особенностей Архангельской области: диалектной лексики, памятников, святых мест, музеев. Проект ориентирован на обучающихся 1,2,3 курса СПО и может проводиться в рамках организации предметных недель, например, по филологии, по краеведению и т. п. В качестве источников материала выступает Устьянский народный словарь под редакцией А.А. Истомина (2012), Словарь пинежских говоров А.Н Левичкина, С.А. Мызникова (2014), Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении А.О. Подвысоцкого (1885).
Предметом исследования становятся слова, связанные с одеждой, едой, домашней утварью, а также объекты памятников культуры. Работа над веб-квестом делится на несколько этапов: начальный (формирование групп участников); ролевой (поиск информации по заданию, разработка структуры сайта или презентации, создание, разработка материалов для веб-страницы / презентации); заключительный этап (защита квест-проекта/презентации).
Задание квеста состоит в том, чтобы выяснить, какова семантика указанных слов и устойчивых выражений в устьянском и пинежском районах (на основе данных словарей) и как интерпретируются эти диалектные единицы в словаре А.О. Подвысоцкого, там же можно получить информацию, о том, в каких еще районах бытуют эти слова и выражения. На основе полученных данных, необходимо сделать вывод о лингвокультурологической специфике употребления слов по районам. Задание к проекту, распределение ролей, инструкция к действию, ссылки на источники, критерии оценивания изображаются на слайдах презентации, с которой учащиеся знакомятся в начале занятия. Целесообразно данное занятие проводится в специально оборудованном компьютерном классе. Занятие рассчитано на учащихся, уверенно владеющих компьютером, поэтому целесообразно перед проведением веб-квеста провести консультацию с педагогом информатики и выяснить, каков уровень обученности студентов.
На протяжении всего занятия преподаватель выступает как помощник и советчик, не мешая участникам принимать самостоятельные творческие решения, педагог находится рядом и при необходимости направляет учащихся.
Предполагается, что инструкция по выполнению заданий у каждого из учащихся будет лежать на столе. Перед выступлением каждая группа будет ознакомлена с критериями оценивания проекта. После каждого выступления участники будут выставлять оценки. В конце занятия проводится рефлексия с целью выяснения, какие этапы проекта оказались затруднительными, что понравилось, запомнилось.
Данный проект отличается тем, что сочетает в себе черты разных типов проектов: творческий, ролевой, ознакомительно-ориентировочный. Это позволяет заинтересовать многих участников проекта: учащиеся могут шире показать свои возможности, проявить личный творческий потенциал. Таким образом, веб-квест является эффективным методом обучения и воспитания, направленным на изучение особенностей культуры и языка родного края.
Современные технологии являются важной составляющей обучения, позволяют сделать процесс изучения более увлекательным, ярким и продуктивным. Поэтому применение проектной технологии, информационно-коммуникативных средств являются логичным и актуальным решением для достижения целей преподавания.
Источники:
1. Вяземский, Е.Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы / Е.Е. Вяземский // Проблемы современного образования. – 2012 – №4 – С. 21 – 40.
2. Левичкин, А.Н., Мызников, С.А. Словарь пинежских говоров: проект, пробные словарные статьи /А.Н. Левичкин. – СПб. : Нестор-История, 2014. – 196 с.
3. Подвысоцкий, А.И. Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении / А.И. Подвысоцкий. – СПб : 2-е Отд-ние Акад. наук, 1885. – 198 с.
4. Устьянский народный словарь / под ред. А.А. Истомина и др. – п. Октябрьский Архангельская область: Муницип. бюджет. учреждение культуры Устьян. краевед. музей, 2013. – 496 с.
5. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 144с.