Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды . Работа №332353

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье описаны инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС ДО.

Цель оформления  среды: создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.

Условия создания:

- реализация идей и задач комплексной программы воспитания и обучения в детском     саду.

-  учет принципов построения развивающей среды, указанных выше,

- опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.

Организационные условия:

-  среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку    группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»

-  оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность

-  все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей

-  предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением

-  размещение материалов должно быть функциональным

-  предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка

-  среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой,  и для продуктивной, и для исследовательской деятельности)

-   среда должна иметь подвижные границы

Работа:
Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС ДО
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив. Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленными. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами. Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развивающей среды группового помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае возникновения понимания ценности для развития детей партнерской позиции, изменения в предметно-развивающей среде способствуют возникновению принципиально другого образовательного пространства для развития детей.
В настоящее время, когда ФГОС ДО изучены, наступило время задуматься о тех смыслах, которые заложены в ФГОС ДО, которые должны реально войти в жизнь ДОУ и каждого ребёнка. Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГОС ДО означает, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.
Предметно-развивающая среда в условиях ФГОС ДО
В ФГОС ДО чётко определено: организация предметно-развивающей среды должна осуществляться по следующим видам детской деятельности:
 Игровая;
 Двигательная;
 Познавательно-исследовательская;
 Коммуникативная;
 Продуктивная
 Музыкально-художественная;
 Трудовая;
 Чтение художественной литературы.
Предметно-развивающая среда, как, известно, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого первостепенной задачей педагогического коллектива в условиях обновления дошкольного образования, в рамках решения ФГОС ДО, является создание предметно-развивающей среды.
Сегодня предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт. Решением этой задачи занимается наш коллектив в течение 2-х последних лет.
Практика показывает, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы, включающие каждого педагога в активную работу.
Поэтому практическое воплощение вопроса о создании предметно-развивающей среды должно осуществляться в виде конкурсов:
1. Оформление уголка для родителей в приемных.
2. Создание условий компетентного подхода в речевом развитии воспитанников ДОУ.
3. Лучший физкультурный уголок.
4. Создание условий в группах ДОУ для развития самостоятельной художественной деятельности детей дошкольного возраста.
5. Создание музыкальных зон в группах.
6. Подушка-игрушка.
7. Индивидуализация предметно-пространственной среды в группах ДОУ.
8. Летние игровые площадки.
Для организации и проведения каждого конкурса создается положение, где указываются цели, задачи, сроки проведения конкурса, критерии оценки, состав жюри и материальное награждение победителей.
С введением ФГЛС ДО изменилась идеология во взаимодействии детского сада и семьи. Поэтому в содержании родительских уголков после конкурса появились следующие разделы:
 режим;
 расписание организованной образовательной деятельности;
 психологические особенности детей;
 настольно-тематическая информация (информация по вопросам педагогики, психологии и медицины);
 уголок краткой информации (высказывания великих людей, яркие строки стихов, меткие народные пословицы и поговорки по вопросам воспитания и обучения);
 читаем дома (выучите вместе с детьми);
 послушайте вместе с детьми (специальная запись песен или стихов для прослушивания дома);
 детское творчество (я - художник);
 уголок здоровья;
 наши успехи;
 знаете ли вы (рубрика содержит сообщения о новых исследованиях в области медицины, психологии);
 права детей (помещается информация по соблюдению прав детства в ДОУ и семье;
 тематические выставки.
В результате проведения конкурса в этих зонах значительно увеличены площади, увеличился объем доступного материала (дидактические игры, ребусы, кроссворды, альбомы, карты, глобусы, энциклопедическая литература).
Главное – созданы условия для самостоятельной образовательной деятельности.
В зонах двигательной деятельности содержится не только переносной спортивный инвентарь, но и перекладины, тренажеры. Здесь решаются образовательные задачи, поскольку дети получают информацию о влиянии того или иного упражнения на определенную группу мышц.
Создание условий в группах ДОУ для развития самостоятельной художественной деятельности. Их отличает то, что в доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: это не только карандаши и бумага, как было раньше, это восковые мелки, формочки для лепнины, белая и цветная манка. Предусмотрено наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмов последовательности выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству. В этих уголках предусмотрено место для индивидуальных выставок и совместных работ с родителями. Удобное расположение рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы детей, которые во время работы могут обмениваться мнением и опытом. При организации зон учитываются интересы мальчиков и девочек.
Зоны для самостоятельного музицирования мобильны, т.е. дети могут перемещать их по своему усмотрению и использовать атрибуты к музыкальным подвижным играм, наборы самодеятельных шумовых инструментов для детского оркестра, атрибуты для танцевальных движений.
При организации предметно-развивающей среды в холлах детского сада, на территории педагоги стараются учесть всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, закономерностям психического развития, а также эмоционально-волевой сферы. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ продолжается, главным критерием при этом являются творчество, талант и фантазия педагогов.
Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС ДО
В целом, предметно-развивающую среду группы можно было охарактеризовать как несоответствующую инновационным требованиям, как не создающую условия для реализации основных направлений деятельности детей.
Цель оформления среды: создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.
Условия создания:
- реализация идей и задач комплексной программы воспитания и обучения в детском саду.
- учет принципов построения развивающей среды, указанных выше,
- опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.
Организационные условия:
- среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие зоне ближайшего развития
- оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность
- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей
- предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением
- размещение материалов должно быть функциональным
- предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка
- среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности)
- среда должна иметь подвижные границы
За основу разработки идеальной модели развивающей среды мы взяли идею, представленную в пособиях Н.Е.Вераксы От рождения до школы, Материалы и оборудование для детского сада/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой От рождения до школы.
Групповая комната представлена тремя зонами: активной, рабочей и спокойной.
Условная схема пространства группового помещения:
Уголок экспериментирования
Уголок познавательно-исследовательской деятельности
Уголок продуктивной деятельности
Дидактический уголок
Уголок релаксации
Книжный уголок
Национально – региональный уголок
Мини-музей
Спортивный уголок
Уголок ролевых и режиссерских игр
Уголок музыкально-театрализованной деятельности
Уголок конструирования
Рабочая зона
Активная Спокойная
зона зона
Содержание некоторых уголков:
Спортивный уголок
Задачи: продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, поддерживать интерес к разным видам спорта, развивать двигательную активность детей.
Уголок ролевых и режиссерских игр
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка, воспитание коммуникативных навыков, потребности в общении, формирование умения соблюдать в игре определенные правила, развитие творческого воображения, креативного мышления; закрепление в игре социального, речевого поведения; воспитание культуры поведения.
Уголок музыкально-театрализованной деятельности
Задачи: развитие музыкальных и творческих способностей; совершенствование навыков игры на музыкальных инструментах; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение детей к истокам музыкального творчества; развитие умения перевоплощаться с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности.
Уголок конструирования
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу; формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
Уголок экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности
Задачи: развитие первичных естественно - научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение), формирование умения комплексно обследовать предмет.
Уголок продуктивной деятельности
Задачи: развитие интереса и желания заниматься творческой деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов, развитие пальцевой моторики, творческого воображения.
Уголок национально - региональный
Задачи: всестороннее изучение родного края; расширение области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родному краю, стране, воспитание патриотических чувств.
Также в групповых помещениях располагаются мультимедийные установки, которые позволяют организовать работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по любому направлению, служат фоном при организации сюжетно-ролевых игр и помогают осуществлять проектную деятельность.
Таким образом, представленная нами модель предметно-развивающей среды (по результатам контрольного исследования) позволяет:
- изменить распределение детских активностей: увеличить долю развивающих видов активности (способствует формированию познавательной активности);
- равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность;
- упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических ;
- облегчить воспитательно-образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности;
- способствовать эстетическому воспитанию детей в быту;
- обеспечить психофизиологический комфорт детям и педагогам, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения;
- воздействовать на настроение и психическое состояние детей и педагогов, а через них на организм в целом, т.е. способствовать оздоровлению.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×