В статье рассматриваются инновации в сфере физической культуры, которые используют или можно использовать на уроках физической культуры в стенах школьного учреждения. Инновацией в сфере физической культуры в настоящей работе будет являться инновация, обеспечивающая качественное повышение эффективности процессов, востребованных в сфере физической культуры и спорта в стенах школьных учреждений.
Государственное казенное учреждение
специальная средняя общеобразовательная школа № 1
Апшеронского района Краснодарского края
Инновационные технологии на уроках
физической культуры.
Подготовил: Акопов Роман Эрнестович,
учитель физической культуры
Апшеронский район, 2024
Актуальность настоящей статьи обусловлена ролью инновационных технологий в обязательном физическом развитии детей. Это объясняется тем, что их использование, дает учителю возможность выбирать различные формы проведения урока, в ходе которых определяется двигательная активность, ее виды, формы, показатели нагрузки для ребенка. При этом результаты занятий с использованием таких технологий соответствуют образовательным стандартам.
Кроме того, сегодня достаточно большое количество обучающихся в образовательных учреждениях освобождены от занятий физкультурой. В связи с чем данная категория лиц редко проявляет интерес к этой дисциплине и спорту в целом. Поэтому для учителей становится все более важным внедрение новых методов занятий на своих уроках с целью заинтересовать учащихся.
Таким образом, инновацией в сфере физической культуры в настоящей работе будет являться инновация, обеспечивающая качественное повышение эффективности процессов, востребованных в сфере физической культуры и спорта в стенах школьных учреждений.
Чтобы достичь вышеуказанную цель, считаем, что учителям следует использовать инновационные технологии, о которых будет рассказано далее. Однако в начале определим, в чем заключаются преимущества и отличительные характеристики инновационных технологий от обычной системы преподавания в школе.
Во-первых, главное отличие заключается в том, что их ориентация направлена не на сам процесс преподавания, а на конечный результат, который дает определенный набор методов преподавания. Таким образом, первая отличительная черта — это достижение определенного инновационного результата, т.е. нового по сравнению с традиционным результатом [4].
Во-вторых, целью внедрения инновационных технологий является не накопление обучающимся знаний, а умение их применять в практической деятельности. Следовательно, целью является не само знание, а его практическое применение в жизни.
В-третьих, отличие инновационных технологий заключается в способе получения знаний в образовательном процессе — это деятельностный подход. Данное отличие неразрывно связано с предыдущим, так как ребенок при использовании инновационных технологий получает знания не из-за запоминания определенных правил и норм, а в процессе достижения интересующей его цели урока. Такие знания будут накапливаться в процессе осознанной потребности постепенно, шаг за шагом. Конечно, только под руководством учителя.
Следующей особенностью является то, что данные технологии создают условия для осуществления деятельности детей по достижению знаний. Но при этом сами знания (в теоретическом аспекте) не предстают основополагающей целью занятий, поскольку на первом месте стоит организация учебного пространства, которая работает как образовательная среда для формирования знаний учащихся.
В-пятых, инновационные технологии меняют суть взаимоотношений учителя и ученика на уроке. Учитель предстает как организатор всего воспитательного пространства, он некий консультант, эксперт. Большая роль отводится и организации урока, его подготовке – подготовка является краеугольным камнем в организации таких уроков.
В завершении укажем, что инновационные технологии — это личностно-ориентированные технологии, то есть направленные на личностное развитие. Получается, что это индивидуальные, ориентированные на доступность каждого обучающегося в отдельности технологии.
Теперь перейдем к анализу некоторых из видов инновационных технологий. Проанализировав научную и учебную литературу, практический опыт ряда педагогов, было выявлено, что многие из них в качестве инновационных технологий на уроках выделяют информационные (интерактивные) технологии. Их также называют информационно-коммуникативные, компьютерные и т.п.
Данному виду технологии была посвящена большая научная статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании физического развития в педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения» автора Пиянзиной О.П. и Семенова Т.Б. В начале своей работы авторы отмечали, что воспитание здорового образа жизни населения является одной из приоритетных задач образовательной политики России, но в то же время современная система образования требует внедрения современных технологий, в том числе использование ИКТ. «Задача современного педагога – использовать все возможные ресурсы для обогащения педагогической деятельности по формированию физически развитой интеллектуальной личности. Одним из таких ресурсов являются информационно-коммуникационные технологии» [3].
Как было отмечено ранее, сегодня среди учащихся наблюдается снижение уровня двигательной, познавательной активности детей на занятиях, преобладает нежелание учиться. Одним из способов развития двигательной и познавательной активности школьников является показ видеофильмов, мультимедийных технологий и использование всего спектра функций компьютера.
При использовании информационных (интерактивных) технологий в школьном курсе физической культуры можно выделить некоторые направления:
1. Представление при помощи визуального метода фильмов, видеороликов о влиянии физической активности на организм человека, правильной технике исполнения того или иного упражнения и т.п.
Например, показ качественных видео дыхательных упражнений позволит учащимся лучше понять процесс выполнения упражнений и получить от них больше удовольствия.
Проводя уроки физической культуры в обычном спортзале, обучающиеся легко могут перенестись на морское побережье, чтобы немного снизить уровень стресса и получить новые положительные впечатления от занятий спортом. В данном случае компьютерными материалами могут быть как запись звука разбивающихся о берег волн, так и соответствующее видео;
2. Моделирование игровых ситуаций, онлайн квестов и других форм;
3. Система контроля полученных знаний при помощи онлайн тестирования (можно в игровой форме);
4. Оценка самочувствия путем создания электронных дневников здоровья. Сейчас во многих учебных заведениях, на специальных сайтах или в личных кабинетах школьников имеются электронные дневники самочувствия, где дети ежедневно или с периодичностью могут вносить данные о своем здоровье (пульс, давление, описание своих физических нагрузок и т.п.).
При помощи использования анимаций, моделей с использованием компьютера, имеется возможность провести занятия более интересно, наглядно [2]. Именно графические изображения могут стать для детей более понятными и наглядными.
С помощью презентации также можно объяснить правила спортивных игр, красочно представить исторические события, биографии спортсменов. Наличие зрительного ряда информации позволяет быстрее фиксировать ее в памяти.
Помощниками учителя может стать создание презентаций и видеороликов с комплексами общеразвивающих упражнений. Более того, помимо учителей физкультуры такие презентации могут использовать и другие учителя во время проведения утренних зарядок с детьми.
Из этого вытекает, что музыкальное сопровождение также должно использоваться на уроках физкультуры. Этот метод не только создаст более приятную атмосферу, но и поможет учащимся развить пластику и чувство ритма. Используя компьютерные технологии, можно расположить музыкальные композиции в нужном для этого урока порядке [1].
Кроме того, ИКТ можно использовать и для дачи домашнего задания, например, создание презентаций на темы «Здоровый образ жизни и я», «Способы закаливания», «Вредные привычки» и многие другие. Такие задания дети могут выполнять как самостоятельно, так и в группах, что позволяет им перейти к реализации проектов.
Безусловно, появление компьютеров повлекло за собой использование новых информационных технологий, значительно повышающих качество усвоения информации. В настоящее время использование компьютеров в обучении имеет уникальную возможность сделать занятия в классе более интересными.
Включение ИКТ на уроке физической культуры позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и значительно повысить его эффективность.
Использование компьютерных презентаций в качестве средства визуализации позволяет значительно повысить интерес учащихся к уроку.
Компьютер очень удобен как средство определения уровня знаний и контроля усвоения дидактического материала на занятиях по теоретической физической культуре. Например: тематический контроль, обеспечивающий выявление и оценку знаний и умений учащихся, полученных на нескольких занятиях по предмету, или итоговый контроль [5].
Использование компьютера позволяет повысить мотивацию, развить познавательные способности учащихся, обеспечить высокую положительную эмоциональную удовлетворенность, развить любознательность, сообразительность и мышление.
Помимо того, данные технологии предоставляют множество преимуществ и для самого учителя. Во-первых, не нужно объяснять весь материал самостоятельно, так как дети будут увлечены познавательным процессом на экране.
Во-вторых, у учителя имеется выбор предоставления наглядной и удобной для усвоения информации. Другими словами, не будет необходимости покупать наглядные учебные материалы (плакаты, справочники и прочее), что, в свою очередь, экономит как школьный бюджет, так и личные средства учителя и учащихся.
В-третьих, современные информационно-коммуникационные технологии позволяют расширить возможности и разнообразить учебный материал, что позволит учителю сделать каждое занятие по-своему уникальным и запоминающимся и повысить внимание учащихся.
В связи с этим, рекомендую учителям на занятиях по физической культуре использовать следующие информационно-коммуникационные технологии: музыкальное сопровождение, видеофильмы или ролики, презентации на различные тематики. Также данными технологиями не стоит пренебрегать и при организации и проведения спортивных мероприятий (соревнований, олимпиад, конкурсов так далее.), например, представлять спортивные команды, описывать сами соревнования и т.д.
Таким образом, исходя из анализа, представленного выше материала, считаю, что из-за проблем со здоровьем, снижением иммунитета и потерей интереса к урокам физической культуры, учителям стоит обратить внимание на такие инновационные технологии как информационно-коммуникативные.
Считаю, что большее преимущество учителю физкультуры предоставит использование информационно-коммуникационных технологий, так как для современных детей этот аспект ближе, они привыкли к компьютерам и материал, представленный при помощи компьютерных технологий, для них будет более ясен и быстрее усвоен.
Однако это не значит, что уроки физической культуры должны проводиться в виде теории при помощи ИКТ. Данная технология больше является вспомогательной, то есть ее стоит чередовать с основными занятиями.
Таким образом, система применения современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и умственных способностей ребенка и обеспечивает творческое применение полученных знаний, умений и навыков. Сохранение физического и нравственного здоровья способствует формированию у школьников личностной физической культуры.
Список литературы
Головина И.Ю., Меркулова А.А Инновационные технологии в физической культуре / И.Ю. Головина, А.А, Меркулова // Наука-2020 Физическая культура, спорт, туризм: проблемы и перспективы. – №5(30). – С. 54-69.
Кленикова В.А. Интегрированная система обучения как средство подготовки студентов к исследовательской деятельности:
дис
. ... канд.
пед
. Наук / В.А. Кленикова. – М.: МГИУ, 2003. – 150 с.
Пиянзина
О. П., Семенова Т. Б. Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании физического развития в педагогической деятельности ДОО / О. П.
Пиянзина
, Т. Б. Семенова // Наука и перспективы. – 2017. – № 1. – С. 15-22.
Тагариев
Р.З.,
Шихов
С.Е. Новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса в сфере физической культуры // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 6 – С. 92-93.
Ульянова И. С. Новые инновационные технологии в физическом воспитании школьников / И. С. Ульянова // Молодой ученый. – 2015. – № 10.1 (90.1). – С. 42-49.