Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС. Работа №330267

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В работе описаны целесообразность. цели и задачи использованмя ИКТ в обучнии детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС. Дан примерный план современного урока для детей с ОВЗ с использованием ИКТ.В работе показаны некоторые возможности мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе: чтения, русского языка, математики, окружающего мира, трудового обучения. А также использование ИКТ во внеурочной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии дают реальную возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения. Расширяют возможности соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

 

 

 

Работа:

Определение информационно-коммуникационных
технологий в образовании

 

В последнее время много говорится о внедрении информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в процесс образования. Использование компьютерных технологий доказывает не только целесообразность использования компьютера, но и важную роль в развитии личности ребенка. 

ИКТ– совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Виды ИКТ

Мультимедийные презентации

Интерактивные тренажеры

Мультимедийные энциклопедии

Подготовка разноуровневых контрольных работ, тестов

Проведение практических работ

Формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты

Выполнение наглядного материала при оформлении класса

 

Задачи применения ИКТ в образовательном процессе:

-усиление интенсивности урока,

-повышение мотивации учащихся,

-мониторинг их достижений.

 

Грамотное использование ИКТ в начальной школе способствует:

активизации познавательной деятельности,

     достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

развитию навыков самоконтроля у младших школьников;

     снижению дидактических затруднений у учащихся;

повышению уровня комфортности обучения;

повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; формированию информационно- коммуникационной компетенции;

  приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы основные каналы восприятия учащихся – зрительный, слуховой и эмоциональный. Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала оставляет больше времени на закрепление.

 

Примерный план современного урока для детей с ОВЗ с использованием ИКТ 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Применение ИКТ

1. Самостоятельное определение деятельности.

Организационный момент урока.

Включение в деловой ритм.

Устное сообщение.

Учитель сообщает ребенку название темы, выясняет, обсуждает рамки темы и планируемый результат.

 

Подготовка к работе.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Анимированная презентация темы урока

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Во время объяснения учитель фиксирует основные моменты, понятия, схемы и т.п. в тетради ребенка

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные

Познавательные

Видеофрагменты, презентации

3. Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.

Регулятивные

Целеполагание

Общеучебные

Логические

Во время объяснения учитель фиксирует основные моменты, понятия, схемы и т.п. в тетради ребенка. Фиксация результатов на компьютере.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организует учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Учебный материал излагается небольшими фрагментами. После каждого фрагмента учитель осуществляет проверку его понимания

В процессе изложения материала необходимо предусмотреть активное включение ребенка в учебную деятельность, например, привести примеры, восстановить текст, сформулировать вопросы

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)

Регулятивные

Познавательные Коммуникативные

 

Компьютерные тренажеры

 

5. Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность ситуации.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные

Познавательные Коммуникативные

 

Компьютерное тестирование.

Для лучшего понимания и закрепления темы обязательно используется наглядный материал

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний

Обязательно закрепить изученной тему: установить причинно-следственные связи между отдельными понятиями, сделать обобщение, решить аналогичную задачу. Повторение – это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные

Начало презентации,

Мониторинг на компьютере

 

7. Информация о домашнем задании

Инструктирует выполнение домашнего задания.

Фиксируют задания.

Регулятивные

Задания различной степени сложности и уровня на Интернет порталах, тренажерах.

8. Рефлексия деятельности

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные

Анимированная презентация

 

 

Покажу лишь некоторые возможности мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе.

 

На уроках русского языка:

Образцы письменных букв

Объяснение нового материала

Закрепление материала

Проверка знаний

На уроках математики:

 

Быстрая проверка знания таблиц сложения, вычитания умножения

, деления

.

Устный счет.

Наглядное изображение задач.

 

На уроках окружающего мира:

Фотографии, картинки, иллюстрации.

Например, птицы, и продемонстрировать, как они поют.

На уроках трудового обучения:

Технологическая карта урока

Поэтапное изображение трудоемкой операции

Наглядная техника безопасности при работе с инструментами

 

Использование презентаций во внеурочной деятельности

 

Сейчас в интернете можно найти множество презентаций на любую тему урока. «Правила создания мультимедийной презентации». Остановлюсь на основных требованиях:

Соблюдение единого стиля оформления,

Обязательная орфографическая и пунктуационная грамотность,

Нельзя перегружать слайды зрительной информацией

Шрифт и цвет фона должен хорошо сочетаться, не мешать чтению

Хорошее качество используемых фото или картинок

Минимальное количество строк и столбцов в таблицах

Наиболее важная информация должна располагаться по центру или выше

Не злоупотреблять анимационными эффектами

Не использовать звуковое или музыкальное сопровождение, если это не несёт смысловую нагрузку

Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Здоровьесберегающие требования к учебным занятиям с использованием ИКТ

 

Использовaние Программы Smart Notebook

 

На уроках чтения:

Названия произведений, авторы.

Таблицы слогов, слов, предложений

Иллюстрации к произведениям

Словарь: разъяснения трудных, непонятных слов

 

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, в том числе:

 

развитие наглядно-образного, наглядно-действенного мышления

эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики;

развитие коммуникативных способностей;

 формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

 

Икт приводит к увеличению эффективности учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

 

 

повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;

 активизацию познавательной деятельности;

углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации

 

 

 

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ ФИЗКУЛЬМИНУТКИ

 

Есть большое количество мультимедийных материалов, предназначенных для использования в начальном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т.д. Но при использовании программных продуктов нужно учитывать особенности каждого ребенка в классе.

Также в последнее время создано большое количество развивающих игр, использование которых в работе с детьми ОВЗ дает возможность подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития ученика, а не его возраста. Игры позволяют учиться работать «мышью» в индивидуальном темпе, учат видеть экран монитора, ориентироваться на нем. Их можно также использовать на занятиях по развитию пространственных представлений. Дети охотно и быстро осваивают работу на компьютере.

Специальные упражнения-игры на тренажерах повышают привлекательность содержания учебного материала; деление материала по разделам, позволяют планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается; у детей повышается интерес к процессу обучения. Речевое нарушение и недостаточное развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления) мешают учащемуся в усвоении программного материала, а компьютерные игры и тренажеры развивают навыки самостоятельной работы и самоконтроля..

В своей работе с детьми ОВЗ использую развивающие интерактивные игры, тренажеры с Интернет порталов, учитываю индивидуальные особенности и возраст учащегося, например игры с сайта https://systemekb.ru/games/ovz/page/5/ Также активно использую задания с образовательных порталов «Учи.ру», «ЯндексУчебник», «РЭШ». Эти игровые программы помогают в легкой и доступной форме усваивать знания по математике, русскому языку, стимулируют приобретение новых знаний, специально подобранные игры развивают познавательные способности детей.

Вывод

Необходимость использования ИКТ на современных уроках неоспорима. Педагог получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития учащегося с ОВЗ, поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучшего варианта учебной программы. Детям с ОВЗ компьютерные технологии помогают освоить и познать новое. Развитие мотивации, один из способов социализации. Первая причина необходимости использования ИКТ в обучении детей с ОВЗ является - организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональными и физиологическими особенностями.

Информационно-коммуникационные технологии дают реальную возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения. Расширяют возможности соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

В современной школе компьютер является мощным, многофункциональным техническим средством обучения. Педагог в свою очередь должен не просто дать каждому учащемуся некий запас знаний, но и создать условия для проявления собственной активности учащихся.

Таким образом, анализируя свою практику, делаю вывод, что использование ИКТ в образовательном процессе с детьми с ОВЗ повышает:

- качество образования, активизирует творческий потенциал ученика и учителя,

-познавательный интерес к предмету и мотивации к учению в целом,

-уровень информационной культуры,

-качество контроля знаний и разнообразие ее форм,

-самостоятельность на уроке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5.

2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиск // Дефектология. 1998. № 1. С. 47–55.

3. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2003. № 3. С. 67–76.

4. https://infourok.ru/statya-informacionnokommunikacionnie-tehnologii-v-sisteme-obrazovaniya-916893.html

5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/06/30/primenenie-ikt-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X