Нетрадиционные техники рисования занимают важное место в образовательной работе с дошкольниками, так как они помогают детям выходить за рамки стандартных способов создания изображений, развивая их воображение и креативность. Использование различных материалов и методов, таких как рисование пальцами, использованием губок, нитей или песка, позволяет детям воспринимать процесс рисования как увлекательную игру, в которой они могут экспериментировать и пробовать новые способы самовыражения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Долгих Полина Юрьевна, воспитатель
МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад № 7»
Нетрадиционные техники рисования занимают важное место в образовательной работе с дошкольниками, так как они помогают детям выходить за рамки стандартных способов создания изображений, развивая их воображение и креативность. Использование различных материалов и методов, таких как рисование пальцами, использованием губок, нитей или песка, позволяет детям воспринимать процесс рисования как увлекательную игру, в которой они могут экспериментировать и пробовать новые способы самовыражения.
Одной из популярных техник является рисование пальцами, которое помогает детям не только создавать яркие и оригинальные картины, но и развивать мелкую моторику. Процесс рисования пальцами позволяет детям чувствовать текстуру краски и бумаги, что способствует развитию тактильных ощущений. Например, воспитатель может предложить детям нарисовать морской пейзаж, используя пальцы для создания волн, облаков и солнца. Это помогает детям почувствовать свободу творчества и учит их управлять своими движениями, что важно для общего сенсорного и моторного развития.
Рисование губкой — ещё одна интересная техника, которая позволяет детям создавать необычные текстуры и эффекты на бумаге. Дети могут макать губку в краску и наносить её на поверхность, создавая рельефные узоры. Например, при создании картины леса воспитатель может предложить детям использовать губку для изображения деревьев и листвы. Это не только помогает детям развивать художественные навыки, но и учит их применять разные материалы для достижения желаемого эффекта.
Использование нитей в рисовании — это ещё один способ развивать творческое мышление у дошкольников. Для этого можно предложить детям макнуть нитку в краску, а затем протягивать её по листу бумаги, создавая абстрактные узоры. Такая техника стимулирует развитие воображения и помогает детям экспериментировать с линиями и формами. В процессе работы дети могут придумать, какие образы или фигуры можно увидеть в созданных узорах, что развивает их способность к абстрактному мышлению и интерпретации изображений.
Рисование с использованием отпечатков листьев и других природных материалов также является увлекательным занятием для дошкольников. В процессе работы дети собирают листья, шишки или цветы, а затем делают из них отпечатки, создавая оригинальные картины. Это помогает детям развивать сенсорное восприятие, так как они учатся различать текстуры и формы природных объектов. Кроме того, такое рисование способствует развитию экологического сознания, так как дети начинают осознавать ценность природы и её даров.
Техника рисования на песке особенно полезна для сенсорного и тактильного развития детей. В процессе работы дети могут рисовать пальцами или специальными инструментами по песку, создавая на его поверхности линии, узоры и фигуры. Эта техника помогает детям развивать моторику и координацию движений, а также учит их работать с нестабильным материалом, который легко меняется и требует внимательного отношения. Песочное рисование может быть как самостоятельным занятием, так и частью общей темы занятия, например, для создания пейзажей или абстрактных композиций.
Нетрадиционные техники рисования стимулируют у детей интерес к творчеству и экспериментированию. Например, рисование на фольге или с использованием соли позволяет детям создать необычные текстурные эффекты. Воспитатели могут предложить детям использовать фольгу как основу для рисунка, где краска ложится по-разному в зависимости от её плотности. Это развивает у детей способность к наблюдению и анализу того, как различные материалы взаимодействуют между собой.
Ещё один интересный метод — рисование мыльными пузырями. Дети выдувают мыльные пузыри, смешанные с краской, на лист бумаги, создавая причудливые узоры и формы. Это развивает координацию и зрительно-моторные навыки, а также помогает детям лучше понять физические свойства материалов. Мыльные пузыри добавляют элемент игры в процесс рисования, делая его ещё более увлекательным.
Использование нестандартных методов рисования, таких как рисование тенями или солнечными пятнами, помогает детям развивать креативное мышление и учит их воспринимать окружающий мир через художественную призму. Например, дети могут использовать солнечный свет для создания теневых рисунков на асфальте, или рисовать силуэты с использованием лампы и бумаги. Это учит детей мыслить нестандартно и применять окружающие их объекты и явления в творческом процессе.
В завершение можно отметить, что использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками помогает развивать у детей творческое мышление, воображение, сенсорные и моторные навыки. Включение в процесс рисования разнообразных материалов и техник способствует не только художественному, но и когнитивному развитию детей, делая процесс обучения более увлекательным и полезным. Эти методы помогают детям свободно самовыражаться и учат их видеть мир в новых, нестандартных формах.
Список литературы
1. Герасимова, Е. Н. Использование нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста / Е. Н. Герасимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 240-242.
2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт-Петербург: КАРО, 2016. 96 с.
3. Шаляпина И.А. : «Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательных игровых занятий» ЦТ СФЕРА 2016г.