Статья о том, что использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: речевых, интеллектуальных, двигательных, поведенческих и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Как следствие этого повышается эффективность логопедической работы в образовательном учреждении.
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя - логопеда
учитель-логопед НШДС № 71 Афанасьева Р.В.
В своей работе логопеда как специалисту имеющему базовое психологическое образование мне было интересно применять нейропсихологические приемы в своей работе. При использовании таких приемов можно решать следующие задачи:
1. Развитие познавательных функций;
2. Коррекция познавательных функций;
3. Развитие и формирование межполушарных связей.
Последняя задача является наиболее важной для решения, т.к. согласованная работа полушарных систем мозга формирует полноценную работу психики человека. При несформированности межполушарного взаимодействия у ребенка происходит неправильная обработка информации, что в дальнейшем ведет к сложностям в обучении. Базовыми приемами для развития этих связей находятся в плоскости применения кинезиологических упражнений. Они улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий и способствуют улучшению запоминания. Желательно эти упражнения повторять ежедневно, увеличивая продолжительность в зависимости от возраста ребенка. Эффективно использовать игры с перекрестными упражнениями, например с мячами. А применение нейропсихологических прописей двумя руками позволяет научится снимать напряжение с руки или наоборот повышает тонус, при необходимости. Ребенок учится контролировать пишущую руку, а также соблюдать границы букв, строки, регулировать темп письма, развивать пространственную ориентацию на листе. Появляется усидчивость, решаются вопросы связанные с нарушениями в эмоционально — волевой сфере.
Отдельно хочется отметить пользу применения такого нейрокоррекционного метода как мозжечковая стимуляция. Она помогает развивать когнитивные функции улучшая возможности передачи информации между различными сенсорными зонами в мозге, все из которых основаны на чувстве равновесии, баланса. Все действия мозжечковой стимуляции происходят на специально разработанной доске Бильгау. Ребенок стоит на поверхности доски, которая прикреплена на полукруглой основе, что и заставляет балансировать ребенка в попытках удержать равновесие, выполняя различные упражнения. Стоя на балансировочной доске ребенок может выполнять задания логопеда, обмениваясь мячом, называет речевой материал по автоматизации закрепляемого слова или речевой материал по лексико-тематическим циклам. Для занятий на доске Бильгау используются и дополнительные аксессуары: мешочки разного веса и наполняемости, палки гимнастические и прочее. Ребенок может ловить различные мячи поочередно руками и выполнять упражнения на автоматизацию или дифференциацию звуков.
Интересно использование при проведении логопедических занятий нейроскакалки. Для прыжков на ней требуется согласованная работа обеих ног: одна нога прыгает, а другая выполняет определенные действия. Такие движения очень хорошо влияют на формирование межполушарного взаимодействия. Палитра заданий при выполнении этих упражнений может быть разнообразной: начиная с работы над правильным звукопроизношением, заканчивая работой по формированию грамматического строя речи.
Стоит отметить, что у ребенка с нарушениями в развитии мозг работает недостаточно ритмично и эффективность занятий повышают использование игр, направленных на развитие чувства ритма. Можно использовать любой подручный материал, например камешки марблс, фишки, разноцветную фасоль и т. п. Используя эти аксессуары можно выкладывать определенную последовательность например по цвету или форме. Интересно применять с точки зрения улучшения работы полушарий головного мозга различные настольные игры, наподобие игр — бродилок.
Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: речевых, интеллектуальных, двигательных, поведенческих и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Как следствие этого повышается эффективность логопедической работы в образовательном учреждении.