Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 08.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Методы контроля и самоконтроля на уроках музыки. Работа №314794

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Вместе с методами организации и стимулирования учебной деятельности школьников на уроках музыки используются приемы ее педагогического контроля и оценки. Основная дидактическая функция контроля заключается в обеспечении обратной связи между учителем и учащимися, в получении информации о степени усвоения учебного материала - уровне и качестве обученности. Результат проверки- оценка - фиксируется учителем в классных журналах и дневниках учащихся в виде отметок. Целесообразно выставлять оценки в журнал в конце урока, подводя итог работы детей.Формами выражения оценка является эмоциональная реакция, слово, отметка, письменная характеристика.

 

Работа:

«Методы контроля и самоконтроля в обучении на уроках музыки»

Сообщение учителя музыки МОУ “СОШ п.Новопушкинское

Апрышко Наталии Александровны

 

Вместе с методами организации и стимулирования учебной деятельности школьников на уроках музыки используются приемы ее педагогического контроля и оценки.

Основная дидактическая функция контроля заключается в обеспечении обратной связи между учителем и учащимися, в получении информации о степени усвоения учебного материала - уровне и качестве обученности. Результат проверки- оценка - фиксируется учителем в классных журналах и дневниках учащихся в виде отметок. Целесообразно выставлять оценки в журнал в конце урока, подводя итог работы детей.

Формами выражения оценка является эмоциональная реакция, слово, отметка, письменная характеристика.

Объектом проверки по предмету музыка являются учебные достижения школьников, которые проявляются в:

эмоциональной отзывчивости на музыку, слово, изображение, жест;

знание важнейших понятий музыковедения, позволяющих ориентироваться в мире музыки;

способность воспринимать содержание и характер музыкальных образов;

овладение

музицированием

в различных формах (сольное, ансамблевое, хоровое пение, игра на детских муз. инструментах);

проявлениях личностного отношения к музыкальным явлениям и жизненным ситуациям;

умении применять полученный опыт в работе над творческими заданиями, в различных видах музыкального творчества.

Искусство является неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества. Поэтому одной из главных проблем художественного воспитания и образования детей является формирование культуры восприятия произведений искусства. В настоящее время каждый ребёнок ежедневно встречается с «экранными искусствами» (видео, кино, телевидение), которые обладают большой силой эмоционального, нравственно-эстетического воздействия.

Использование на уроках музыки материалов видео и киноискусства позволит детям не просто с интересом смотреть, но и в процессе беседы разбираться в своих чувствах, возникших при просмотре. Делиться своими впечатлениями с одноклассниками, слушать их мнения, выполнять творческие задания и, возможно, начать видеть то, чего раньше не видели, понимать то, чего не понимали и понимали не так, как понимают другие.

С этой целью мной были разработаны уроки с введением в них материалов видео- и киноискусства, направленные на развитие художественного восприятия.

Также ученики готовят презентации по различным темам и выступают с ними.

Творческая лаборатория каждого учителя по-своему уникальна. В деятельности каждого педагога возможны свои открытия, интересные находки, озарения.

Сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества. Ученик из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения из объекта воздействия превращается в субъект.

Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня. Одним из условий успешного обучения является качество используемых на уроках аудио и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения позволяет добиваться хороших результатов.

Формами овладения ИКТ на уроках музыки стало выполнение тестов, проектов с электронными презентациями. При защите проектов учащиеся приобретают навыки выбора, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов. Применение ИКТ для детей означает:

- индивидуальное развитие и самовоспитание;

- средство дополнительной мотивации к деятельности;

- новый вид наглядности;

- эффективное средство приобретения опыта оперирования полученной информацией.

Для учителя использование ИКТ является новыми формами, средствами обучения, воспитания и воздействия на ребенка. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук) позволяют рассматривать ИКТ как учебно-развивающую сферу для творчества и самообразования.

Думаю, что учитель должен осуществлять индивидуальное влияние на конкретного ученика, заинтересовывать его, пробуждать в нем неповторимую личность. В своей работе я использую технологии коммуникативно-развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию.

Основными задачами в личностно-ориентированном образовании являются:

- оптимистический подход к ребенку и умение максимально стимулировать его развитие;

- опора на познавательный интерес каждого ребенка;

- создание позитивной психологической атмосферы;

- саморазвитие личности;

- личностная направленность.

Значительное место на уроках уделяю применению здоровье сберегающих технологий. Это – ритмотерапия, арттерапия музыкального искусства для достижения комфортности душевного состояния учащихся, снятия эмоциональных стрессов, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности.

Условиями успешности обучения на уроках музыки являются проблематизация учебного материала, познавательная активность учащихся, связь обучения с жизнью, организация обучения как деятельности. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске

Э. Б. Абдуллин предлагает следующие критерии оценки учащихся начальной школы на уроках музыки:

«5» - соответствие трем критериям либо первым двум:

проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на нее; высказывания о прослушанном или исполненном произведении;

активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;

рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

«4» - соответствие двум или одному критерию.

«3» - отсутствие соответствия данным критериям.

Я считаю, что оценка «3» тоже педагогически не верна, так как она может погасить интерес ребенка и его потребность в красоте и доброте. Важно, чтобы ребенок видел в учителе музыки соучастника своего вхождении в мир музыкального искусства. Нужно радоваться удачам наших учеников: ведь их успехи - плод вашего труда. Если же мы видим, что кто-то отстал от нас, необходимо подождать, не спешить отмечать недостатки. Необходимо помочь своей верой ребенку, не забывайте, что оценка - это не только констатация результата, но и средство мотивации учения.

«2» - недопустима. Я не спешу ставить «двойку», даже если ребенок на уроке ненароком расшалился. Со строгой интонацией голоса, переживая как свою собственную неудачу, ставлю просто точку в дневнике.

«1» - недопустима.

Существуют способы повышения стимулирующей роли пятибалльной шкалы:

1) выставление оценок со знаками "плюс" и "минус";

2) словесное дополнение оценки (особенно существен в начальной школе, когда важно поддержать ребенка и помочь поверить в свои силы);

3) выставление оценки в дневнике, сопровождаемое записью, адресованной родителям (например, если ребенок серьезно слушал музыку на уроке - поделитесь своей радостью с близкими ему людьми. Если здорово пел на уроке - так и запишите в дневнике, не жалея своего времени);

Я считаю, что целесообразно применять на уроке разные методы контроля и самоконтроля учащихся, например, таких как:

Метод «синквейн»- является одним из методов развития критического мышления. Помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке. Перевести музыку на язык слов очень сложно. Необходимо не только научиться подбирать адекватные звучанию музыки слова, но и выражать их в логичной форме. Данный метод представляет определенную конструкцию высказывания, которое основано на алгоритме действий, состоящих из пяти шагов. Средства: слова, алгоритм основных действий. Приемы соответствуют действиям по алгоритму:

сформулировать основную мысль звучащего произведения (не более двух слов);

двумя глаголами дополнить характеристику выделенной мысли;

охарактеризовать ее с помощью трех прилагательных

(для этого можно использовать словарь музыкальных настроений)

;

в одном предложении выразить собственное отношение к основной идее произведения;

с помощью одного слова

сделать вывод-итог, акцентировав ценностно-смысловое значение произведения.

Викторина - метод, широко используемый в практике музыкального воспитания. Позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием. Средствами являются вопросы и ответы. Учитель формулирует вопрос, учащиеся дают на него ответ. Вопросы и ответы могут быть составлены в форме тестовых заданий; с выбором ответа, на дополнение, на установление соответствия. Возможны задания со свободным ответом. Такие задания требуют точного определения критериев для их оценки.

Различные методы рефлексии, например, карта самооценки (по разным направлениям работы, где нужно выставить себе плюсы), «Для меня сегодняшний урок….» (Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке), «Карта настроения» (В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии), «Цветик-многоцветик» (дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок), «Лайк/дизлайк» (оценивание своей работы на уроке с помощью лайков), беседа в конце урока, закончи предложение и т.д.

Все выше перечисленные методы я использую при работе с детьми, их это очень увлекает и мотивирует. Также использую метод стимуляции. Например, если мы успеем выполнить все, что было задумано на уроке, то в конце немного поиграем. Для этого использую различные интерактивные игры, ребусы, загадки, больше всего дети начальной школы любят играть в «Угадай мультфильм по песне», дети среднего звена: «Угадай песню по эмодзи», на просторах интернета их огромное множество.

Д. Б. Кабалевский утверждал, что «штамп в педагогике всегда плох, когда же речь идет об искусстве, он особенно плох и даже опасен». Но, начинающему учителю музыки необходим базис - знания и опыт, отталкиваясь от которого он сможет выработать свой творческий почерк. Но некоторые ориентиры обязательны для всех. Это бескорыстное служение искусству, любовь к детям и понимание их поэтического видения мира.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×