Речевое развитие совмещает в себе несколько категорий: овладение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной̆, грамматически правильной, диалогической̆ и монологической̆ речи; формирование звуковой культуры речи.
Целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является достаточно хорошее владение ребенком устной̆ речью. Он должен уметь хорошо выражать свои мысли и желания, выражать свои мысли, чувства и желания, грамотно строить речевые высказывания в ситуации общения, умеет выделять звуки в словах, овладевает предпосылками грамотности.
К сожалению, образная, богатая синонимами и эпитетами речь у детей̆ дошкольного возраста встречается сегодня довольно редко.
Управление образования Администрации г. Реутов
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №1»
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
143966, Московская область, Тел. 8(495)528-04-57
г.Реутов, ул.Лесная, д.12 e-mail: reut_schooll@mosreg.ru
Краткосрочный проект
«Мнемотехника»
Руководитель (разработчик) проекта:
воспитатель высшей квалификационной
категории Васильева О.В.
г.о. Реутов, 2024г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Визитная карточка………………………………………………………………...5
План (схема) реализации проекта………………………………………………..6
Работа по реализации проекта…………………………………………………..12
Результаты проекта……...………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………16
Приложение
Пояснительная записка
Актуальность. Овладение речью – одно из важнейших приобретений ребёнка - дошкольника и рассматривается оно в современном дошкольном образовании в качестве общей основы воспитания и обучения.
Речевое развитие совмещает в себе несколько категорий: овладение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной̆, грамматически правильной, диалогической̆ и монологической̆ речи; формирование звуковой культуры речи.
Целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является достаточно хорошее владение ребенком устной̆ речью. Он должен уметь хорошо выражать свои мысли и желания, выражать свои мысли, чувства и желания, грамотно строить речевые высказывания в ситуации общения, умеет выделять звуки в словах, овладевает предпосылками грамотности.
К сожалению, образная, богатая синонимами и эпитетами речь у детей̆ дошкольного возраста встречается сегодня довольно редко.
Помимо этого, большинство из них испытывают затруднения при составлении описательных рассказов и рассказов из личного опыта, пересказе литературных произведений, заучивании стихотворений.
Ликвидировать эти проблемы можно лишь с помощью систематической работы. С этой целью был разработан настоящий проект.
Цель проекта: развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники.
Задачи проекта:
Обогащать словарь.
Формировать умение детей грамматически правильно излагать свои мысли.
Формировать умение составлять рассказы, опираясь на мнемотаблицу.
Учить составлять мнемотаблицы.
Способствовать развитию монологической и диалогической речью.
Развивать у детей простейшие формы символизации.
Развивать психические процессы: память, внимание, воображение.
Воспитывать желание грамотно высказывать свои мысли, обладать красивой и выразительной речью
Гипотеза: эффективность формирования связной речи у старших дошкольников будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.
Проблема: Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
Предполагаемый результат:
Обогащение словаря детей, расширение представлений о мног
о
образии окружающего мира
Дети познакомятся с мнемотаблицами
,
мнемодорожками.
У детей сформируется бережное отношение к хлебу.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Цель проекта: формировать знания последовательности изготовления хлеба и других хлебобулочных изделий.
Задачи:
Образовательные:
∙ закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.
Развивающие:
∙ совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта;
∙ способствовать развитию образного и логического мышления;
Воспитательные:
∙ воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
∙ порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.
Визитная карточка проекта
Название проекта
Вид и тип проекта
Участники
Возраст
детей
Продукты
проекта
Сроки реализации проекта
«Мнемотехника»
творческий, практический для детей старшей группы (5-7 лет).
Дети подготовительной группы;
Воспитатель; Родители.
Руководитель проекта:
Воспитатель МБОУ «СОШ №1»
Васильева О.В.
6-7 лет
-Консультация для родителей «Знакомство родителей с мнемотехникой»
-Буклет «Использование мнемотехники в работе с детьми при заучивании стихотворений»
(19.02.2024г.-22.03.2024г.)
Структура проекта
Реализация мероприятий проекта велась поэтапно
План поэтапных мероприятий
I этап
Подготовительный
II этап
Реализация проекта
III этап
Итоговый
Диагностирование детей через наблюдение, беседу
Составление перспективного плана по реализации проекта.
Подбор художественной литературы:
Индивидуальное консультирование
родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.
Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды.
Будет собран необходимый
материал для работы в данном направлении.
Будет создана позитивная работа с родителями.
Разработка конспектов занятий.
Ежедневная работа с детьми:
Словесные игры
Настольно-печатные игры
Беседы
Чтение стихотворений, сказок
Загадывание загадок.
У детей будет развита монологическая и диалогическая речь. Повысится познавательный интерес.
Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей.
Родители станут участниками образовательного процесса
1.Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.
Анкетирование и опрос детей и родителей.
Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада.
2. Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно- образовательном процессе и превратится в повседневную необходимость.
3. По итогам проекта на педагогическом совете, на родительском собрании.
Схема реализации проекта
Образовательная область, деятельность
Совместная деятельность с детьми
Работа с родителями
Социально-коммуникативное развитие
«Наши любимые рецепты», «Найди по описанию»; «Узнай и назови»; «Загадки о животных; «Цветы»; «Звуковая ромашка», «Кто в домике живёт». «Угадай кто?» Размещение игр в центры активности «Собери поговорку», «Расскажи сказку».
Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям».
Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)
Беседы «Виды войск».
• Наблюдения за объектами и явлениями природы.
• Н\ игры на тему «Перелётные птицы», «Космос». Выставка мнемотаблиц для развития речи детей.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовались модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»
Привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для запоминания стихов к праздникам.
Речевое развитие
1. Выразительное чтение стихотворения.
2.Вопросы по содержанию стихотворения, помочь детям уяснить основную мысль.
3. Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
4. Дидактические игры «Звуковые кармашки», Рассели по домикам».
Консультации для родителей по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
Физическое развитие
Упражнения
Выставка мнемотаблиц в родительском уголке для развития речи детей дома;
Художественно-эстетическое развитие
«Рисуем человека».
• Графическая зарисовка мнемотаблиц.
• Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами, иллюстрациями. Атрибуты для театрализованной деятельности. Пластилин, карандаши, мелки, краски, раскраски, трафареты
Проведение индивидуальных бесед с родителями.
Перспективное планирование реализации проекта
Направление работы
Цель
Сроки
Занятие «Рыбы»
Д/и «Фантазеры» (с опорой на мнемотаблицу)
Д/и на развитие связной речи: «Какая картинка не нужна», «Где начало рассказа», «Как ты узнал».
Разучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».
Развитие монологической и диалогической речи.
1 неделя
Занятие «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Д/и «Какую пользу приносят животные» (с опорой на мнемотаблицу)
Д/и на развитие связной речи: «Потому что…», «Составь два рассказа», «Опиши – угадай».
Разучивание стихотворения Л. Смирновой «Алиса в саду».
Формирование умения грамматически правильно излагать свои мысли.
2 неделя
Занятие «Путешествие в страну знаний»
Д/и «У кого что» (с опорой на мнемотаблицу)
Д/и на развитие связной речи: «Распространи предложение», «Если бы…», «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)».
Пересказ РНС «По щучьему велению».
Формирование умения составлять рассказы опираясь на мнемотаблицу.
3 неделя
Занятие «Весна»
Д/и «Путешествие капельки» (с опорой на мнемотаблицу)
Д/и на развитие связной речи: «Составь рассказ», «Хорошо – плохо», «А я бы…».
Пересказ РНС «У страха глаза велики»
Развитие монологической и диалогической речи.
4 неделя
Занятие «На лесной полянке»
Д/и «Чудесные слова» (с опорой на мнемотаблицу)
Д/и на развитие связной речи: «Пойми меня», «Нарисуй сказку», «Пословицы и поговорки».
Разучивание стихотворения Ю.Шигаева «Я сегодня медсестра»
Закрепление умения составлять рассказы опираясь на мнемотаблицу.
5 неделя
Работа по реализации проекта
Работа с мнемотаблицей проходила на нескольких этапах:
1 этап – Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап – Осуществляется перекодирование информации, т.е преобразование из символов в образы.
3 этап – После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа), стихотворения с опорой на символы в образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
При этом пересказ сказки, рассказа, стихотворения могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.
Дети учатся заменять ключевые слова в предложениях значкам
и-
си
м
волами; зарисовывать предметы и явления природы символами.
Самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполняют схему-модель как план пересказа.
Изученный материал закрепляется путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.
Дети сами с удовольствием придумывают свои собственные модели-схемы и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодир
о
вания информации.
Как и вся работа начинается от
простого
к сложному, с простейших
мнемоквадратов
.
Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что всё очень просто и понятно детям. Заучивание стихотворения по мнемотаблице, помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания.
Более подробно нужно остановиться на применении схем при заучивании стихотворений. Использование опорных рисунков облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов.
Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Подобрав стихотворение, выразительно прочитываю и по ходу чтения изображаю текст. Можно предложить детям прочитать стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Затем таблицу – рисунок поместить в группе на видном месте и в течение дня дети могут по желанию рассказывать текст.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения необходимо разрабатывать и составляю свою мнемотаблицу, подбирать рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создать мнемотаблицы.
Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляется возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.
Разучивание стало для моих детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики». Таким образом чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше будет развитой связная речь-показатель умственных способностей.
Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей.
Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Результаты проекта
Подводя итоги нашей работы по проекту, делаем вывод, что
у детей нашей группы расширился словарный запас.
Дети стали использовать в повседневной речи более развёрнутые предложения. У детей появилось желание пересказывать небольшие тексты, разучивать стихотворения. Развитие связной речи и остальных речевых компонентов выйдет на более высокий уровень.
Мы считаем, что наш проект удался, оправдал наши ожидания, вызвал бурю положительных эмоций у детей, родителей и дал большой толчок в познавательном и творческом развитии детей. Работа над данным проектом сплотила группу, мы узнали, поняли, что без хлеба никто не может прожить.
Список использованной литературы
1. Акимова Г. Память – на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
2.Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001
3. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990. - №10.
4. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
5. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». - 2006.
Приложение 1.
Опорные схемы-мнемотаблицы «Сказки»
Опорные схемы-мнемотаблицы, как результат работы по развитию познавательных способностей, связной речи и словесного творчества старших дошкольников.
Разработка данного методического пособия заключается:
Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Они забывают обо всём и погружаю
т
ся в жизнь героев. Они черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пр
о
странстве, о связи человека с природой, с предметным миром; в сказке предстают блестящие образцы родного языка – всё это является необходимым и благоприятным материалом для развития речи, а, следовательно, развития словесного творчества.
В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения они должны достигнуть определённого уровня речевого развития,
поскольку восприятие и воспроизведение учебных материалов,
умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно
излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют
достаточного уровня развития речи.
Анализ литературы по данной проблеме показал, что, несмотря на многообразие методических разработок по разв
и
тию речи, все же практического материала недостаточно.
Как установлено исследованиями психологов Л.
Венгера
, А. Запорожца, Ж. Пиаже, использование мнемотехники способствует эффективному запоминанию, сохранению и воспроизведению информации.
В связи с этим вопрос развития речи детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники не теряет своей актуальности.
В мнемотаблице схематически изображены персонажи сказки, явления природы, некоторые предметы и действия сказочных героев.
Данное пособие рекомендовано воспитателям, родителям, гувернерам, а также всем желающим по развитию познавательных способностей, связной речи и словесного творчества дошкольников.
Содержание
«Вершки и корешки»
«Волк и семеро козлят»
«Гуси – лебеди»
«Заюшкина избушка»
«Зимовье зверей»
«Колобок»
«Кот, петух и лиса»
«Крошечка –
Хаврошечка
»
«Курочка Ряба»
«Лисичка со скалочкой»
«Лисичка – сестричка и серый волк»
«Машенька и медведь»
«Петушок и бобовое зёрнышко»
«Петушок и
жерновцы
»
«По щучьему велению»
«Репка»
«Рукавичка»
«
Снегурушка
и лиса»
«Теремок»
«Три медведя»
«У солнышка в гостях»
«У страха глаза велики»