Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Модернизация воспитательной деятельности в учебном процессе через школьный урок. Работа №330742

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Обострение проблем, связанных с проводимой в РФ реформой образования, требует от современной педагогической науки актуализации знаний и технологий как инструментария повышения качества учебного процесса в современном учебном заведении. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации, и контингенту обучающихся во многом зависит качество обучения. Добиться результата в преподавании биологии можно через современные модернизацию воспитательной деятельности в учебном процессе

Что нужно сделать для того, чтобы наши обычные школьные уроки стали воспитывающими уроками? Какие усилия нужно предпринять учителю, чтобы проводимые им занятия влияли не только на когнитивное, но и на личностное развитие ребенка, на достижение тех целей, которые сформулированы в примерной программе воспитания? Воспитывающими наши уроки становятся тогда, когда они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность; когда они побуждают школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах; когда время от времени на них используются игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы. Как всего этого добиться? Об этом и поговорим.

 

Работа:

Тема: Модернизация воспитательной деятельности в учебном процессе через школьный урок.

 

Цели и задачи

 

1.Сделать свои уроки интереснее и увлекательнее, воспользуемся несколькими нехитрыми приемами

2.Включаем в урок активные формы работы

3.Примерная схема действий педагога

ШКОЛЬНЫЙ УРОК Что нужно сделать для того, чтобы наши обычные школьные уроки стали воспитывающими уроками? Какие усилия нужно предпринять учителю, чтобы проводимые им занятия влияли не только на когнитивное, но и на личностное развитие ребенка, на достижение тех целей, которые сформулированы в примерной программе воспитания? Воспитывающими наши уроки становятся тогда, когда они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность; когда они побуждают школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах; когда время от времени на них используются игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы. Как всего этого добиться? Об этом и поговорим. Делаем урок интересным. А вот сделать многие свои уроки интересными для многих своих учеников –вполне по силам многим учителям. Но зачем? Что этот интерес дает воспитанию? Ответ прост: если ребенок увлечен учебным предметом, если он с удовольствием приходит на уроки, если он включается в организуемую учителем деятельность, то и сам учитель, проводящий такие уроки, становится для этого ребенка значимым взрослым. Для того, чтобы сделать свои уроки интереснее и увлекательнее, мы рекомендуем воспользоваться несколькими нехитрыми приемами.

1.Находить время, повод и темы для неформального общения со своими учениками –как до уроков, таки после них. При этом учителю важно уметь слушать детей и не стремиться переносить акцент в разговоре только на себя и волнующие только его вопросы. Общение со значимым взрослым –важная потребность растущего человека. Стоит такому взрослому выказать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам, проблемам детей, как они с легкостью вступают в разговоры на подобные темы, образуя вокруг учителя гнездящиеся на-или за школьными партами маленькие группки. Интерес к общению с учителем часто трансформируется и в интерес к урокам этого учителя.

2.Стараться использовать на уроке знакомые детям, а потому более действенные примеры, образы, метафоры –из близких им книг, фильмов, мультиков, компьютерных игр. А для этого нужно стараться больше узнавать своих учеников –что они читают, что они слушают, во что они играют, о чем говорят на переменах, о чем чатятся в сетях? Это важно для того, чтобы сделать педагогическую коммуникацию на уроке более эффективной.

3.Реализовывать на своих уроках мотивирующий потенциал юмора. Юмор способствует налаживанию хороших отношений со школьниками, созданию творческой атмосферы на уроке, преодолению многих учебных конфликтов. Шутка вместо окрика в сочетании с мягкой улыбкой помогает разрядить напряженную обстановку в классе, создать доверительный психологический климат. Юмор позволяет ребенку добродушно и миролюбиво посмотреть на мир вокруг, на свои и чужие недостатки, позволяет легче переживать учебные страхи и невзгоды.

4.Чаще обращаться во время урока к личному опыту своих учеников. Например, так: «Поднимите руку, кто из вас хоть раз падал, поскользнувшись на льду, или споткнувшись о камень. Шишки были? Друзья сильно смеялись? А теперь внимание –сосредоточьтесь и вспомните, куда именно вы падали: вперед или назад? ... Прекрасно! ... Прекрасно, разумеется, не то, что вы упали, а то, что так отчетливо это вспомнили. Так давайте же на этих примерах разберем, что такое инерция». Этот нехитрый прием также поможет учителю сделать свой урок чуть более привлекательным.

5.Время от времени (и как бы между делом) стараться акцентировать внимание на индивидуальных особенностях, интересах, увлечениях, привычках того или иного ученика. Другими словами, необходимо вести урок не для массы учеников, а для как можно большего количества индивидуальностей, сидящих в данный момент за партами. Вот простой пример: «Арина, ты увлекаешься фигурным катанием. Ребята, помните, мы все вместе смотрели ее выступление? Скажите, почему коньки Арины так здорово скользят по льду, но вряд ли у кого-то из нас (даже у Арины!!!) получится столь же эффектно выполнить «Бильман» (Арина, я правильно это называю?) на полу из гладкого стекла?» Этот прием имеет простое психологическое объяснение –когда ребенка таким образом выделяют на уроке, он с большим интересом относится и к самому уроку.

6.Проявлять особое внимание к ученикам, нуждающимся в таком внимании. Бывает, что кто-то из детей ведет себя не так, как обычно: выглядит «вялым», уставшим, постоянно подпирает голову руками или, напротив, не может усидеть на месте... В таких ситуациях важно проявить участие: поинтересоваться, все ли нормально, а в случае плохого самочувствия ребенка –предпринять необходимые меры. Как правило, в любом классе есть дети, которые по разным причинам склонны отвлекать внимание остальных от урока. Особое умение учителя –направить их энергию в нужное русло: например, попросить раздать тетради с контрольными, расставить микроскопы, подготовить класс к лабораторной, помочь с использованием на уроке электронной доски. И, конечно, не стоит забывать о более способных учениках –их потенциал можно использовать для помощи менее способным одноклассникам: попросить их помочь в отработке изученного материала, совместно подготовить задание, провести консультации перед контрольной. 7.Обращаться к вымышленному образу учеников, создавая вокруг какой-то учебной проблемы небольшой фантазийный мирок. Например, так: «Вообразите себя министром финансов России конца 19 века: что бы вы сделали для того, чтобы обеспечить нашей стране экономический рост?» Или так: «Представьте, что вы призрак, который вовремя сеанса спиритизма вызывают русские императоры. Являясь к ним среди ночи, какой совет бы вы им дали, от каких поступков вы бы посоветовали воздержаться, например, Петру I, Екатерине II или Александру III?» Мир грез и фантазий всегда был привлекателен для ребенка. А иногда он может сделать привлекательным и урок.

8.Заводить в классе маленькие, привлекательные для детей традиции. Например, каждый урок начинается с мини игры «Счастливчик»3-любым случайным способом из класса выбирается один ученик, кто на этом уроке будет «счастливчиком». Из предлагающихся сегодня вариантов проверки домашнего задания (устно у доски, письменно на карточке, в рабочей тетради и т.п.) «счастливчик» имеет право выбрать любое, а может отказаться от выполнения задания совсем. Если на уроке он получит отметку, которая его не устроит, «счастливчик» может отказаться от нее. Во-первых, такая игра позволяет ребенку без боязни попробовать выполнить любое сложное для него задание, которого он раньше старался избегать, ведь в этот счастливый день он ничем не рискует. Во-вторых, такая игра в начале урока настраивает детей на позитивный лад, снимает психологическое напряжение перед опросом, позволяет быстрее включиться в учебный процесс.

9.Не бояться просить прощения у своих учеников –за свои ошибки (не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает), оговорки (о, как же дети это обожают!), несправедливо поставленные отметки (увы, и такое случается). Наверное, для кого-то это тяжело –просить прощения, искренне и при всех своих учениках. Но если мы хотим, чтобы просить прощения друг у друга научились наши дети, то как же еще их этому научить?!а учитель к тому же приобретет в глазах детей реноме честного и порядочного человека. И не правы те, кто считает это проявлением слабости.

10.Наконец, просто честно выполнять свою работу. Несмотря на усталость, нехватку времени, стресс, работать не спустя рукава. Общеизвестно, что халтуру и равнодушие к себе чувствуют все дети, и... не всегда прощают. Подбираем воспитывающее содержание урока Интересный учитель и интересный урок далеко не всегда могут превратить обычный урок в урок воспитывающий. Интерес –это, безусловно, важное условие, но оно не единственное. Воспитывающий урок –это еще и урок с воспитывающим содержанием, таким, которое побуждало бы школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах. Добиться этого можно, например, предъявляя детям на уроке ту или иную воспитывающую информацию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о перипетиях судьбы литературных и исторических персонажей. Это может быть информация, затрагивающая социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей. То есть все то, что нужно растущему человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешного вхождения в общество. Можно акцентировать внимание учащихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке.. На уроке биологии можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования. На уроке химии можно акцентировать внимание школьников на экологических последствиях открытия дешевых способов изготовления синтетических материалов и опасности превращения Земли в свалку использованных одноразовых товаров и упаковки. На уроке географии можно проанализировать последствия постоянного стимулирования экономического роста. Что дало миру изобретение лука, пороха, самолета, реактивного двигателя –улучшение условий жизни человека или новые жертвы? Эти проблемы могут быть обсуждены на уроках истории. Такого рода воспитывающая информация должна стать поводом привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на учебный материал сквозь призму человеческой ценности. Это даст возможность педагогу влиять на формирование отношений школьников к человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Поиск подобной воспитывающей информации не должен затруднить педагога, ведь ее можно найти в самых разных предметных областях знания. Приведем несколько примеров.

-Может ли наука быть безнравственной? (физика)-Что было бы, если А. Эйнштейн не эмигрировал из нацистской Германии? (физика)

-Человек –царь природы? (окружающий мир)

-Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей? (биология)

-Как улучшить качество питьевой воды в школе? (химия)

-Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья (химия)

-Является ли экономический рост в мире безусловным благом для людей? (обществознание)

-Что значит «свобода» и легко ли быть свободным человеком? (обществознание)

-Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру? (география)

-Последствия процессов глобализации в современной экономике (география)

-Согласны ли вы со словами И. Карамазова «Если Бога нет, значит все позволено»? (литература)

-Реформы Петра I–шаг к цивилизованному обществу или насилие над страной? (история)

-Западники и славянофилы: чьи взгляды вам ближе? (история)

-Опасна ли для общества агрессия в кино и на телевидении? (искусство) и т.п.

Обратим особое внимание: важно не просто предъявлять учащимся воспитывающую информацию. Важно организовывать их работу с этой информацией, предлагая обсуждать ее, высказывать по ее поводу свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Эти активные формы работы позволят школьникам соотнести собственное отношение к рассматриваемому на уроке вопросу с отношениями других детей, будут способствовать коррекции этих отношений –ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взглядов на мир. Поговорим о таких активных формах работы на уроке чуть подробнее.

Включаем в урок активные формы работы

Важным условием превращения обычного урока в воспитывающий урок является использование учителем таких форм работы, которые дают детям возможность занять активную позицию к учебному материалу, выразить свое мнение по тому или иному вопросу, поспорить или выработать общую с другими одноклассниками позицию по той или иной обсуждаемой проблеме. Такие формы способствуют налаживанию межличностных отношений в классе, дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, учат школьников командной работе и взаимодействию с другими. Приведем в качестве примеров некоторые из таких форм. Учебные дискуссии. Успех дискуссии во многом зависит от того, сумел ли педагог заинтересовать ею школьников. Здесь очень важен подбор материала, который станет предметом обсуждения: проблематизирующий вопрос или спорное утверждение, видеоролик или фрагмент кинофильма, отрывок из книги или журнальной статьи, пословица или поговорка, рекламный плакат или иллюстрация. Предметом обсуждения может стать и многое другое. Главное –этот материал должен затрагивать общественные ценности, а также вызвать у школьников желание обсудить его, высказать по его поводу свое мнение. Один небольшой пример в качестве иллюстрации. Урок обществознания в 9-м, 10-мили 11-мклассе. Тема дискуссии: «Цифровое будущее: надежды и риски». Проблематизирующий вопрос: какое из двух мнений вам ближе, сделайте свой выбор и займите соответствующее место за столами для дискуссии.

1-е мнение. От использования цифровых технологий вы больше ожидаете плюсов. Вы признаете наличие проблем. Но считаете, что часть из них надуманна из-за свойственного человеку настороженного отношения ко всему новому (вспомним про угрозу «паровоза, удушающего окружающих своей копотью», «кино, гибельного для существования театра» или «нового развратного танца вальс»). Другую же часть проблем в принципе можно решить, ведь человечество всегда что-нибудь придумывало в подобных ситуациях.

2-е мнение. В использовании цифровых технологий вы видите больше проблем, чем пользы. Вам кажется, что есть недостатки, которые многие люди, увлёкшиеся удобными техническими новинками, просто не замечают. Вы считаете, что общество «подсело» на эти технологии (как когда-то это произошло с новым увлечением табаком или опиумом, привезенным из заморских колоний). Вы готовы назвать эти проблемы. Удачно подобранного материала недостаточно для хорошего старта дискуссии. Необходимо еще определиться с видом дискуссии, которую вы планируете провести. Учителю важно выбрать тот, который больше всего будет соответствовать как его целям, так и опыту его учеников. В литературе 4довольно подробно описаны различные виды дискуссий (дебаты, аквариум, упражнение Джеффа, вертушка, ролевой диалог и т.п.), поэтому мы не будем на них останавливаться. (4См., например,: Поляков С.Д. Технологии воспитания. –М.: ВЛАДОС, 2002; Прутченков А.С. Учим и учимся, играя. –М., 1997.)

Отметим лишь, что на практике самым сложным для педагога оказывается проведение дискуссии в наименее регламентированном ее виде –в виде свободного разговора. Здесь острее всего проявляются две главные сложности организации: с одной стороны, поддерживать высокую активность участников, а с другой –постараться не дать разговору трансформироваться в хаотичный многоголосый гам, где каждый слышит только себя. Справиться с этими сложностями обычно помогают несколько нехитрых приемов. Во-первых, для участников следует ввести простые и понятные правила. Например, «правило поднятой руки», «правило свободы мнения», «правило уважительного слушания», «правило краткости высказывания», «правило корректности высказывания», «правило аргументированности высказывания» и т.п. Во-вторых, строит обратить внимание на тактику ведения разговора самим педагогом. Важно поддерживать атмосферу уважения школьниками мнений друг друга, какими бы странными они не казались. Не следует умиляться по поводу оригинальности высказываемых учениками мнений –каждое мнение должно быть обязательно аргументировано. Не нужно пытаться манипуляциями подводить детей к «правильному» выводу –важнее проблематизировать их собственные выводы. Опасно навязывать школьникам свое «единственно правильное» мнение –иначе разговор превратится в рапорты детей по принципу «чего изволите?». Полезно не столько организовать поочередное высказывание детьми своего мнения, сколько заострять их внимание на наиболее интересных суждениях друг друга, выделять проблемные моменты, просить отнестись к высказываниям других. В-третьих, можно заранее подготовить серию дополнительных вопросов по теме разговора, которые помогли бы учащимся обратить внимание на новые стороны обсуждаемой проблемы, глубже проникнуть в их суть, увидеть их в новом свете. Как только ведущему становится очевидным снижение активности школьников, можно «вбрасывать» эти вопросы вообще обсуждение и тем самым давать ему новый импульс. В-четвертых, можно использовать специальные приемы активизации дискуссии. Эти приемы подробно описаны С.Д. Поляковым. Приведем в качестве примера лишь некоторые из них, уточняющие вопросы («Ты сказал, что это лучше. Чем именно лучше?»);-демонстрация непонимания («Не понял, уточни, пожалуйста...»);-сомнение («Так ли это?», «Остальные согласны с этим?», «Мне кажется, это слабый аргумент»);-нет-стратегия, когда на все высказывания участников дискуссии ведущий говорит «нет», не утруждая себя особо доказательствами («Нет, это не так»; «Такого не бывает»; «Этого не может быть»);-пара фраз, то есть повторение высказывания с новой интонацией –это стимулирует переосмысление сказанного, развитие мысли ;-просьба отнестись к высказыванию школьника остальных участников;-высказывание альтернативного тезиса и т.п. Хорошо проведенная дискуссия –та, после которой у школьников остается интерес к обсуждаемому на ней вопросу. Если его продолжают обсуждать на перемене, если с расспросами дети подходят к учителю после урока, если интересуются мнением своих родителей или других учителей, –разговор удался. Ведь его смысл не в том, чтобы непременно найти единственно верное решение обсуждаемой проблемы. Нет. Его смысл в том, чтобы школьники научились анализировать проблему с разных сторон, научились видеть и оценивать разные способы ее решения, научились иметь, высказывать и доказывать свою точку зрения, наконец, научились слушать и слышать другие точки зрения. В этой связи в дискуссии, наверное, не нужно пытаться поставить точку и, подводя ее итог, произносить слова вроде: «Итак, дети, мы с вами пришли к общему мнению, что...». Вместо этого лучше организовать итоговую рефлексию только что завершившегося разговора. Для этого можно предложить учащимися рассказать о своих мыслях, чувствах, эмоциях, которые появились у них в связи с состоявшимся разговором. А можно облегчить задачу, предложив ребятам закончить ту или иную фразу. Например: -сегодняшний разговор помог мне понять...; -эта дискуссия была для меня..., потому что...; -после сегодняшней беседы я: а) еще больше убедился в своей правоте, б) немного изменил свое мнение, в) полностью поменял свою точку зрения; -и все-таки после всего сказанного сегодня я считаю, что....И это будет уже не точка, а многоточие...

Викторины. Викторина (самым большим потенциалом среди них обладает, пожалуй, игра «Что? Где? Когда?») заслуженно считается уникальным средством интеллектуального развития ребенка. Нестандартное мышление, логика, внимание к деталям, умение выделять главное, слуховое восприятие смысла текста, эрудиция, находчивость и чувство юмора –все это неотъемлемые спутники данной игры. Викторины могут стать средством не только интеллектуального, но и нравственного развития детей. Для этого нужно лишь насытить вопросы викторины соответствующим ценностным содержанием, а после каждого вопроса инициировать небольшое обсуждение той проблемы, которая нем была затронута. Вот несколько примеров того, как можно включить ценностное содержание в вопросы викторины.

Географияв6-м или 7-мклассе. Вопрос викторины: «Запасы этого с каждым годом истощаются, и виной тому –деятельность человека. Если вообразить мировой океан бассейном, то этого там будет всего одна столовая ложка. Если семья сэкономит хотя бы 5-ю часть этого от того, что она использует сейчас, то этим можно будет за год наполнить озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Во время чистки зубов мы можем сэкономить этого до 200 литров в неделю. О чем идет речь?» Ответ: пресная вода. Обсуждение: ведущий предлагает детям обсудить способы экономии воды в домашних условиях.

Настольные игры. Разнообразие «настолок», появившихся в последние годы, огромно. Так почему же не воспользоваться их увлекающим детей потенциалом? «Элиас», «Табу», «Бум» и многие другие настольные игры адаптируются педагогами под особенности своего предмета и используются в работе. Как и многие другие активные формы работы, игры не только повышают интерес ребенка к уроку, но и развивают их социальные навыки. А если игру еще и насытить ценностным содержанием, то воспитательные возможности урока заметно расширятся. Так, например, если вы хотите помочь школьникам усвоить знания о героях нашего отечества и основных событиях, связанных с их деятельностью, можно на уроке истории использовать модификацию игры «Элиас». Для этого нужно всего лишь познакомить ребят с правилами игры, приготовить песочные часы на одну или две минуты и изготовить комплект карточек с именами (например: Жуков, князь Владимир, Ломоносов, Айвазовский, Гастелло, Радищев, Александр II, Чайковский, Казаков, Кулибин и т.д., и т.п.). Класс можно поделить на две (например, мальчики и девочки) или три (по количеству рядов в учебном кабинете) команды. По очереди представитель каждой команды берет колоду карточек и пытается описать для своей команды того человека, имя которого написано на верхней карточке. Он не имеет права показывать ее другим игрокам, называть имени героя, первой буквы его имени или отдельные слоги. Команда же должна по описаниям отгадать имя. Затем игрок описывает человека, имя которого написано наследующей карточке и так далее. Чем больше имен отгадает команда за 1 или 2 минуты, тем больше очков она получает. Если в процессе отгадывания время в песочных часах истекло, другие команды могут тоже принять участие в отгадывании и тем самым отобрать у первой команды очко. После этого выходит представитель второй команды и пытается для своих игроков описать имена героев, написанных на других карточках. Игра таким образом продолжается до тех пор, пока не будет разыграна вся колода. Если вы хотите укрепить знания школьников о шедеврах родной и мировой культуры, можно сыграть с другим набором карточек, в которых могут быть представлены эти шедевры (например, Парфенон, собор Василия Блаженного, Софийский собор в Новгороде, Айя-София в Стамбуле, Казанский кремль, Пантеон, Санта Мария дель Фьоре, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, Альгамбра и т.п.). Для других учебных предметов можно создать другие наборы карточек и разыгрывать их с ребятами.

 

Ролевые игры. Игра –это форма взаимодействия взрослых и детей, порождающая особую реальность, выделяющуюся из повседневности особым, присвоенным ее субъектами игровым пространством; особым, нелинейно протекающим игровым временем; особой, значимой для ее субъектов системой норм и ценностей, отраженных в игровых правилах; особой, сплоченной игровой общностью. Игра создает среди ее участников особое напряжение, делающее данную реальность притягательной для ребенка. Игра –это не только развлечение, не только способ эмоциональной разрядки ребенка. Игра обладает еще и огромным личностно развивающим, воспитывающим потенциалом. Во-первых, благодаря способности игры приковывать к себе внимание детей, игровая общность складывается довольно быстро. А это немаловажно для воспитания. Во-вторых, моделируемые в ролевой игре отношения, по словам известного исследователя феномена детских игр С.А. Шмакова, переносятся на совершенствование дальнейшей практической деятельности ребенка. В игре, таким образом, может происходить коренное изменение позиции школьника по отношению к окружающему миру. В-третьих, в ролевой игре педагог может моделировать различные социальные ситуации, задавать произвольные параметры игрового пространства: сюжет, действующие лица, характер их взаимоотношений, контекст игрового действия, время, место и другие условия, –насыщая тем самым это пространство смыслами, имеющими воспитательную ценность. В-четвертых, ролевая игра способна погрузить школьника в проблемы современного мира, показать сложность человеческих отношений в мире взрослых, дать прочувствовать это посредством вхождения в игровую роль. Возможность примерить на себя различные роли позволяет школьнику посмотреть на привычную реальность глазами других людей, с других точек зрения. Как обычно проиллюстрируем это небольшим примером.

Учебные проекты. Это еще одна набирающая популярность форма работы, ставящая ученика в активную позицию. И сочетает она, как правило, и работу на уроке, и (в большей мере) работу дома. Что она дает школьнику? Какие важные социальные навыки ребенок может здесь приобрести? Во-первых, проектная деятельность воспитывает самостоятельность школьника, развивает его навык самостоятельного решения стоящей перед ним проблемы. Причем, речь идет не о пресловутой самостоятельной работе школьника на уроке, которая иногда напоминает несение им учебной повинности в одиночку. Нет, речь здесь идет о действительно самостоятельной деятельности, когда ребенок самостоятельно выбирает ту проблему, над которой ему хотелось бы «поломать голову»; самостоятельно составляет индивидуальный график работы на дни; самостоятельно контролирует свое продвижение в ее решении. Везде ребенок может получить от педагога необходимую помощь, но... но лишь тогда, когда самостоятельно решит, что она ему нужна. Во-вторых, проектная деятельность развивает навык генерирования и оформления собственных идей, то есть навык действительно творческого поиска. Придумать что-то полезное, да еще и облечь свою идею в удобную для распространения форму, –это умение необходимо современному человеку многих и многих творческих профессий. В-третьих, проектная деятельность воспитывает уважительное отношение к чужим идеям, оформленным в работах других людей. Ведь идеи –это чья-то собственность, и к этому нужно научиться соответственно относиться. Привычка ссылаться в своей работе на работы других авторов, привычка оформлять в кавычки те фрагменты текста, которые не принадлежат тебе самому, –полезная привычка. В-четвертых, проектная деятельность развивает коммуникативные навыки ребенка: публичного выступления перед большой аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте. Это далеко не полный перечень тех социальных навыков, которые может приобрести школьник в процессе проектирования. Можно на этом остановиться и перейти к вопросу о сути самого проектирования. Приступая к работе над проектом, школьник предпринимает попытку найти решение какой-то научной или практической проблемы, с которой сталкиваются люди. Он пытается получить такое знание или создать такой продукт, который помог бы эту проблему решить. Причем предложенное решение должно быть хотя бы в чем-то новым. То есть то, что ребенок будет создавать, должно содержать нечто, что никто до него не создавал. Проект, таким образом, –это самостоятельная разработка решения актуальной проблемы, результатом которой становится либо получение нового знания, либо получение нового (или улучшение существующего) практического продукта. В зависимости от этого все проекты можно разделить на два типа: проекты, направленные на получение нового знания (исследовательские проекты) и проекты, направленные на создание нового практического продукта (практические проекты). Предваряя работу школьника над проектом, учителю важно убедить его в том, что выбирать нужно только то направление, которое ему действительно интересно.

Ребенок должен научиться получать удовольствие от интеллектуального труда, научиться испытывать радость от собственных (пусть и весьма скромных) открытий. Конечно, когда он станет взрослым, ему далеко не всегда придется выбирать над каким проектом работать, и его далеко не всегда об этом будут спрашивать. Однако понимание того, что от любого творчества можно получать удовольствие, поможет ему эффективно справляться со своей работой в будущем. Необходимо также объяснить школьнику, что отнюдь не все, чем ему хочется заниматься, может быть предметом проектирования. Но лишь то, что является актуальной проблемой, требующей поиска нового решения и подразумевающей сложную поэтапную работу. Объяснив это, можно предупредить появление многих и многих псевдопроектов, которые, увы, часто рождаются в стенах нынешних образовательных организаций. Работая над проектом, школьнику важно, как практически решить стоящую перед ним проблему, так и описать процесс ее решения –от замысла до воплощения. Ему предстоит: на основе обнаруженной им проблемы выбрать тему проекта, описать его актуальность, сформулировать его цель и задачи, описать процесс решения поставленных задач, сделать выводы о полученных результатах, привести список использованной литературы, а также (при желании) защитить проект перед школьниками и учителями. Это описание имеет немалое значение, так как: во-первых, позволяет оценить проектную работу школьника, а во-вторых (и это гораздо важнее), позволяет школьнику рефлексировать каждый этап своей проектной деятельности, тем самым обучаясь проектированию. На каждом этапе своей работы школьник вправе рассчитывать на помощь педагога. А педагог, в свою очередь, должен быть готов такую помощь оказать. Но делать это нужно крайне деликатно: не подменяя своим трудом труд ребенка, не лишая его самостоятельности, не (и это, наверное, самое сложное) гонясь за результатом проекта. Результат проекта –это забота школьника. А вот развитие школьника –это забота педагога, это педагогический результат. И эти результаты не следует путать.

Примерная схема действий педагога может быть такой:

1.Объяснение школьникам особенностей их работы на предстоящем этапе. Предупреждение возможных сложностей. Обращение к примерам из других, уже реализованных, детских проектов.

2.Индивидуальные консультации для тех школьников, которые нуждаются в них.

3.Совместный анализ с ребенком той части работы, которая была выполнена им на данном этапе. Подчеркивание успехов школьника и сильных сторон его работы. Обращение внимания на слабые ее стороны. Предложение исправить, скорректировать, усилить их. Будет лучше, если сначала попытку такого анализа предпримет сам ребенок, затем другие дети (если этот анализ проводится не индивидуально, а в группе, и при условии, что автор проекта будет не против), а затем уже взрослый.

4.Повторный анализ результатов работы на данном этапе и подготовка к

работе на следующем. Таким образом шаг за шагом школьник при поддержке взрослого осуществляет свой индивидуальный проект –где-то ошибаясь, где-то преуспевая, и, самое главное, обучаясь на своих ошибках и своих успехах.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X