Проектная деятельность в работе с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является эффективным средством для развития их ключевых компетенций. Этот метод позволяет интегрировать учебные и воспитательные задачи, формируя у детей важные навыки, такие как командная работа, критическое мышление, творческое самовыражение и способность решать проблемы. Проекты дают возможность детям активно участвовать в образовательном процессе, адаптированном под их индивидуальные особенности.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Беспалова Надежда Алексеевна, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Гимназия № 33 имени выдающегося земляка Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Александра Михайловича Василевского» (Гимназия № 33 города Костромы)
Проектная деятельность в работе с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является эффективным средством для развития их ключевых компетенций. Этот метод позволяет интегрировать учебные и воспитательные задачи, формируя у детей важные навыки, такие как командная работа, критическое мышление, творческое самовыражение и способность решать проблемы. Проекты дают возможность детям активно участвовать в образовательном процессе, адаптированном под их индивидуальные особенности.
Одной из ключевых задач проектной деятельности является развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Групповые проекты, в которых учащиеся совместно работают над решением определенных задач, способствуют развитию их способности общаться, делиться идеями и находить общий язык с окружающими. Например, проект "Школьный сад" предполагает этапы планирования, распределения обязанностей и практического выполнения задач. В ходе такой работы дети учатся сотрудничать, принимать совместные решения и поддерживать друг друга, что положительно сказывается на их социальных и коммуникативных умениях.
Когнитивное развитие также играет важную роль в проектной деятельности. Проекты должны быть адаптированы под индивидуальные возможности детей и учитывать их интересы и потребности. Например, проект "Изучаем природу нашего региона" может включать задания по сбору информации о местных растениях и животных, созданию простых отчетов и презентаций. Эти задания развивают у детей познавательные способности, учат их анализировать информацию и делать обоснованные выводы.
Проектная деятельность способствует также развитию творческого потенциала у младших школьников с ОВЗ. Включение элементов искусства, таких как создание коллажей, рисунков или поделок, помогает детям выражать свои мысли и чувства через творчество. Например, проект "Мир вокруг нас", включающий создание коллажа из природных материалов, стимулирует креативное мышление и развивает уверенность в своих способностях.
Организация проектной деятельности требует тщательной подготовки и планирования, особенно при работе с детьми с ОВЗ. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, выбирать темы проектов, которые будут интересны и доступны для выполнения. Педагоги должны обсуждать с учениками их интересы и способности, совместно разрабатывать план работы и сопровождать процесс реализации проекта, оказывая необходимую поддержку.
Вовлечение родителей в проектную деятельность играет важную роль в успехе обучения. Родители могут участвовать в подготовке материалов, организации мероприятий и поддержке детей в выполнении заданий. Это способствует созданию атмосферы сотрудничества между школой и семьей, что особенно важно для детей с ОВЗ.
Подводя итог, проектная деятельность представляет собой мощное средство для формирования ключевых компетенций у младших школьников с ОВЗ. Она помогает не только улучшить академические результаты, но и развить коммуникативные, когнитивные и творческие навыки. Грамотная организация таких проектов с учетом особенностей каждого ребенка создает условия для их успешного обучения и всестороннего развития.
Список литературы
1. Захарова, Н. Д. Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ / Н. Д. Захарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 43-47.
2. Калинина Т.В., Артемова С.А., Ярикова М.В. Метод проектов как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 3. – С. 92-96.
3. Лазарева Е.В. Учебно-исследовательская/проектная деятельность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Совушка. 2020. N4 (22).