Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Организация исследовательской деятельности обучающихся». Работа №318868

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сегодня, имея огромный поток научной информации, педагог должен   обеспечить усвоение знаний и научить основным методам их добывания, а также приемам исследования. Развитие навыков и умений исследовательской работы переводит учащихся на продуктивный и творческий уровень самостоятельности. Использование поисковой деятельности оказывает воздействие на развитие познавательной активности детей, их мышления и развивает речь.

Исследовательская деятельность – это творчество. Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовательская деятельность – это совместная работа взрослого и ребёнка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, то есть в процессе познания окружающего мира.

Работа:

«Организация исследовательской деятельности учащихся»

 

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Образовательные учреждения должны готовить детей к жизни. Также большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Поэтому развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современного образования. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Сегодня, имея огромный поток научной информации, педагог должен обеспечить усвоение знаний и научить основным методам их добывания, а также приемам исследования. Развитие навыков и умений исследовательской работы переводит учащихся на продуктивный и творческий уровень самостоятельности. Использование поисковой деятельности оказывает воздействие на развитие познавательной активности детей, их мышления и развивает речь.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает учащийся, тем быстрее и полноценнее он развивается. То есть крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Очень часто мы говорим ребенку: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!». Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность – это творчество. Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовательская деятельность – это совместная работа взрослого и ребёнка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, то есть в процессе познания окружающего мира.

Значение исследовательской деятельности для детей:

– обогащается память учащегося, активизируются его мыслительные процессы;

– развивается речь;

– формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

– развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

 

Этапы исследовательской работы.

Исследовательская деятельность состоит из нескольких этапов. Основными этапами исследовательской работы являются:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты работы перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Рассмотрим подробно этапы исследовательской деятельности.

1 этап – Актуализация проблемы.

На этом этапе важно, чтобы учащийся понял значимость своего исследования, возможность его использования. Приобщение к научно-исследовательской работе начинается с мотивации. Выбор направления исследования – наиболее сложный этап. Основные требования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершенность будущей работы.

2 этап – Определение сферы исследования.

Для того, чтобы выполнить работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию, получить как можно больше новых сведений о том, кто (что) является предметом их исследования, и подготовить сообщение или доклад. Как это можно сделать?

Для детей это дело новое. Надо рассказать им о том, что существует много способов добычи информации. Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы педагог подвёл детей к тому, чтобы они начали называть их сами. Начнём с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный?». Эти вопросы адресуются всем детям.

3этап – Выбор темы исследования.

Какими могут быть темы детских исследований?

Всё бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевлённые предметы.

Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей. Это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, и др. Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определённой группе пород собак, устройстве парусных кораблей прошлых веков, истории музыкальных инструментов и др. обобщив эту информацию, можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда.

Из всех тем исследовательских работ теоретические – самые сложные. Если теоретические исследования – удел преимущественно одарённых детей, то все дети с большой охотой проводят эмпирические исследования, и многим интересно фантазировать и изобретать что-то необычное.

Выбирая тему, надо фиксировать внимание детей на то, что если мы имеем возможность, то надо выбирать что-то особенно привлекательное, красивое и интересное. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Например, мы можем взять тему «Поведение тигра» или «Разработка космического корабля», но эти темы не доступны для нас и не позволяют нам использовать метод наблюдения и не дадут провести собственные эксперименты. Поэтому лучше ориентировать детей на такие темы, которые можно было бы исследовать максимально широко.

4этап - Выработка гипотезы.

В исследовании важно выдвинуть одну или несколько гипотез. Это позволяет конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

5 этап – Выявление и систематизация подходов к решению.

На этом этапе особенно важно такое педагогическое умение, как способность подвести детей к нужной идее – сделать так, чтобы они сами высказали то, что требуется в данной ситуации – подумать самостоятельно.

Надо понимать, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем больше методов, а значит, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Те методы, которые окажутся неназванными детьми, следует подсказать педагогу.

Метод – «Узнать из книг». Педагог должен подобрать заранее подходящую литературу. Нужно учитывать, что в настоящее время издаётся большое количество детских справочников и энциклопедий. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник.

Основной метод исследовательской работы – наблюдение. Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом.

Опыт показывает, что дети часто называют методы: «Наблюдение», «Эксперимент», «Прочитать в книге», «Посмотреть в компьютере» и даже «Задать вопросы специалисту», но забывают о том, что «надо подумать самостоятельно».

6 этап – Определить последовательность проведения исследования.

В процессе выполнения исследования важно чётко знать последовательность проведения работы. Для этого необходимо составить план.

7 этап - Сбор и обработка информации.

Прежде чем приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений. Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить её и подготовить собственный доклад. Дети включаются в собственный исследовательский поиск.

В итоге юный исследователь учится постепенно познавать такие важнейшие характеристики излагаемого, как его логическая структура и последовательность.

8 этап – Анализ и обобщение полученных материалов

Учащиеся представляют собственные данные или результаты исследования. Полученные данные необходимо сопоставить как друг с другом, так и с литературными источниками, затем установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

9 этап – Подготовка отчёта

На этом этапе можно необходимо точно сформулировать суть исследования, лаконично проиллюстрировав её наибольшим количеством яркого, образно оформленного, удобного для восприятия материала. Естественно, что качество представленной информации зависит от общего уровня развития ребёнка, от его мышления, речи, словарного запаса, коммуникативных способностей.

10 этап – Доклад

Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. В ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения. Главная задача докладчика – точно сформулировать и эмоционально изложить суть исследования. Выступая с докладом, нельзя зачитывать всю работу, достаточно и 10 минут выступления. Всё остальное излагается в ответах на вопросы.

Лучшие отчёты могут быть направлены для участия в конкурсах исследовательских работ.

Все исследовательские работы выполняются по данной схеме. В зависимости от темы и ряда условий, какой-то из моментов может доминировать, какой-то несколько сворачиваться.

При оформлении исследовательской работы должны присутствовать следующие разделы: введение, основная часть, заключение, список литературы.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи. Написание литературного обзора поможет более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада или обсуждения работы.

В зависимости от специфики предмета и тематики исследовательской работы к ней могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. Общий объём работы без приложений не должен превышать 15 -20 страниц машинописного текста.

Задача педагога – выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей. Педагогу, для того чтобы действовать эффективно, надо помнить некоторые правила:

Всегда подходить к проведению этой работы творчески.

Учить детей действовать самостоятельно.

Не сдерживать инициативу детей.

Не делать за них то, что они могут сделать или то, что они могут научиться сделать самостоятельно.

Не спешить с вынесением оценочных суждений.

Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

Ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты.

Учить детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями.

Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

Учить детей анализу, классификации информации, поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×