В статье раскрываются основные особенности методик по обучению грамоте и письму в первом классе.
Как следует организовать процесс обучения, чтобы превратить любопытство малыша в стойкий познавательный интерес школьника?. К новой жизни - школьника первокласснику надо адаптироваться.Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.
«Особенности методик обучения грамоте и письму
в первом классе»
Первоклассник - это человек, который еще хочет ходить в школу. Как следует организовать процесс обучения, чтобы превратить любопытство малыша в стойкий познавательный интерес школьника?. К новой жизни - школьника первокласснику надо адаптироваться.
Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики, поэтому важно (особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика. В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения - обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как для первоклассника важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.
Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко еще и еще раз повторять необходимое правило.
В первом мы специально учим детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы (например, убрать учебник или тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу и т.п.). Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая, что и как делать.
Мною активно включаются игры в учебный процесс, которыми дети занимались в детстве. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться - основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание виды игр.
На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения. Но нельзя забывать о том, что каждый школьник ждет обучения в школе. И им рассказывают, что здесь их научат писать, читать, быть грамотными. Поэтому, что урок был интересен, мы используем различные методические приемы.
В современной методической науке и практике к обучению чтению детей общество предъявляет высокие требования. И это не случайно. Ведь умение читать – очень важное коммуникативное умение. На базе чтения формируются и другие умения: передавать свои и чужие мысли, понимать чужую речь, интерпретировать ее.
Начиная с первых уроков обучения грамоте, передо мной возникает важная методическая задача - использовать такие приемы работы, которые будут способствовать становлению и расширению у первоклассников поля чтения, возможность зрительно охватить не менее двух букв. Другая, не менее важная задача– сформировать у детей навык чтения, являющийся основой всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
а) технику чтения – это быстрое и правильное восприятие и озвучивание слова, базирующееся на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными - с другой.
б) понимание текста, или иными словами, извлечение его смысла, содержания.
У младшего школьника, который учится читать, сначала возникает потребность научиться читать, то есть освоить звуковую систему и сам процесс чтения - возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес.Одной из основных задач, стоящих при обучении первоклассников чтению, является развитие фонематического слуха. Для реализации этой задачи необходима звуковая аналитико-синтетическая работа. Сначала ученик прислушивается к словам и звукам, устанавливает положение звука в слове, распознаёт на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, выбирает слова, в которых есть определенный звук. На следующем этапе проводится уже слого - звуковой анализ слов, который осуществляется с опорой на схемы.
Схемы-модели могут помочь ребятам установить в произнесенном слове число слогов, определить в слове ударение, раскрыть количество звуков в слогах и в слове в целом, узнать характер взаимосвязей между звуками. К примеру, знакомство учеников с этим приемом может быть на основе разыгрывания ситуации «Болельщики в стадионе».
Способом чтения называют способы «перехода» от буквенной записи слова к его звуковому образу.
Различают три основных способа чтения, в зависимости от того, какие произносительные единицы отражает читающий, руководствуясь буквенной записью, и как происходит этот переход. Простейший из них – это слоговое чтение, при котором читаемый текст воспроизводится как последовательность отдельных слогов. Более сложным является словесное чтение, при нем воспроизводится последовательность слов как целостных произносительных единиц.
Формирование навыка чтения проходит у детей в несколько этапов.
Первый этап – добукварный;
Второй этап – букварный;
Третий этап - послебукварный (заключительный).
В букварный период используются разнообразные виды работы, направленные на развитие техники чтения.
1. Дыхательные упражнения
- Вдох через нос, выдох через рот.
- Вдох – задержка дыхания – выдох.
- Вдох - выдох порциями.
2. Упражнения в чтении согласных парами.
Произнося согласные в паре, учащиеся легче осознают различие в действии речевого аппарата и быстро исправляют дефекты произношения: С-Ш, Ш-Щ, З-С, С-Ц, Ж-Ш, Ж-З, З-Ц.
3. Произношение чистоговорок
- Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчика шары.
Ро-ро-ро- у нас новое ведро.
4. Чтение пословиц, поговорок, скороговор:
1. Водовоз вез воду из – под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
5. Чтение с убыстрением темпа:
Первый раз — медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов, второй раз — повторное прочтение без учителя, третий раз — плавное слитное чтение слов, четвертый раз — чтение в темпе разговорной речи.
6. Различные виды чтения:
- чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
- хоровое чтение;
- чтение в парах;
- чтение одновременно с ведущим;
- чтение за ведущим;
- чтение по звуковому ориентиру за ведущим;
7. Жужжащее чтение;
8. Вершки да корешки:
Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что чтение – сложный процесс, который в первую очередь зависит от развития фонематического слуха, правильного выбора форм и методов работы в соответствии с целью и типом урока обучения грамоте. Обучение следует строить так, чтобы предыдущая ступень была подготовкой для следующей.
Каждый из нас знает, что обучение чтению всегда тесно связаны с обучением письма. Ведь каждая новая изученная буква должна детьми не только читаться, но и знать, как она пишется.
В методике письма особенно актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму, так как возникают трудности при овладении техникой письма, которые имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические.
При обучении детей письму очень важны методические знания учителя. Основными из них являются следующие:
1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося.
2. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради.
3. Обведение образца буквы (копировальный прием).
4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе.
5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.
6. Письмо под счет.
7. Прием показа ошибочного написания.
Наиболее эффективным является реализация педагогом не одного, а всех вышеназванных приемов, что позволит ему разнообразить деятельность учащегося и достичь наибольшего успеха в обучении детей письму.
В последнее время обращается внимание и на "Прописи", которые являются основными помощниками учителю и детям. Они составляются в соответствии с букварем и содержат образцы букв. "Прописи" облегчают работу учителя, а для учащихся служат образцом, в котором нет ошибок.
Сейчас некоторые "Прописи" содержат также и дополнительную разлиновку, помогающую разрабатывать ровный почерк, что является важнейшим качеством каллиграфического письма.
Задачи обучения письму
В течение 3—3,5 месяцев первоклассники овладевают одновременно с чтением элементарным навыком письма. За это время школьники должны:
а) научиться правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться строки; соблюдать поля;
б) научиться писать в соответствии с прописями все буквы русского алфавита, строчные и заглавные, а также соединять их в словах; переводить печатный текст в письменный;
в) уметь записывать слова и предложения из трех-четырех слов после их звукобуквенного анализа с помощью учителя и без помощи;
г) Описывать, а также писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное, сравнивая с образцом, а также способом проговаривания;
д) записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.
Согласно принципам звукового аналитико-синтетического метода, соблюдается единство письма и чтения. Это значит, что последовательность обучения письму букв принимается та же, что и в обучении чтению: на уроке чтения дети усваивают букву, читают тексты, а на уроке письма» пишут эту букву и слова с ней.
Обучение письму — это в первую очередь выработка навыка графического. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений.
Сознательный характер письма состоит в следующем: во-первых, в правильном соотнесении звука и буквы, во-вторых, в соблюдении ряда правил — графических и орфографических; наконец, в использовании письменного навыка для передачи собственных мыслей, чувств, намерений.
В формировании графического навыка выделяю следующие этапы:
а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.;
б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель в пр. (эта ступень не является обязательной);
в) письмо отдельных букв — строчных и прописных — без соединения с другими буквами;
г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработки навыка соединения букв.
Чем скорее дети будут в состоянии осознать и осуществить передачу на письме собственных мыслей,— тем успешнее, тем правильнее будет у них формироваться навык письменной речи. Однако в период обучения грамоте дети пишут еще очень медленно, и передача на письме собственных мыслей, хотя бы и в виде всего лишь одного слова, становится возможной отнюдь не сразу, а лишь на третьей-четвертой неделе обучения грамоте. На втором месяце дети записывают предложения из двух-трех слов, взятое из их собственных рассказов, а на третьем месяце — два или даже три небольших предложения.
Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладевать письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или подготавливая к письму слово, составленное на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безударных гласных и их проверки, т. е. для развития орфографических навыков.
Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все внимание сосредоточивает на процессах письма, и навык письма формируется успешнее.
В данный момент пишут учащиеся в тетрадях и на доске. Очень существенным является вопрос о разлиновке тетрадей. В настоящее время мы используем тетради с двумя линиями.
Ведение тетради воспитывает у детей аккуратность, они привыкают оставлять поля, соблюдать строчку, выдерживать одинаковые размеры букв, тщательно, симметрично располагать текст на строчках, ясно и четко выделять заголовки, рационально использовать пространство листа.
Школьник заводит две тетради: в одной выполняются работы текущего дня, а другая находится на проверке у учителя. На обложке тетради делается надпись: «по письму».
Обучая детей наклонному письму, с первых же дней я обращаю вниманию, чтобы тетрадь на парте лежала под углом в 25°, чтобы в ходе письма кисть находилась в одном и том же положении относительно предплечья, а движение руки по строке обеспечивалось сгибанием руки в локтевом суставе и в плече. При этом правая рука свободно движется по листу, а левая лежит на листе, придерживая его. Тетрадь на парте лежит так, чтобы начало строки приходилось на середину груди пишущего. По мере заполнения страницы, тетрадь продвигается вверх, но начало заполняемой строки по-прежнему находится напротив центра груди пишущего.
Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму обеспечит не только эффективность обучения и работоспособность учащихся на уроках, но и их правильное физическое развитие, их нормальное зрение, правильную осанку.
При обучении письму веду работу над формой букв, над расположением их деталей. Недооценка работы над формой буквы приводит к трудноисправимым графическим ошибкам, а в дальнейшем — к неправильному становлению почерка ученика.
Типичные ошибки в написании букв у первоклассников
1. Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.
Как видно из приведенных примеров, нарушения параллельности нередко приводят к искажению других элементов, например петли у букв у и д. Эта группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради.
2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей;
горизонтальных — неодинаковая ширина букви их элементов:
пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).
3. Искажение овалов, полуовалов и Других элементов, содержащих закругления, изогнутые лини и. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.
4. Пропуск элементов отдельныхбукв или замена элементов букв: вместо м — л, вместо д — а .
Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки соответствующий прием.
типичные ошибки при письме буквы П заглавной:
а) элементы не параллельны, закругление второго вертикального элемента начато слишком высоко;
б) верхний элемент горизонтальной касается вертикальных элементов, «лежит» на них;
в) верхний элемент не горизонтален, а написан с наклоном. Типичные ошибки при письме буквы х, заглавной и строчной:
а) недостаточная округлость полуовалов;
б) полуовалы закруглены чрезмерно;
в) неровные, неодинаковые закругления, несимметричны части;
г) между полуовалами оставлен промежуток — они не слиты.
С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает
Предлагаемые примерные виды тренировочных упражнений могут быть включены на уроке в «минутки чистописания».
Письмо для поступающих в школу детей – очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. При поступлении ребенка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым учебным нагрузкам
Формирование письменных навыков начинается, по мнению психологов и физиологов, значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма.