В статье говорится об особых образовательных потребностях детей с РАС.
Начиная обучение детей с РАС, необходимо создать для них особые образовательные потребности, которые условно можно разделить на 4 группы:
1 группа — образовательные потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса;
2 группа — образовательные потребности, связанные с адаптацией содержания основной общеобразовательной программы;
3 группа — образовательные потребности, связанные с адаптацией способов подачи учебного материала;
4 группа — образовательные потребности, связанные с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации.
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
ДЕТЕЙ С РАС
Начиная обучение детей с РАС, необходимо создать для них особые образовательные потребности, которые условно можно разделить на 4 группы:
1 группа — образовательные потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса;
2 группа — образовательные потребности, связанные с адаптацией содержания основной общеобразовательной программы;
3 группа — образовательные потребности, связанные с адаптацией способов подачи учебного материала;
4 группа — образовательные потребности, связанные с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации.
Рассмотрим потребности, относящиеся к 1 группе—потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса:
а) Потребность в компетентности специалистов
— знания об особенностях развития и особых образовательных потребностях обучающихся с РАС;
— умение использовать эти знания для организации и осуществления образовательного процесса с обучающимися с РАС, для создания специальных образовательных условий для этих детей;
— умение адаптировать общеобразовательные программы в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с РАС;
- знание эффективных обучающих и коррекционных технологий, использующихся в мировой практике при работе с детьми с РАС;
— умение использовать эти технологии в процессе обучения детей с РАС.
б) Потребность в индивидуализации образовательного маршрута. Асинхрония в развитии, специфические нарушения коммуникации, социального взаимодействия, поведения, сенсорного развития обуславливают необходимость построения гибкого образовательного маршрута для каждого ребенка с РАС (различные формы обучения).
в) Потребности в адаптации образовательной среды предполагают необходимость
Создания визуально структурированной среды (четко организованного и упорядоченного пространства, визуальной временной структуры уроков, обеспечивающих предсказуемость событий);
создания мотивирующей комфортной среды, что предполагает:
эмоциональный контакт с педагогом;
толерантное, доброжелательное отношение со стороны всех участников образовательного процесса, обеспечивающее эмоциональный комфорт ребенку с РАС;
предупреждение и избегание ситуаций, вызывающих сенсорную перегрузку ребенка;
использование в процессе обучения дидактических и учебных материалов, видов деятельности, к которым ребенок с РАС испытывает интерес;
дополнительное поощрение и подкрепление.
г) Потребность в предварительной подготовке к фронтальному обучению
В связи с несформированностью у детей с РАС адаптивных форм социального поведения, взаимодействия и коммуникации, с наличием когнитивных и эмоциональных нарушений предполагает переход от индивидуальных занятий к занятиям в мини-группе, подгруппе и группе.
д) Потребности в адаптационном периоде на начальных этапах любой деятельности школьного обучения
Это обусловлено трудностями в адаптации к новым условиям, связанные с их сенсорными, эмоциональными нарушениями, с недостаточной гибкостью мышления.
В данный момент особо необходима помощь тьютора.
е) Потребность в комплексном психолого-педагогическом сопровождении
Учитывая первазивный (всеобъемлющий) характер расстройств аутистического спектра, характерные для этих детей трудности освоения общеобразовательных программ, специфические нарушения развития и проблемы социальной адаптации, им необходима комплексная помощь специалистов психолого-педагогического сопровождения (учитель, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютор, социальный педагог, педагоги дополнительного образования).
ж) Потребность в согласованности действий педагогов и родителей. Наибольшая эффективность при обучении детей с РАС достигается при скоординированных действиях всех участников образовательного процесса. Педагогам и родителям необходимо выработать единое понимание и стратегию действий в отношении того, чему обучать ребенка, как его обучать, и как преодолевать трудности, возникающие в процессе обучения. Выработка единых решений и общих алгоритмов действий осуществляется в ходе интеграции знаний родителя об особенностях ребенка и практического опыта специалистов по обучению детей с РАС.
з) Потребность в индивидуальной оценке образовательных результатов. Критерием оценки результативности обучения является достижение ребенком с РАС планируемых результатов, включенных в его адаптированную образовательную программу, а не планируемых результатов основной общеобразовательной программы, по которой учатся все дети.
Следующий блок потребностей связан с адаптацией содержания основной общеобразовательной программы.
Учитывая тот факт, что выраженность нарушений при расстройствах аутистического спектра варьирует в широком диапазоне, и для каждого ребенка характерна асинхрония в развитии различных функций, содержание основной общеобразовательной программы адаптируется и индивидуализируется. Стандарт предусматривает 2 варианта адаптированной основной общеобразовательной программы детей с РАС. Основным механизмом индивидуализации содержания образования является разработка АОП и СИПР.
Очень важна потребность в формировании социальных (жизненных) компетенций и обусловлена она:
— Трудностями усвоения функциональных навыков, необходимых для их повседневной жизни. Во многих случаях у детей с РАС с высоким уровнем интеллектуального развития, у которых не возникает проблем в освоении общеобразовательной программы по предметным областям, но присутствуют стойкие нарушения в освоении навыков повседневных жизненных ситуаций.
— Дети затрудняются в переносе усвоенных на уроках знаний и умений в условия повседневной жизни... Например, владея знаниями по предмету окружающий мир о явлениях природы, ребенок с РАС может не уметь одеваться в соответствии с погодными условиями, может быстро осуществлять сложные вычисления, но затрудняется использовать деньги в повседневной жизни. и т.д
Педагогам необходимо обратить внимание на потребность в замене академических/учебных целей на альтернативные. При работе с детьми с РАС по программе 2 варианта, а иногда и 1 варианта постановка многих академических/учебных целей обучения является нецелесообразной, т.к. детям с аутизмом тяжело их достичь, и это не повышает качества их жизни. В таком случае осуществляется замена целей обучения на альтернативные, относящиеся к жизненным компетенциям.
Например, «неговорящего» ребенка с выраженными интеллектуальными нарушениями обучают не грамоте, а умению выразить просьбу с помощью альтернативных средств коммуникации. Такого ребенка нужно учить не выполнению арифметических действий, а умению распознавать и запоминать числа, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса и т.д.
В итоге, замена традиционных планируемых результатов на альтернативные цели обучения способствует улучшению качества жизни ребенка с РАС. В зависимости от потребностей и уровня развития обучающегося, соотношение двух образовательных компонентов — академических/учебных навыков и жизненных компетенций — варьируется.
Следующая потребность в упрощении содержания основной общеобразовательной программы.
Для детей с РАС и интеллектуальными нарушениями содержание основной общеобразовательной программы упрощается.
Третий блок потребностей связан с адаптацией способов подачи учебного материала.
Реализация данных потребностей наиболее трудна для учителей по причине того, что на сегодня нет учебно-методического комплекса для обучения таких детей. Поэтому на основании программы приходится самим подбирать материал, используя, имеющие в наличии учебники для коррекционных школ.
Итак, о каких потребностях мы должны помнить, адаптируя учебный материал?
Во-первых, это потребность в упрощении способов подачи учебного материала.
Дети с РАС с трудом воспринимают и перерабатывают слухоречевую информацию, плохо понимают абстрактные понятия при усвоении нового учебного материала, поэтому педагогам необходимо адаптировать способы объяснения: использовать упрощенную речь и дополнительные наглядные средства.
Например, при изучении в области Естествознание окружающего природного мира, дети должны ознакомиться с растительным миром. Для того чтобы доступно преподнести материал мною изготовлена интерактивная папка, пособия в которой не только знакомят детей с учебным материалом, но и в игровой форме направлены на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество, на развитие коррекционно-развивающих задач.
Во-вторых, при обучении детей с РАС важно не только упрощать способы представления нового учебного материала, но и инструкции, т.к. обработка и выполнение длинных многоступенчатых инструкций может вызывать серьезные трудности у детей с аутизмом. Поэтому необходимо
упрощать вопросы.
давать чёткие инструкции.
использовать систему подсказок.
систематически повторять пройденные навыки.
Наиболее распространенные способы упрощения инструкции — это ее запись на доске, разбивка на части, замена письменных инструкций пиктограммами, наглядная демонстрация действия.
В-третьих, необходима детям дополнительная визуальная поддержка.
Поскольку у детей с РАС преобладают наглядные формы мышления, при объяснении нового материала и в процессе выполнения учебных заданий необходимо использовать дополнительную визуальную поддержку, включающую наглядные модели и иллюстрации, опорные схемы, конспекты.
Например, при возникновении у детей с РАС трудностей понимания условий математических задач необходимо использовать не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию или инсценировку условия задачи с помощью реальных предметов.
Кроме того, педагог должен устранять в задании двойные требования, например, решить задачу и записать ее в тетрадь, списать текст, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть гласные. Выполнение двойных требований — часто сложная задача для детей с РАС.
И наконец, необходима потребность в дроблении учебных задач на отдельные последовательные шаги.
Скорость и качество обработки новой информации и, соответственно, темп и продуктивность усвоения новых тем обучающимися с РАС обычно ниже, чем у других детей, поэтому у многих из них возникают трудности с усвоением нового объемного учебного материала. Преодолеть эти трудности возможно путем его дозированной подачи и деления на более мелкие последовательные шаги.
Четвертая группа особых образовательных потребностей связана с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации:
Детей с РАС характеризуют нарушения в различных областях развития, что приводит к проблемам их социализации, адаптации и трудностям освоения общеобразовательных программ. Для преодоления этих нарушений необходима коррекционная работа с ними, проводимая в ходе психолого-педагогического сопровождения.
Целью -такого сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду, в освоении адаптированной основной образовательной программы.
К основным направлениям коррекционной работы относится решение тех потребностей, которые вы видите на слайде.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС пронизывает весь образовательный процесс и осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности образования. Данное сопровождение осуществляется через коррекционные курсы в процессе урочной и внеурочной деятельности, через дополнительные программы образования (студии, кружки, секции), на внеурочных внешкольных мероприятиях (праздники, концерты, конкурсы, экскурсии)
Таким образом, особые образовательные потребности обучающихся с РАС связаны с их многочисленными специфическими нарушениями. Приведенный структурированный перечень особых потребностей детей с РАС не является исчерпывающим. В нем отражены ключевые позиции, учет которых позволяет повысить эффективность обучения детей с РАС.