Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Открытый урок на тему: «Развитие технических навыков в классе баяна. Компьютерные технологии в работе над инструктивным материалом». Работа №273748

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цель урока – определение основных принципов и методов работы над развитием и совершенствованием технического мастерства учащегося. Рассмотрение главных технических элементов.

Задачи урока – Отработка двигательно-игровых навыков, взаимодействие всех частей рук, координация движений. Развитие физической выносливости и приспособленности всего двигательного аппарата к использованию звуковых и технических возможностей инструмента.

Работа:

«Техника – это ещё не искусство.

Она всего лишь средство достижения искусства,

мост на пути к нему»

И.Гофман

 

 

 

 

 

Открытый урок преподавателя Осиповой Е. И. на тему:

«Технические компьютерные технологии в работе над инструктивным материалом»

с учащимся 4 класса Долендо Максимом

 

Цель урока – определение основных принципов и методов работы над развитием и совершенствованием технического мастерства учащегося. Рассмотрение главных технических элементов.

Задачи урока – Отработка двигательно-игровых навыков, взаимодействие всех частей рук, координация движений. Развитие физической выносливости и приспособленности всего двигательного аппарата к использованию звуковых и технических возможностей инструмента.

 

Этапы работы:

Вступительное слово.

Прежде чем приступить к процессу обучения хочется более широко раскрыть понимание музыкального термина техника игры. По сути техника игры – это совокупность навыков, которые могут обеспечить успешное исполнение того или иного музыкального произведения. Основой этих навыков является соединение теоретических знаний исполнителя и его физических способностей. Так как обычно на виду у зрителей происходят именно физические действия музыкантов в момент их выступления многие ошибочно сравнивают технику со спортом, делая акцент лишь на развитие мышечных функций. Но помимо гибкости и устойчивости пальцев рук мышечной памяти и других качеств, не менее важными факторами является музыкальное мышление, реакция, способность сосредоточиться, контроль своих действий и психологическая устойчивость. Таким образом развитие техники игры является достаточно емким процессом, который охватывает целый ряд факторов, успешное совершенствование которых в результате обеспечит нормальный процесс исполнительской деятельности.

Развитие техники проходит индивидуально, у каждого по – разному. Интенсивность зависит от того, на сколько тот или иной человек от природы предрасположен к музыкальной деятельности. Бывают случаи, когда уже в раннем школьном возрасте некоторые юные музыканты достаточно виртуозно играют серьезные произведения, а бывает и наоборот, некоторые исполнители посвящают своему музыкальному развитию многие годы, и только по прошествии долгого времени им удается сформировать необходимые навыки. Но все это конечно же крайности, так существует именно нормальный темп развития техники игры, который присущ большей части обучающихся исполнителей. В любом случае, если у вас есть определенный интерес к музыкальному искусству, стремиться к овладению всех особенностей данного вида деятельности конечно же необходимо, и результат труда непременного себя проявит. Как сказал знаменитый французский композитор и ученый-музыковед XVIII века Ж.Р.Рамо«Конечно, не у всех способности одинаковы. Однако, если только нет никакого особого недостатка, мешающего нормальным движениям пальцев, возможность развития их до той степени совершенства, чтобы наша игра могла нравиться, зависит исключительно от нас самих… усидчивая и направленная по верному пути работа, необходимые усилия и некоторое время неминуемо выровняют пальцы, даже наименее одаренные…» На пути к преодолению всех трудностей, вероятно, следует вспоминать поговорку Терпение и труд все перетрут.

Также помимо волевых качеств в процессе обучения следует придерживаться определенной систематичности и периодически с небольшим промежутком друг от друга совершать занятие музыкой. Продолжительность занятий следует проводить ежедневно. В ходе преодоления тех или иных технических сложностей старайтесь прислушиваться к своим мышечным ощущениями, чтобы избежать перенапряжение и растяжку мышц. Данную патологию музыканты обычно называют заигрыванием или переигрыванием руки. Чтобы избежать это явление в ходе разучивания музыкального материала необходимо придерживаться верной постановки рук, а особенно правой руки, которая обычно выполняет солирующую функцию в процессе игры на баяне. О верной постановке руки мы также поговорим в ходе предстоящей работы.

В музыкальной практике существуют произведения, содержание которых напрвлено на развитие таких качеств техники игры как беглость пальцев, растяжка, синхронное извечение нескольких звуков одновременно, аппликатурное мышление и сочетание разных способов звукоизвления в совокупности с динамическими эффектами. В процессе исполнения музыки на баяне мы также часто сталкиваемся с вариационными пассажами, аккордовой фактурой, а также с такими распространенными приемами как короткие и длинные арпеджио и триоли. Но для того, чтобы овладеть всеми вышеперечисленными способами и приемами, также можно воспользоваться рядом специальных упражнений, которые прямым образом расчитаны для развития техники игры. Применять их можно с первых этапов обучения. Сегодня мы с учеником четвертого класса Долендо Максимом постараемся предоставить вашему вниманию работу над целым комплексом технических упражнений и этюдом. Ну а во второй части нашего выступления, мы будем применять технические компьютерные технологии в работе над нашим инструктивным материалом.

Практическая часть

Итак, рассмотрим все цепочки упражнений.

Первая цепочка представляет собой штриховой комплекс на примере гаммы До мажор, Ля – мажор. Непрерывная игра шести вариантов гаммы с различным сочетанием штрихов легато и стаккато.

Играем первую. Работаем над штрихами, динамикой, темпом.

Цель: выработка ритмически ровной игры, избавление от зажатости аппарата, развитие гибкости и энергичности рук, развитие независимости пальцев рук.

Задачи: Добиться четкого исполнения гаммы, хорошим штрихом lеgato и staccato, в различном сочетании

Методы:  словесное объяснение, показ на инструменте.

 

После проигрывания гаммы различными штрихами и штриховыми формулами переходим к проигрыванию дуолями, триолями, квартолями в правой руке на ровный бас в левой.

 

Вторая цепочка представляет собой техническое упражнение, состоящее из длинного и короткого арпеджио , аккордов (в том числе приемом тремоло) в тоникосубдоминантно – доминантной последовательности тональности ля - мажор

 

Задачи: Добиться четкого исполнения длинного и короткого арпеджио хорошим штрихом non lеgato,

Методы:  словесное объяснение, показ на инструменте

 

После того как мы добились качественного проигрывания цепочек хорошим штрихом и в достаточно подвижном темпе, мы переходим ко второму разделу нашей работы. Он достаточно интересный, новый, мы будем применять технические компьютерные технологии в работе над нашим инструктивным материалом.

Для этого нам потребуется оборудование компьютер или ноутбук, колонки, а также программа для создания аранжировок BandinaBox.

Для того, чтобы работа над нашим инструктивным материалом не была столь скучна, мы обратимся к нашей программе. Небольшая презентация.

Наглядное создание небольшой аранжировки к гамме (последовательность аккордов и гармоний)

Проигрывание первой цепочки различными штрихами и штриховыми формулами под фонограмму в различных стилистических обработках: Марш, джаз, классический стиль; в различных темпах.

Домашнее задание

Художественное развитие невозможно без технического. Развитие техники – одна из целей процесса обучения. Технические трудности всегда нуждаются во внимании, поэтому наряду с разбором нотного текста нужно выявить технические трудности, определить пути их преодоления. Существуют различные способы технической тренировки: многократное его повторение, перемена штрихов, разные темпы, которые мы продемонстрировали сегодня, а также использования современных технических компьютерных программ, позволяющих разнообразить столь кропотливый и трудоемкий труд.

 

 

Используемая литература

Фридрих

Липс

«Искусство игры на баяне». Издательство «Музыка»,

г.Москва

– 1985г.

А.Судариков

. «Исполнительская техника баяниста». Всесоюзное издательство «Советский композитор»,

г.Москва

– 1986г.

Сборник методических материалов «Баян и баянисты». Всесоюзное издательство «Советский композитор»,

г.Москва

– 1970

г..

Статьи:П.А.Гвоздев

«Работа баяниста над развитием

техники»и

В.Г.Горохов

,

С.М.Колобков

«Гаммы и арпеджио на баяне»

Р.Н.Бажилин

«Школа игры на аккордеоне», Издательство Владимира Катанского, 2008г.

О.Блох

«Путь к техническому совершенству аккордеониста

»,

г.Москва

– 2007г.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×