Почему в пионербол нужно начинать играть в детском саду?
Желание двигаться у ребенка заложено самой природой. Но в современном обществе наблюдается следующее противоречие: с одной стороны, очевидна и общепризнанная роль движений в целостном развитии ребенка; с другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника.
Все чаще можно встретить во дворе скучающих детей, равнодушных к спортивным и подвижным играм. Многие ребята вообще перестали выходить во двор, отдавая предпочтение другим видам деятельности: просмотру мультфильмов, компьютерным играм, занятиям с конструкторами. В результате дети практически не способны самостоятельно организовывать групповые игры. Сегодня крайне редкое явление – родители, играющие с ребенком.
Но все же у нас возникают вопросы: как закрепить у детей интерес к подвижным играм, играм с мячом и играм с элементами спорта для использования в самостоятельной деятельности?
Возникшая проблема подтолкнула меня к необходимости введения обучению детей спортивной игры «пионербол». Во-первых, идею организации игры подсказали сами дети, поскольку игры с элементами спорта им очень нравятся. Во-вторых, в ходе проведения диагностики по показателям «Школы мяча» в детском саду у наших воспитанников были отмечены хорошие результаты. В-третьих, благодаря простоте правил игры и доступности инвентаря, в пионербол можно играть не только в образовательном учреждении, но и во дворе с друзьями, а также и с родителями.
Падерина Елена Анатольевна,
Инструктор по физической культуре,
I-ой квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад № 34», г. Воркуты
ПИОНЕРБОЛ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРВСТЕ.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
В соответствии ФГОС дошкольного образования физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Одними из средств достижения вышеуказанных задач являются подвижные игры, значительное место среди которых в двигательной деятельности дошкольника отводится играм с мячом. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.
И уже в старшем дошкольном возрасте дети играют в подвижные игры с элементами спорта. Такие игры дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, то есть приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи. Непременное выполнение правил спортивных игр способствует воспитанию выдержки, честности, справедливости, ответственности перед командой, умения считаться с другими детьми. Дети приучаются самостоятельно находить выход из создавшейся игровой ситуации, добиваются высоких личных результатов, заботятся об общекомандном результате и стремятся к творчеству в игре.
Среди игр с элементами спорта можно выделить игру «пионербол» – один из вариантов игры в волейбол по облегченным правилам.
Зародилась в СССР в 30-х годах и предназначалась, прежде всего ,для детей школьного возраста(пионеров).
При правильной организации этой игры открываются большие возможности для эффективного оздоровительного влияния на детский организм. В процессе игры хорошую тренировку получают органы дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Игра в пионербол положительно влияет и на зрение детей, так как во время игры взгляд сосредотачивается на мяче, что заставляет работать мышцы глаза. Занятия пионерболом хорошо развивают быстроту реакции, ловкость, улучшают осанку, а также способствуют тренировке нервной системы ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.
Почему в пионербол нужно начинать играть в детском саду?
Желание двигаться у ребенка заложено самой природой. Но в современном обществе наблюдается следующее противоречие: с одной стороны, очевидна и общепризнанная роль движений в целостном развитии ребенка; с другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника.
Все чаще можно встретить во дворе скучающих детей, равнодушных к спортивным и подвижным играм. Многие ребята вообще перестали выходить во двор, отдавая предпочтение другим видам деятельности: просмотру мультфильмов, компьютерным играм, занятиям с конструкторами. В результате дети практически не способны самостоятельно организовывать групповые игры. Сегодня крайне редкое явление – родители, играющие с ребенком.
Но все же у нас возникают вопросы: как закрепить у детей интерес к подвижным играм, играм с мячом и играм с элементами спорта для использования в самостоятельной деятельности?
Возникшая проблема подтолкнула меня к необходимости введения обучению детей спортивной игры «пионербол». Во-первых, идею организации игры подсказали сами дети, поскольку игры с элементами спорта им очень нравятся. Во-вторых, в ходе проведения диагностики по показателям «Школы мяча» в детском саду у наших воспитанников были отмечены хорошие результаты. В-третьих, благодаря простоте правил игры и доступности инвентаря, в пионербол можно играть не только в образовательном учреждении, но и во дворе с друзьями, а также и с родителями.
Цель - повышение уровня физической подготовленности детей пяти-семи лет посредством внедрения элементов пионербола в физическое воспитание детей.
Основные задачи при обучении игре «пионербол» детей старшего дошкольного возраста направлены на то, чтобы:
- формировать начальные представления о пионерболе;
- формировать устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям;
- обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями;
- обучать правильной технике выполнения элементов пионербола;
- воспитывать положительные морально-волевые качества;
- формировать привычки к здоровому образу жизни.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Новизна авторской методики заключается в том, что благодаря разработанной системе обучения играть в пионербол стало возможно и в детском саду.
Уже в дошкольном возрасте вводится жестовая система судейства, а пониманию судейских жестов дети легко обучаются в доступной игровой форме. Кроме того, в практике физкультурно-оздоровительной работы найдены оригинальные методические приемы для овладения техникой действий с мячом.
Цель игры – перебросить мяч через сетку на сторону противника так, чтобы он опустился в пределах площадки.
Основное его техническое отличие от классического волейбола заключается в том, что мяч в процессе игры берется в руки. Соответственно подача, пас партнеру и перевод мяча на сторону соперника осуществляется не ударом, а броском.
Игра проводится на волейбольной площадке или в физкультурном зале, разделенном сеткой или шнуром, который натягивается на высоте 130-150 см. В игре участвуют 2 команды по 6(8) человек в каждой. Предварительная работа: Последовательность обучения двигательным действиям без мяча и с мячом.
Обучение детей элементам игры в пионербол начинается со средней группы, включая упражнения в бросании и ловле мяча, подвижные игры с мячом в непосредственно образовательную деятельность. В этом возрасте дети приучаются отталкивать мяч симметрично обеими руками, придавая ему нужное направление движения. Важно обучить ребенка регулировать силу отталкивания.
В старшей группе организуются специальные занятия, состоящие только из игр и упражнений с мячом. В этом возрасте навыки владения мячом получают дальнейшее развитие. Разнообразнее и сложнее становятся упражнения в бросании и ловле мяча. Дети старшей группы должны уметь непринужденно держать его, быстро и точно передавать в разных направлениях и ловко принимать. Много времени надо уделять упражнениям в бросании и ловле мяча индивидуально, в парах, по кругу, так как не все дети достаточно ловки, они еще не умеют учитывать ряд условий, от которых зависит правильность выполнения действия.
В непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности у детей седьмого года жизни совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли. В этом возрастном периоде дети, передавая мячи друг другу или перебрасывая в разных положениях, действуют уверенно ловко, что позволяет включать эти виды движений в задания с элементами соревнований, в эстафеты.
У детей подготовительной группы совершенствуются и навыки ловли. Они умеют перебрасывать друг другу мяч разными способами (двумя руками снизу, от груди, сверху, с отскоком от пола и др.). Перебрасывание проводится не только в произвольном темпе, но и под счет. Упражнения с мячом выполняются во время передвижения в парах, стоя на месте, из разных исходных положений, через сетку. В подготовительной к школе группе дети переходят непосредственно к игре в пионербол с соответствующими правилами.
Предлагаю вашему вниманию подвижные игры для обучение элементам пионербола. (картотека)
Правила игры «пионербол» для детей дошкольного возраста.
Игра проводится между двумя командами. Цель каждой команды в игре – набрать 15 очков в каждой партии быстрее соперников, соблюдая при этом правила игры.
Мяч в игре
Одна из команд по жребию начинает игру с подачи из-за лицевой линии (на начальном этапе обучения подачу можно производить с любого места площадки).
Мяч в поле
При подаче мяч должен перелететь на противоположную сторону площадки (касание сетки мячом допустимо). Если мяч опустился в пределах площадки одной команды, то противоположная команда получает 1 очко. Мяч, приземлившийся на черту, считается правильным (ограничительная черта считается площадкой.)
Потеря мяча
При подаче мяч, попавший в сетку и отскочивший на свою сторону, считается потерянным – очко в этом случае засчитывается в пользу противоположной команды. Любая ошибка одной команды засчитывается в пользу противоположной команды.
Касание сетки
Касание сетки руками для детей дошкольного возраста допустимо.
Аут
Мяч, брошенный игроком одной команды и ушедший за пределы площадки, засчитывается в пользу противоположной команды. В случае касания его игроком, очко присуждается нападающей команде.
Три касания мяча
Вся команда имеет право касаться мяча на своей площадке не более трех раз, то есть игрок, поймавший мяч, может выполнять передачу другому игроку своей команды, тот еще одну для нападающего броска другому игроку.
Переход игроков
Игроки одной команды перемещаются на своей стороне площадки на одно место по часовой стрелке после потери противоположной командой права подачи мяча (на начальном этапе обучения игроки передней и задней линии могут меняться самостоятельно или по указанию педагога). Так в команде меняется подающий игрок.
Замена игроков
Взрослый может менять игроков во время игры и во время перерыва (иногда эту функцию может выполнять капитан команды, выбранный самими детьми). Замену в командах можно производить неограниченное количество раз.
Время игры
Играют 3 партии (исключение, когда счет по партиям 2:0). Игра в каждой партии идет до тех пор, пока одна из команд первой не наберет 15 очков. Смена сторон площадки производится после каждой партии. Время игры по часам не фиксируется.
Правила поведения
Во время игры дети должны проявлять корректность, уважение к сопернику.
Судейство при проведении игры «пионербол»
Судья (инструктор по физической культуре, воспитатель) следит за выполнением игроками правил игры, делает замечания при нарушении правил, показывает жесты, означающие то или иное предполагаемое дальнейшее выполнение действий.
Заключение:
В нашем детском саду отдается предпочтение упражнениям с мячом. Это элементы игры в пионербол. Мяч имеет форму шара. Никакое другое тело не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, которое дает полноту ощущения формы. Шар оптимально задействует все анализаторы – двигательный, вестибулярный, зрительный, тактильный, что усиливает эффект положительного воздействия на совершенствование точных движений рук и пальцев и психическое состояние ребенка. Может наши дети и не станут выдающимися спортсменами, но мы надеемся, что, занимаясь физической культурой, они обретут крепкое здоровье и высокую работоспособность, что позволит им хорошо учиться и добиваться успехов в любом деле.