В данной статье представлен опыт работы по повышению эффективности подготовки обучающихся к ГИА посредством применения технологии опережающего обучения на уроках русского языка и литературы. Технология опережающего обучения позволяет избежать пробелов, предупредить ошибки, укрепить уверенность в успехе, пробудить радость познания, устойчивое желание учиться. Таким образом, можно говорить об актуальности технологии опережающего обучения на современном этапе российского образования.
Повышение эффективности подготовки обучающихся к ГИА посредством применения технологии опережающего обучения
на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Кизилова Инна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ 8 с.Тугулук Грачевского муниципального округа
Ставропольского края
В своей педагогической деятельности с целью повышения эффективности подготовки обучающихся к ГИА я активно применяю современную технологию опережающего обучения на уроках русского языка и литературы. Автором данной технологии является Софья Николаевна Лысенкова, российский педагог - новатор, учитель начальных классов московской средней школы № 587. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности. Основная цель работы - доказать практическую значимость технологии, используемой в процессе обучения русскому языку и литературе в школе, показать ее связь с актуальными вопросами методики преподавания предмета в условиях реализации ФГОС III поколения. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность технологии;
2) рассмотреть преимущества технологии;
3) обосновать собственную точку зрения по применению технологии на уроках русского языка и литературы.
Опережающее обучение может быть эффективным только при соблюдении ряда методических условий. Например, изучение отдельных блоков взаимосвязанных орфографических тем и правил должно опираться на необходимый минимум опорных лингвистических знаний, которые получены учащимися в предыдущих классах.
В своей практике в системе опережающего обучения использую довольно широко блоковую подачу материала, которая при хорошей методической организации работы имеет ряд существенных преимуществ:
1) облегчает создание у учащихся системного представления об изучаемом материале, который воспринимается как единое целое;
2) позволяет экономить время для закрепления знаний и формирования умений и навыков, рациональных способов деятельности;
3) позволяет увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся;
4) способствует расширению тематического диапазона каждого занятия, т.к. учебный материал дается обобщенно (вместо дробления на мелкие части и последовательного изучения отдельных тем).
Существуют разные варианты подачи материала на уроке в виде блока. В одних случаях ознакомление с блоком происходит сразу же на одном уроке. Затем материал вновь рассматривается в целом, но более углубленно, и так до полного усвоения. Или может осуществляться не одновременно, а последовательно, по этапам, от одного частного блока к другому в течение нескольких часов. Все зависит от объёма темы, задачи учителя, подготовленности класса, методики обучения. Данная методика способствует расширению изучаемых тем, так как учитель может при знакомстве с одной темой дать дополнительную информацию. При составлении блоковой записи учащиеся используют разные цвета пасты, кроме красного. Определяем свои сокращения. Информацию оформляем в виде схемы или таблицы. При работе по данной методике необходимо усвоить самое главное – это не механическое заполнение блока, а дедуктивное, то есть от частного к общему, что способствует развитию логического и творческого мышления.
Усвоение материала на уроке происходит в три этапа:
- первый этап: предварительное введение первых порций будущих знаний;
- второй этап: уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
- третий этап: развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.
Технология С.Н.Лысенковой основывается на трёх «китах»:
опережение;
комментируемое управление;
опорные схемы.
Опережение дает возможность спокойно и не торопясь работать, ликвидируя пробелы, преодолевая всевозможные трудности, налаживать обратную связь – учитель – ученик, учиться работать с опорными схемами.
В ходе работы убедилась, что опорные схемы активизируют детей на уроке, организуют внимание к объяснению учителя и ответу товарища, разнообразят работу на уроке. Повышается интерес к учению. Дети быстрее
думают, быстрее пишут, свободнее рассуждают и доказывают. В целом
обеспечивается высокая организация каждого этапа урока, дружная работа
класса. Поэтому на своих уроках я систематически использую схемы-опоры, начиная с 5 класса, целенаправленно готовя своих учеников к ГИА. Эффективность подготовки зависит от правильного распределения сил и времени.
Так, например, в 5-6 классах при изучении тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Наречие» учащиеся в ходе проектной деятельности на уроке самостоятельно выращивают «Древо знаний», собирают «Золотую рыбку», оформляют «Корзину идей», составляют кластеры. При разработке уроков с использованием фишбоуна вношу свои коррективы в этот приём интерактивного обучения. Рыбий скелет делю на 3 части: в голове скелета – обозначаю тему урока, на верхних и нижних косточках размещаю морфологические признаки, в хвосте – синтаксические. По ходу работы данные признаки накладываются учениками на скелет, и в конце урока получается обобщённый собирательный образ – золотая рыбка, плывущая по волнам знаний. Волна предполагается как ответ к тесту по изученной теме. Данный приём применяю не на одной стадии, а на протяжении всего урока, тем самым мотивируя учащихся на дальнейшее углубленное изучение частей речи и, в целом, русского языка как предмета. Именно такие схемы-опоры и помогают моим ученикам качественно и быстро усвоить новый материал. А через 10-20-50 уроков без затруднений воспроизвести по памяти.
В 5-6 классах одной из сложных тем является «Чередование гласных в корне слова». В учебниках русского языка под редакцией Т. А. Ладыженской прописаны не все виды корней с чередующимися гласными, а ЕГЭ проверяет материал в полном объеме. Поэтому на уроке в 5 классе я считаю, что нельзя не сказать о правописании гласных в таких корнях как: - клан -, - клон-; -мак-, -мок-; -равн-, - ровн-; твар-, -твор-; -зар-, -зор-; - плав-, -плов-, -плыв- и других. И для того, чтобы закрепить новый материал, систематически провожу в начале урока орфографические пятиминутки, на которых и отрабатываю со своими учениками правописание чередующихся гласных в корне слова. Результатом данной работы являются высокие показатели на ЕГЭ.
Разбирая темы «Словосочетание», «Сложное предложение» в 5 классе, углубляю знания учащихся, даю понятие о типах подчинительной связи и видах сложных предложений, отрабатываю усвоение видов придаточных предложений и схем их построения. В ходе работы стараюсь выходить за рамки стандартного учебника, если вижу, что данная тема понята детьми, и они заинтересованы в дальнейшем её углублении. А в 6-7 классах учащиеся уже самостоятельно могут найти эти типы связи в тексте, легко определить вид предложения, построить схему, а в СПП с несколькими придаточными даже определить подчинение. В 8 классе учащиеся очень хорошо владеют навыками постановки знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложносочиненном предложении (задание 16 ЕГЭ). Поэтапно, начиная с 5 класса, учу детей писать сочинение – рассуждение. К 8 классу большинство учащихся самостоятельно выполняют данный вид работы. В середине года провожу полные диагностические работы в формате ОГЭ, соответствующие КИМу текущего года с целью выявления пробелов в знаниях и их последующей коррекции. И как уже показывает практика, что даже слабые учащиеся набирают на ОГЭ средние баллы. Не секрет, что именно задание №27 ЕГЭ вызывает наибольшие трудности у многих старшеклассников. Вместе с тем каждый выпускник понимает, что от качества сочинения во многом зависит общий балл ЕГЭ. Поэтому при работе с художественным текстом на уроке литературы в 5 классе я предлагаю задания по формулировке темы и проблемы текста, авторской позиции, подбору аргументов к той или иной проблеме. А в 10 классе учащиеся уже самостоятельно пишут сочинение-рассуждение по предложенному тексту, выполняют экзаменационную работу в полном объёме.
Средства речевой выразительности используются в русском языке для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления. Задание 22 воспринимается многими выпускниками как одно из самых трудных. На самом деле это не так. Здесь важен подход. Поэтому на каждом уроке литературы с 5 по 11 класс провожу литературоведческие разминки, на которых отрабатываются умения учащихся находить языковые средства выразительности в тексте, используя при этом опережающее обучение. На ЕГЭ все выпускники за задание 22 получают по 2 балла.
Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебного. Успех – один из самых важных результатов опережающего обучения.
Я считаю, что технология опережающего обучения позволяет избежать пробелов, предупредить ошибки, укрепить уверенность в
успехе, пробудить радость познания, устойчивое желание учиться. Таким образом, можно говорить об актуальности технологии опережающего обучения на современном этапе российского образования. Каждого ученика можно научить, только для этого необходимо время. Поэтому, чтобы не упустить его, использую на своих уроках технологию опережающего обучения.
О том, что данная технология является эффективной, свидетельствуют следующие образовательные результаты:
1. 100% успеваемость по предмету.
2. Повышение% качества образования по русскому языку и литературе - от 45% до 65%.
3. Успешная сдача ГИА в формате ОГЭ и ЕГЭ.
4. Результативность исследовательской деятельности.
5. Развитие творческого потенциала учащихся.
6. Активность жизненной позиции школьника.
7. Высокая мотивация деятельности.
8. Высокий рейтинг образовательных достижений.
Доказательством всему вышесказанному являются многочисленные победы моих учеников в конкурсах разного уровня, что говорит о разносторонности их интересов и формировании универсальных учебных действий.