Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Практические приемы для обучения младших школьников пониманию художественных средств языка на уроках литературного чтения. Работа №349014

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Уроки литературного чтения в начальной школе играют ключевую роль в развитии у детей любви к литературе, эстетического восприятия текста и формирования базовых навыков анализа литературных произведений. Одной из важнейших задач на этих уроках становится обучение младших школьников пониманию художественных средств языка. Художественные средства, такие как метафоры, эпитеты, сравнения, аллегории, играют важную роль в формировании образов и помогают читателю глубже воспринимать литературный текст. Однако для младших школьников данные средства могут казаться абстрактными и сложными для восприятия. Чтобы облегчить их освоение, необходимо использовать разнообразные практические приемы, которые позволят сделать процесс обучения живым и интересным.

Работа:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОНИМАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 

Демьянова Мария Александровна, учитель начальных классов

МБОУ Знаменская СОШ

 

Уроки литературного чтения в начальной школе играют ключевую роль в развитии у детей любви к литературе, эстетического восприятия текста и формирования базовых навыков анализа литературных произведений. Одной из важнейших задач на этих уроках становится обучение младших школьников пониманию художественных средств языка. Художественные средства, такие как метафоры, эпитеты, сравнения, аллегории, играют важную роль в формировании образов и помогают читателю глубже воспринимать литературный текст. Однако для младших школьников данные средства могут казаться абстрактными и сложными для восприятия. Чтобы облегчить их освоение, необходимо использовать разнообразные практические приемы, которые позволят сделать процесс обучения живым и интересным.

Первый этап обучения младших школьников художественным средствам языка заключается в том, чтобы дети поняли, что эти средства не просто украшение текста, но инструмент для передачи определённых эмоций и образов. Учитель может начать с простого объяснения на примерах из знакомых произведений, таких как сказки или короткие рассказы, где ярко выражены сравнения или метафоры.

Учителю важно подчеркивать, что художественные средства помогают видеть не просто действия, но и чувства, эмоции героев, а также создают атмосферу. Например, при изучении таких текстов, как «Снежная королева» Г. Х. Андерсена, можно акцентировать внимание на том, как автор использует метафоры и символику холода для передачи эмоционального состояния героев.

Одним из эффективных приемов является эмоциональное чтение и обсуждение текста. Учитель может предложить детям представить, что они читают не просто слова, а передают чувства героев. Этот прием помогает учащимся ассоциировать слова и выражения с реальными эмоциями и состояниями, углубляя их понимание художественных средств. Например, можно предложить детям прочитать одно и то же предложение с разными интонациями и обсудить, как меняется его смысл в зависимости от тона и настроения.

Таким образом, через практику эмоционального чтения дети начинают осознавать, что художественные средства языка напрямую связаны с эмоциональной составляющей текста. Это позволяет легче воспринимать такие средства, как эпитеты, которые помогают автору описать предметы или героев с точки зрения их качеств и особенностей.

Для развития у младших школьников способности понимать художественные средства языка важно включать их в творческий процесс. Одним из методов может стать создание детьми собственных метафор и сравнений. Учитель может предложить учащимся придумать, как можно описать знакомые предметы или явления с помощью метафор, и объяснить их значение. Например, можно предложить детям описать небо в разное время суток: «утреннее небо — как акварельная краска на холсте».

Создание таких образных фраз развивает у детей способность мыслить ассоциативно, что впоследствии помогает им легче распознавать и интерпретировать художественные средства в произведениях. Кроме того, это способствует развитию креативности и умения работать с языком.

Важным элементом обучения пониманию художественных средств является диалогический подход. Учитель может активно вовлекать детей в обсуждение текста, задавая вопросы о том, как они понимают те или иные выражения и образы. Например, после прочтения отрывка из произведения, где используются эпитеты и метафоры, можно задать вопрос: «Почему автор описал героя как «светлый» и «лучистый»? Что это значит?»

Такой подход не только помогает детям формировать навык анализа текста, но и развивает их умение мыслить критически, искать в тексте скрытые смыслы. Обсуждение метафор и эпитетов на уровне простых вопросов помогает младшим школьникам освоить абстрактные понятия через конкретные примеры.

Процесс обучения младших школьников пониманию художественных средств языка на уроках литературного чтения требует особого внимания к эмоциональной стороне текста и постепенного вовлечения детей в анализ художественных образов. Использование эмоционального чтения, творческих заданий и активного обсуждения помогает учащимся освоить такие важные элементы литературы, как метафоры, эпитеты и сравнения. Это способствует не только лучшему пониманию художественных произведений, но и формирует у детей способность видеть за текстом эмоциональные и смысловые глубины, развивает их образное мышление и креативность.

 

Список литературы

1. Киселёва Е. А. Преодоление трудностей понимания художественного текста на уроке литературного чтения в начальной школе / Е. А. Киселёва, Т. В. Царькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 58-60.

2. Черкасов В. А. Теоретические основы формирования у младших школьников умения воспринимать художественное произведение / В. А. Черкасов, Д. В. Лондарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 183-185.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X