В наш век, когда преобладает телевидение, компьютеры дети терячют интеес к чтению. Научить правильному, беглому, осознанному чтению, а главное-любви к книге-одна из главных задач обучения.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
дети имеют низкую скорость чтения;
зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
затрудняются кратко пересказать содержание.
Возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
«читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Мастер-класс «Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах»
СЛАЙД 1.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить Вас с некоторыми приемами формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах.
-Уважаемые коллеги .У каждой группы на парте лежит картинка .
-Ответьте, пожалуйста на вопрос, о ком будет текст, с которым мы будем сегодня работать?
-Совершенно верно, сегодня на нашем занятии мы познакомимся с диким котом Манулом.
Я не случайно выбрала эту тему, в России, согласно существующей традиции, День кошек празднуют 1 марта. Кошки в России — один из символов весны, а март считается «кошачьим» месяцем. Этот праздник был организован Московским музеем кошки и редакцией журнала и газеты «Кот и пёс» в 2004 году.
СЛАЙД 2.
Начнём мы с Приёма «Ассоциативный куст».
Прием «Ассоциативный куст» один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
- Рассмотрите еще раз картинку. Возьмите рабочий лист №1. Обсудите и запишите ассоциации, которые у вас возникают, гладя на изображение. (1 минута)
- Давайте послушаем, какие ассоциации возникли у каждой группы. (выступление групп).
- Молодцы! Скажите, коллеги, на каком этапе при работе с текстом можно использовать этот прием?( ЭТАП ПРЕДТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
-Ответьте, пожалуйста, для чего можно использовать этот прием?
МОЙ ВЫВОД. Этот прием развивает умение предполагать, прогнозировать содержание текста, позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
СЛАЙД 3.
Приём «Тонкий и Толстый вопрос».
- У каждой группы на краю стола лежат листы с текстом. Вам необходимо будет ознакомиться с текстом в течении 2 минут.
- Возьмите рабочий лист №2. Запишите по одному тонкому или толстому вопросу по содержанию текста.
Напомню, что «Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. Тонкие вопросы могут начинаться со слов Кто? Что? Как? Когда? Где?
«Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. Толстые вопросы могут начинаться со слов: Объясните почему ? Почему вы считаете? В чем различие? И т.д.
Игра (звучит музыка, коллеги ходят по кабинету, музыка останавливается, люди находят себе пару, читают по очереди вопросы друг другу и отвечают на них)
Запишите только вопросы, затем поменяйтесь друг с другом внутри группы и запишите ответы на вопросы. (3 мин.)
-Кто желает задать тонкие вопросы? Отвечаем, коллеги, не стесняемся) ОТВЕТЫ.
-Кто задаст толстые вопросы? ОТВЕТЫ.
-Какой вопрос понравился больше всего? Почему?( толстые вопросы требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений)
ВЫВОД МОЙ. Педагогический приём «тонких и толстых вопросов» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать. Может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
СЛАЙД 4.
Прием « Интерпретация текста»
- Коллеги , сейчас мы будем выполнять следующее задание. Пробегитесь глазами по тексту ещё раз. Даю 30 секунд. Переверните текст. Задание «Интерпретация текста».
- Возьмите рабочий лист №3 и карандаш. Подчеркните те сочетания слов, которые точно встречались в тексте. (1 мин.) Давайте прослушаем, что у нас получилось
( по словосочетанию от группы)
-Как выдумаете, для чего мы перечитывали текст и находили словосочетания?( чтобы понять, насколько осознанно мы прочитали текст)
-Кому было сложно, почему?( не прочитали внимательно)
ВЫВОД МОЙ. Этот прием я использую после прочтения текста для проверки осознанности прочитанного.
- Возьмите рабочий лист №4. Работаем в парах.
СЛАЙД 5 .Прием « Соответствие»
.Необходимо выполнить задания на «Соответствие», то есть, требуется соотнести понятия, термины из первого столбика с понятиями, толкованиями во втором столбике.( проверка на доске)
Можно попросить коллег, допустить одну ловушку (провокацию). При проверке остальные коллеги могут отвечать ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ
- Как вы думаете, коллеги, на каком этапе при работе с текстом целесообразно использовать такие задания?
ВЫВОД МОЙ: Этот прием можно использовать после прочтения текста . Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
СЛАЙД 6. Приём «Реставрация текста».
- Предлагаю выполнить еще одно задание. Возьмите рабочий лист №5.
Впишите пропущенные слова в тексте. Сверьтесь с эталоном. Слайд. Молодцы. ВЫВОД МОЙ. Такой приём уместнее проводить в парах. Во время чтения детьми заполняется конспект-опора, затем идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем - в классе. Использование этого приема позволяет превратить работу в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.
Одним из приёмов на этом этапе будет Приём «Эссе» - письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе - прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
Или как итог Рефлексии, метод РАФТ, он способствует более полному погружению ученика в предметное содержание, его самореализации, заставляет проявлять творчество, импровизировать, анализировать возможные действия в заданных обстоятельствах, давать событиям.
Заполнить таблицу.
- Коллеги, наш мастер-класс подходит к концу, я вам представила, некоторые типы заданий, которые я использую на своих уроках при формировании читательской грамотности. Приемы, о которых пойдет речь, помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности. Вы отлично работали. Молодцы!
.