Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Применения современных форм и методов обучения на уроках в начальной школе. Работа №333733. Номер работы: №333733

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье рассказывается о современных методах обучения, применяемых на уроках в начальной школе. 

На современном этапе развития педагогической науки и школьной практики большое внимание уделяется так называемым «активным» методам обучения. Сегодня одним из актуальных современных методов является проблемный метод, при использовании которого деятельность учащихся становится более самостоятельной и активной.Проблемное обучение это созание цепи проблемных ситуаций при решении которых  активизируется интерес учащихся, желание получить информацию для объяснения заинтересовавшего его факта.

Работа:

Эффективность применения современных форм и методов обучения на уроках в начальной школе

Уроки в начальной школе являются основной формой взаимодействия педагогов и учащихся, и объединяют в себе все стороны образовательного процесса. Как же построить урок таким образом, чтобы заинтересовать каждого присутствующего в классе ребенка, видеть их горящие глаза? Несомненно, занятие должно быть актуальным, полезным, увлекательным и комфортным для всех. Результат такого урока будет зависит от профессионализма учителя, а также от выбранных форм и методов обучения.

В настоящее время федеральный государственный стандарт предполагает использование приёмов и методик, которые развивают способность к самообразованию. Гармонично сочетать учебную и творческую деятельность, а также всесторонне развивать личность младших школьников позволяют нетрадиционные формы уроков (урок игра, урок соревнование, урок исследование и т.д.). Они мотивируют учащихся, снимают психологическое напряжение, а также помогают формировать прочные и глубокие знания благодаря сильному эмоциональному воздействию. Использование таких форм обучения разнообразит учебную деятельность учеников, но применять их в системе не нужно. Чтобы сделать уроки увлекательными и обеспечить познавательную активность обучающихся, можно использовать методы активного обучения. Они позволяют более доступно преподнести материал, способствуют прочному усвоению знаний, развивают память, внимание, мышление, речь.

А что же такое методы обучения? Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Выбор используемых педагогом методов обучения зависит от ряда факторов:

От общих и специальных целей обучения; содержания материала конкретного учебного занятия.

От продолжительности времени, спланированного на изучение той или иной темы в соответствии с учебными планами.

От возрастных особенностей,

учащихся, уровня их познавательных возможностей.

От уровня сформированности компетенций учащихся.

От материально-технической оснащенности образовательной организации, наличия оборудования, технических средств обучения.

От персональных качеств педагога, уровня его теоретической и практической подготовленности, индивидуального методического мастерства, его личных качеств.

Наиболее продуктивными, по мнению педагогов, считаются:

 

Образовательная технология

Цели применения современных образовательных технологий

Пример использования элементов образовательной технологий (методы/приемы/задания/мероприятия и т.п.)

Технология проектной и исследовательской деятельности

Создание условий для

творческого

развития личности

обучающихся.

«Цепочка признаков»

«Ассоциативный ряд»

Беседа

«Подбери пару»

«Театрализация»

«В мире животных»

Технология проблемного обучения

Активизация мыслительных, процессов обучающихся, побуждение к погружению в проблему, формирование устойчивого интереса к изучаемому предмету

Метод монологического изложения.

Исследовательский метод.

Эвристический.

Проблемное изложение.

Игровые технологии

Цель: создание

полноценной

мотивационной

основы для

формирования

навыков и умений

деятельности в

зависимости от

условий функционирования

образовательного

учреждения и уровня

развития детей.

Игры «Живые слова»,

«Я начну, а ты продолжи»,

«Чей ряд быстрее?»,

«Математическая рыбалка»,

«Загадай желание»

«Разброс мнений»

«Вытащи вопрос»

«Незавершенность»

Кейс – технология

1. отработка умений работы с информацией;

2. активизация познавательной деятельности;

3. повышение мотивации к учебному процессу;

4. умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

5. приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения;

6. выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Метод инцидентов

Метод разбора деловой корреспонденции

Игровое проектирование

Ситуационно-ролевая игра

Метод дискуссии

Кейс - стадия

Технология развития критического мышления.

Цель научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Прием «Кластер»

Таблица

Учебно- мозговой штурм

Интеллектуальная разминка

Зигзаг, зигзаг -2

Приём «Корзина идей»

Приём «Составление синквейнов»

Метод контрольных вопросов

Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

Да - нет

Приём «Чтение с остановками»

Приём « Взаимоопрос»

Приём «Перепутанные логические цепочки»

Приём «Перекрёстная дискуссия»

 

Использование ИКТ технологий

Основными целями применения ИКТ будут: обеспечение положительной мотивации обучения;;

 • повышение эффективности процесса обучения;

 • способствованию активизации познавательной сферы обучающихся;

  повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем

1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. для организации коллективной и групповой работы (проекты);

5. как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (рабочие программы, поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

Здоровьесберегающая технология

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

2. Игровые оздоровительные технологии.

3. Веселые физминутки на уроках в начальной школе.

4. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.

5. Дыхательная гимнастика.

6. Игровой массаж.

7. Формирование навыков здорового образа жизни.

 

 

Сегодня одним из актуальных современных методов является проблемный метод, при использовании которого деятельность учащихся становится более самостоятельной и активной.

Проблемное обучение – это создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по решению учебной проблемы. Проблемная ситуация – это преднамеренно созданное учителем познавательное затруднение, вызывающее познавательную потребность, интерес учащихся, желание получить информацию для объяснения заинтересовавшего его факта. Проблемная ситуация связана с умственным затруднением, с «озадачиванием». Являясь начальным этапом процесса мышления, она возбуждает мысль, показывает важность изучаемого материала, вызывает активное желание работать (если проблема «принята» учащимися), в конечном итоге она облегчает запоминание учебного материала.

Проблемное обучение использую на этапах: сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.

       Так, обучая детей, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка  по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся под диктовку написать слова «польёт», «семья», «солью». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске все варианты написания слов (конечно, среди них есть как правильные, так и неправильные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков и т.д. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация.

Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы –  важнейший  фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.  

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛА УРОКА

1.ставится проблема (вопрос), которая решается опираясь на имеющийся опыт детей, на из мекалку.

2. Даётся задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо известному школьникам.

3. На доске записаны выражения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.

4. На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками. Надо осуществить проверку каждого логического хода решения, преследуется цель получить наиболее полное обоснование критических замечаний.

5. На доске дан схематический чертёж к сложной задаче и осуществляется коллективный поиск её решения.

6. На столе у каждого ученика лежит чистый лист бумаги. Объявив тему урока, учитель сообщает,  что в конце урока по некоторым рассмотренным на уроке вопросам будет проведена проверочная работа на 15 минут.

7. Обсуждаются различные способы решения задачи заданной на предыдущем уроке. Эта задача, решение которой требует исследовательской работы, должна быть необычной, интересной, но доступной для всех учащихся.

8. Если на дом было дано творческое задание, то урок надо начинать с представления наиболее удачных работ.

9. Рассматривается некоторая математическая проблема, которая ещё не обсуждалась в классе. Ученики намечают план её решения.

Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.

Таким образом, технология проблемного обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования. Анализ опыта работы по данной технологии, исследования педагогов-психологов позволяют сделать следующие выводы.

Благодаря проблемному обучению у учащихся развиваются пять универсальных компетентностей:

- способность к исследованию;

- способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;

- способность принимать решения;

- способность осуществлять принятое решение;

- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе, позволяющие преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствующие лучшему усвоению знаний и вызывающие интерес к познанию. Отдельные методы формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции. Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X