Статья посвящена актуальной проблеме настоящего времени: использование информационных технологий в работе музыкального руководителя. А также раскрывает значимость кружка вокала для укрепления здоровья ребят с применением информационных технологий, что делает певческую деятельность увлекательней. Применяя информационные технологии, повышаем изучения и воспитания детей дошкольного возраста. И это обосновалироссийские и зарубежныеисследования. Компьютер развивает разум и в целом самого ребёнка и поэтому музыкальная деятельность с дошкольниками станет познавательней и предоставитбольшенаглядности музыкальных разделов, я организовала собственную педагогическую работу с использованием информационно- коммуникативныхтехнологий.
Приобщение дошкольников к музыкальному искусству с применением информационно- коммуникативных технологий
Потапова Татьяна Федоровна, почетный работник общего образования, музыкальный руководитель высшей категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №339» городского округа Самара
Статья посвящена актуальной проблеме настоящего времени: использование информационных технологий в работе музыкального руководителя. А также раскрывает значимость кружка вокала для укрепления здоровья ребят с применением информационных технологий, что делает певческую деятельность увлекательней.
Ключевые слова: музыкальная деятельность, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесбережение.
Актуальность: применяя информационные технологии, повышаем изучения и воспитания детей дошкольного возраста. И это обосновалироссийские и зарубежныеисследования. Компьютер развивает разум и в целом самого ребёнка и поэтому музыкальная деятельность с дошкольниками станет познавательней и предоставитбольшенаглядности музыкальных разделов, я организовала собственную педагогическую работу с использованием информационно- коммуникативныхтехнологий.
Цель:
Внедрение информационно- коммуникативных технологий, как одно из средств, приобщения ребят к музыкальному искусству.
Задачи:
• повышать мотивацию и готовность дошкольников к музыкально художественной деятельности, гармоничнокомбинируя традиционные способыизучения с использованием информационно- коммуникативных технологий;
• использовать интеграцию образовательных областей на базе музыкально художественной работы с использованием информационно- коммуникативных технологий;
• перемещать акценты музыкального восприятия от словесных представлений к нагляднымобразам;
• использовать в собственной работе кружок вокала, как целебноевлияние с помощью пения.
Я использую информационно- коммуникативные технологии, как при подготовке кмузыкальной деятельности, на занятии (при разъяснениинового материала,разучивании песен, плясок, повторения, дляукрепления усвоенных знаний), например наразвлечении и тематических праздниках.
При разъяснениинового материала, пользуюсь демонстрацией презентации, на основании которой ребята знакомятся с творчеством композиторов. Современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. И художественные образы воспринимаются глубже и ярче, вследствие того как звучание музыки дополняется картинами. Всобственнойработе с ребятами я пользуюсь демонстрацией презентаций как средство наглядности при исследованиинового материала, для проверкизнаний (викторины, тесты). К примеру, при знакомстве ребят с симфоническим оркестром я пользуюсь презентацией «Инструменты симфонического оркестра». Дошкольники имеют все шансы не только видеть, как играю на том, или же ином инструменте, но и слышать, как он звучит. Живое звучание музыкального инструмента выделяетвероятностьребятам слышать совершенную картину мира симфонического оркестра. Знакомя с творчеством композиторов, пользуюсьдемонстрацией «Русские композиторы» и «Зарубежные композиторы». Довольно нравятся ребятам демонстрация – «Времена года». Чтобы моя работа приковывала внимание дошкольников и облегчала процесс усвоения материала дошкольниками, я использую информационно – коммуникативные технологии к разным разделам музыкальной деятельности:
1. В разделе слушание музыки – я пользуюсь демонстрацией портретов композиторов, иллюстрациями картин к музыкальным произведениям. Портретыкомпозиторов, колоритные картины о природе приковывают внимание дошкольников, развивают познавательную работу, и долгое время дети помнят музыкальное произведение.
2. Пение в музыкальной деятельности дошкольного возраста занимает основное и ведущее место. Мною сделаны игры-презентации по развитию вокальныхспособностей: ощущения ритма, музыкальногослуха, ладового ощущенияи тембровой расцветки звука. Певческое пение играетсущественную роль для укрепления здоровьяребят. Познакомившись с медицинской литературой о пении, я могу привести примеры врачей о его полезности:
Врач-фониатр Е.И. Алмазов: «Пение… доставляет поющему наслаждение, упражняет и развивает слух, дыхательную систему, а последняя плотно связана с сердечнососудистой системой, значит, малыш, не желая того занимаясь вокалом, укрепляет свое здоровье. Благодаря знаниям о вокале, я сделала вывод, что в процессе пения принимают участие всевозможные группы мышц, которые на упражненияхвокалом развиваются. Тренируются голосовые связкиголос приобретает звучность, а тембровую окраску, расширяет диапазон. Это содействовало организации кружкавокального пения. На родительском собрании я рассказала о целебном воздействии пения, я обратила внимание родителей на часто болеющих ребят и предложилародителям дать согласие на дополнительные занятияс ребенком кружке. Таким образом, вышла группа из 7 человек. Занятия кружка протекалиперсонально2 раза в неделю во вторую половину дня в музыкально-игровой форме.Малыши, посещающие кружок, стали гораздо меньше болеть лор- заболеваниями.
Все вышесказанные мероприятия и направления предполагаю собой здоровьесберегающую педагогическую технологию, осуществление которой может помочь понизить заболеваемость ребят, содействует формированию здорового образа жизни и не вызывает трудностей.
3. В разделе музыкально-ритмические движения, качественному выполнению танцевальных композиций содействует просмотр презентаций. Дошкольники стараются более выразительно выполнять движения.
Я принимала участие в городском конкурсе «Игра-дело серьезное», с музыкально-дидактической игрой «Кит-танец», которая знакомит ребят с разными видами танцев, передающими национальность, традиции, эмоции.
В этой ирге 4 варианта.
1-ый вариант- «Назови больше танцев»
2 вариант- «Назови танец по составным частям костюма»
3-ий вариант- «Музыкальное лото»
4-ый вариант- «Узнай танец, слушая музыку»
4.Музыкально-дидактические игры. Пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей.Для развития ритмического слуха я использую образы, вместо нот-крупные и мелкие картинки, что способствует большей заинтересованности привлекает детей и активизирует творческие способности.
5. Игра на детских музыкальных инструментах. Используемые презентации дают возможность проявить детям свои творческие способности, знакомят детей с музыкальными инструментами. По схемам разучиваем партии в оркестре.
Интегрированные занятия. В своей практике, всё чаще, я стала использовать интеграцию областей. Совместно с педагогами сада проводим интегриров
анные занятия (формирование элементарных математических
представлений
, развитие речи, ознакомление с окружающим миром…). Такие занятия проходят интереснее и знания легче усваиваются детьми.
Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в художественно-эстетическом развитии «Музыка» воспитанникистановятся активными участника процесса, занятие становится более ярким, и интересным. Использование средств информационных технологий, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.
Литература:
Афанасьева О.В.
«Использование
информационно-коммуникативных технологий
в образовательном процессе»
интернет ресурсы (
wwwpedsove
t
.
opg
)
Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста
».
(
интернет ресурсы)
Петелина
Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной
школе.
(
интернет ресурсы)
Т.С. Комарова,
И.И.Комарова
,
А.В.Туликов
«Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании»
2017
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно- методическое пособие/
И.В.Роберт
.
С.В.Панюкова
,
А.А.Кузнецова
,
А.Ю.Кравцова
; под редакцией
И.В.Роберт-
М.;Дрофа
, 2008-312, 8 с.; ил.-(Высшее педагогического образование)