Лего-конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей.
Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью основ образовательной робототехники.
Проект
«РОБОТОТЕХНИКА
в детском саду»
Аннотация проекта
Лего-конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей.
Современное общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что:
- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)
- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
- формировать познавательные действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.
Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью основ образовательной робототехники. Кроме того, актуальность образовательной робототехники значима в свете ФГОС ДО, так как основа ее - конструирование, излюбленный продуктивный вид деятельности для дошкольников:
Во-первых, является великолепным универсальным инструментом для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
Во-вторых, позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
В-третьих, формирует познавательную активность, способствует
воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и
сотворчества;
В-четвертых, объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность создавать свой собственный мир, где нет границ.
Новизна работы: Проект робототехника в дошкольном образовательном учреждении дополняет, развивает, вносит новые элементы в организацию психолого-педагогической работы с дошкольниками в использовании конструкторов «Лего» и конструкторов нового поколения "Лего 9689 (простые механизмы)", "Лего education (WeDo. полный).
В проекте представлена система и алгоритм работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста по развитию технического творчества и формирования научно – технической профессиональной ориентации.
Так же новизна методической разработки выражена в инженерной направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, предусматривает авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты, отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования — развитие научно-технического творчества детей в условиях модернизации производства.
Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в проекте «Робототехника в детском саду» открывает возможности для реализации способностей, овладения новыми навыками и расширения круга интересов дошкольников .
Описание проекта
Цель проекта:
Создание в дошкольном образовательном учреждении модуля для занятий робототехникой «RoboKids» как условия для внедрения образовательной робототехники в воспитательно-образовательный процесс ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи проекта:
1.Апробировать современные образовательные конструкторы нового поколения для развития детского технического творчества дошкольников.
2.Повысить уровень профессиональной компетентности педагов в области образовательной роботехники.
3. Разработать дополнительную образовательную программу технической направленности с использованием современных образовательных конструкторов нового поколения.
4. Повысить интерес родителей к детскому техническому творчеству (робототехнике) через организацию активных форм работы с родителями.
Для успешной работы по данному направлению необходимо учитывать ряд условий:
- Наличие модуля для занятий робототехникой «RoboKids", которая должна содержать конструкторы различной модификации (от простых кубиков до конструкторов с программным обеспечением).
- Организация занятий с обязательным включением различных форм организации обучения, по разработанному алгоритму работы с конструкторским материалом.
Проведение каждого занятия осуществляется строго по алгоритму работы с конструктором:
Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.
Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.
Сборка частей модели.
Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.
Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).
Занятия проводятся в соответствии с планированием, которое включает в себя формы организации обучения и решает задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ. Работа направлена на развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создание разнообразных построек и конструкций. Дошкольники учатся выделять основные части и характерные детали конструкции, анализировать постройки, создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. В процессе конструирования формируются умения работать в коллективе, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом. В работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста уже можно применять такую форму организации обучения как «конструирование по условиям» (предложенное Н.Н. Поддьяковым). Не давая детям образца построек, рисунков и способов ее возведения, определяя лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.
Перспективное планирование для воспитанников представлено в Приложении 3.
В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники старшей группы смогут:
- уметь выделять основные и характерные части постройки;
- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
- создавать постройки по схеме, по замыслу;
- освоить основные компоненты конструкторов ЛЕГО, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;
- уметь работать в коллективе, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
Для реализации программного материала необходимо иметь:
- конструктор LEGO DUPLO;
- конструктор LEGO CLASSIK;
- конструктор LEGO DAKTA;
- конструктор LEGO education (эдьюкейшен) 9556.
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ. Уже в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображения, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дошкольники быстро и правильно подбирают необходимые детали. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будут осуществлять постройку. Владеют различными формами организации обучения, а так же «конструирование по теме». Детям предлагается общая тематика конструкции, и они сами создают замыслы конструкций. Основная цель такой формы - это актуализация и закрепление знаний и умений, полученных ранее. Изучив все формы организации обучения, дети подготовительной группы готовы к изучению основ образовательной робототехники на использование конструктора Перворобот Лего Ведо.
Перспективное планирование для воспитанников представлено в Приложении 4.
В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники подготовительной группы смогут:
- видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать различные конструкции модели по схеме, чертежу, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу;
- создавать конструкции, объединенные одной темой.
- освоить компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.
Для реализации программного материала необходимо иметь конструктор «LEGO WEDO» .
Освоение конструктора и его использование должно быть процессом направляемым, а не спонтанным. Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие у педагога четкой стратегии использования конструктора в учебно-воспитательном процессе.
Для эффективной организации занятий по конструированию необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми. После первого занятия педагогу уже понятно, как лучше дать ребенку детали конструктора — в коробке или россыпью. Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать ЛЕГО на занятиях, он должен пощупать, потрогать элементы, попробовать варианты их скрепления, привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков, просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке.
Конструкторы ЛЕГО - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.
Необычайная популярность LEGO объясняется просто — эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов. Для тех, кто любит точность и расчет, есть подробные инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности для креатива (два самых простых кубика LEGO можно сложить 24−я разными способами). Для любознательных – обучающий проект LEGO, для коллективных – возможность совместного строительства.
Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности.
Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребёнка к познанию, к деятельности. Основными формами учебной деятельности являются: свободное занятие, индивидуальное и занятие с группой детей.
Мероприятия по реализации проекта, сроки, ответственные лица и результаты
Участниками проекта являются:
воспитанники
родители,
педагоги,
социальные партнеры.
Проект реализуется в 3 этапа: с февряля 2023 года по декабрь 2023 года.
1 этап. Организационно-подготовительный
Изучение запросов родителей в вопросах организации дополнительного образования детей
Проведение мониторинга состояния РППС группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Создание условий, необходимых для внедрения и осуществления проекта.
Изучение научно-методической
литературы по вопросам формирования у детей конструктивно-модельной деятельности и развития детского технического творчества.
Разработка плана мероприятий
совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Повышение квалификации и профессиональной компетентности педагогов.
Анкетирование
Консультации
Беседы
Встречи по заявкам
Интерактивное общение
Совместная образовательная деятельность по конструктивно-модельной деятельности в рамках формируемой части ООП ДОУ.
2 этап. Основной: теоретический и практический
Апробация современных наборов образовательных конструкторов нового поколения в зоне модуля для занятий робототехникой «RoboKids»:
«Лего» и конструкторов нового поколения "Лего 9689 (простые механизмы)", "Лего education (WeDo. полный).
1. Консультация «Развитие конструктивно-модельной деятельности у дошкольников».
2. Мастер-класс
«Первые шаги в робототехнику».
3. Открытые просмотры
4. Совместные Мероприятия
- образовательные
ситуации;
- обучающие занятия;
- решение проблемных
ситуаций;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые
игры;
- наблюдения;
- рассматривание;
- экспериментирование
- рассматривание
предметов, схем, чертежей,
Оформление робо-стенда для детей и родителей
- памятки, папки-передвижки,
-выставка работ детей на тему «Детское техническое творчество»
- встречи по заявкам;
- интерактивное взаимодействие через сайт.
-создание моделей.
3 этап. Заключительный: рефлексивно-аналитический
Организация выставки «Дети играют с роботами».
Организация фестиваля технического творчества.
Презентация обобщенного опыта педагогов ДОУ через выступление на муниципальном уровне, республиканском уровне.
Участие в фестивале технического творчества.
Знакомство с программируемым набором RoboRoboKids.
Участие в фестивале технического творчества.
Ресурсное обеспечение проекта
Качество реализации проекта обеспечивается использованием нескольких видов ресурсов: кадровый состав,
Для реализации проекта, во-первых, необходимы творческие педагоги, умеющие работать в инновационном режиме. Во-вторых, педагоги, умеющие работать в «команде». В-третьих, педагоги, владеющие эффективными технологиями сотрудничества с родителями, потому что работа с детьми предполагает активную включённость родителей в педагогический процесс.
Кадровые ресурсы:
Заведующий, заместитель заведующего, специалисты, воспитатели.
Каждому участнику проекта были обозначены его функциональные обязанности в соответствии с задачами исследования и направленности его профессиональной деятельности.
Заведующий МДОУ:
Создает оптимальные условия: организационные, кадровые, финансовые, материальные для реализации проекта;
Обеспечивает возможность повышения квалификации участников проекта;
Проводит корректировку и контроль реализации программы.
Заместитель заведующего:
организует заседание творческой группы по реализации проекта;
разрабатывает план проекта по каждому этапу и отслеживает его выполнение;
осуществляет анализ и обобщение полученных результатов;
оказывает методическую помощь в разработке коррекционно-развивающих программ и проведении занятий с детьми по обновлённому содержанию;
совместно с психологом осуществляет разработку индивидуальных
коррекционнно
-развивающих маршрутов для детей «группы риска».
Воспитатель:
участвует в разработке индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов;
осуществляет разработку и реализацию
здоровьесберегающего
режима дня;
разрабатывает новые формы повышения психолого-педагогической культуры родителей;
осуществляет взаимодействие с родителями в рамках проекта.
Кадровый потенциал педагогов МДОУ Детский сад "АБВГДейка" следующими характеристиками:
Вывод: Качественные характеристики педагогического коллектива МДОУ Детский сад "АБВГДейка": высокий уровень профессиональной подготовки, готовность к принятию инноваций, стремление к творчеству – основные слагаемые для реализации инновационной деятельности ДОУ.
Информационные и Интернет- ресурсы:
Информационные стенды для родителей (в ДОУ и группах).
Сайты: ДОУ, социальных партнеров и др.
Презентации и
видеопрезентации
, слайды по робототехнике.
Фильмы, мультфильмы по вопросам работы с неблагополучными семьями.
Материально-технические ресурсы ДОУ
В детском саду созданы условия для полноценного развития детей, их обучения, воспитания. Функционируют методический, медицинский, музыкальный и спортивный залы, спортивная площадка, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, мультимедийное оборудование: кран, проектор, ноутбуки и др.
Предметно-игровая среда в учреждении вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию и предоставляет широкие возможности для взаимодействия с родителями с целью включения их в педагогический процесс.
Социальные партнеры в реализации проекта
- городская детская библиотека,
- городская детская музыкальная школа ,
- ФОК "Строитель" и т.п.
Перечисленные учреждения будут привлечены к подбору содержания и разработке методических вопросов реализации проекта.
Деятельность в рамках проекта
Перспективное планирование для воспитанников 5-6 лет
Февраль
Тема"Будем знакомы!"
«Конструирование по замыслу»
Задачи
Стимулировать создание детьми собственных вариантов построек, освоенных на занятиях, внесение в знакомые постройки элементов новизны.
Закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей.
Познакомить с конструктором «Лего» и конструкторов нового поколения, "Лего 9689 (простые механизмы)", "Лего education (WeDo. полный).
Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей.
Развивать умение планировать свою деятельность.
Формировать умение в создании конструкций по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам, используя конструкторы "LEGO".
Прививать навык коллективной работы.
Март
8 Марта «Подарок своими руками»
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Формировать умение обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
Воспитывать умение пользоваться общим набором деталей.
Закреплять навык скрепления деталей.
Формировать умение самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств, в процессе создания конструктивного образа.
Воспитывать умение пользоваться общим набором деталей.
Апрель
День космонавтики
«Конструирование по замыслу»
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Формирование умение обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание.
Воспитывать умение концентрировать внимание на создании конструкции.
Воспитывать желание трудиться.
Май
Труд людей весной
Проект «Ферма»
Закрепить умение строить объёмные конструкции.
Закрепить умения строить по схеме к конструктору.
«Творческое конструирование по замыслу»
Развивать воображение, память, внимание.
Закреплять конструктивные навыки
Закреплять умения обыгрывать постройку.
Закрепить желание работать в коллективе.
Образцы конструкторов:
Перспективное планирование для воспитанников 6-7 лет
Сентябрь
Морские обитатели «Рыбки»
Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора, используя конструктор «LEGO CLASSIC».
Закрепить навык скрепления.
Продолжать формировать чувство формы и пластики.
Прививать навык коллективной работы.
Октябрь
«Военная техника. Танк»
Развивать активное внимание, мелкую моторику рук.
Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, познакомить с военной техникой
Закреплять умение строить танк по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Ноябрь
Декабрь
«Цветы для мамы»
Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, схемам, используя конструктор «Лего» и конструкторов нового поколения "Лего 9689 (простые механизмы)", "Лего education (WeDo. полный).
Формировать умение анализировать объект: повторить строение цветка; с помощью цвета создавать модель похожую на оригинал.
Декабрь
«Снегокат»
Развивать умение осознанно заменять одни детали другими;
Воспитывать желание трудиться.
Зимние забавы.
«Конструирование по замыслу»
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Формировать умение обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
Закреплять полученные навыки.
Способы оценки результативности проекта
Проведение исследования результативности посредством итогового оценочного материала, подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента, включающего в себя исследование технического творчества воспитанников;
Заинтересованность дошкольников в конструировании, активность в конструкторской деятельности, участие и заинтересованность родителей в совместной творческой деятельности;
Оснащенность модуля робототехники «RoboKids» позволит определить качество достигнутых результатов экспериментальной деятельности, определить эффективность и результативной работы, выявить трудности и проблемы, что в целом обеспечит положительный результат эксперимента.
Перспективы
Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.
Проект адресован педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования в рамках внедрения ФГОС ДО и всем заинтересованным лицам.
Заключение
Решение поставленных в проекте задач позволит:
- организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности;
- сформировать выраженную активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству;
- организовать оказание дополнительной образовательной услуги в ДОУ по техническому конструированию.
Реализация работы по лего-конструированию и робототехнике в детском саду способствует:
- реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики;
- обеспечению работы в рамках ФГОС ДО;
- формированию имиджа дошкольной образовательной организации;
- удовлетворённости родителей в образовательных услугах детского сада;
- повышению профессионального уровня педагогов;
- участию педагогов в конкурсах различных уровней;
- участию воспитанников ДОУ в фестивалях робототехники.
В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO-конструирования и робототехники создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в развитии региона.
Список литературы
Бедфорд
А. Большая книга LEGO - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
Ишмакова
М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов.- Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. - М.: Изд. полиграф-центр «Маска».-2013 г.
Комарова Л. Г. Строим из
Лего
(моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
Лыкова И.А. Конструирование в детском саду: учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики»
.-
М.: ИД «Цветной мир», 2015 г.
Примерная парциальная образовательная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста технической направленности. - М.: Российская ассоциация образовательной робототехники. Учебно-методический центр, 2016г.
Фешина
Е.В.
Лего
- конструирование в детском саду
-М
.: ТЦ Сфера,2012 г.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей – СПб.
:Н
аука,2013 г.
Интернет-ресурсы:
http://xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/
doshkolnoe-obrazovanie
Большая книга
Lego:
http
://www.toybytoy.com/
book
/
Big_book_of_Lego
.