Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Работа с информацией на уроках истории . Работа №313896

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Перемены, которые происходят в современном мире, предполагают появление новых направлений в образовании, например, развитие самостоятельной, социально активной личности. Современные психологические и педагогические дисциплины, проектные исследования и профессиональный опыт преподавателей направлены на формирование личности учащегося, который способен самостоятельно добывать знания, обрабатывать и применять их в жизни. Формирование у обучающихся умений и навыков мыслительной деятельности в учебной работе возможно только при целенаправленной деятельности учителя. Главное внимание в этом деле следует уделить формированию приемов работы школьников с источниками знаний.

Работа:

Работа с информацией на уроках истории

Субботина Наталья Игоревна,

Учитель истории ГБОУ гимназии155

Центрального района Санкт-Петербурга

Перемены, которые происходят в современном мире, предполагают появление новых направлений в образовании, например, развитие самостоятельной, социально активной личности. Современные психологические и педагогические дисциплины, проектные исследования и профессиональный опыт преподавателей направлены на формирование личности учащегося, который способен самостоятельно добывать знания, обрабатывать и применять их в жизни. Формирование у обучающихся умений и навыков мыслительной деятельности в учебной работе возможно только при целенаправленной деятельности учителя. Главное внимание в этом деле следует уделить формированию приемов работы школьников с источниками знаний.

Главным источником информации для ученика средней школы является учебник. Для осознанного освоения текста учебника целесообразно использовать прием комментированного чтения, который подразумевает разъяснение прочитанной информации и выявление новых знаний. Путем постановки определенных вопросов учитель формирует определенные учебные навыки у школьников.

В ходе комментированного чтения учебника, отвечая на простые вопросы учителя (кто, что, где, когда), школьники учатся находить в тексте фактический материал: имена, события, факты, даты. При этом важно научить детей самостоятельно отвечать на конкретные вопросы, а не пересказывать текст параграфа.

Отвечая на сложные вопросы (почему, с какой целью, каковы результаты, последствия, итоги, значение, тех или иных событий), обучающиеся учатся анализировать, сравнивать, обобщать исторические события.

Одним из лучших способов развития логического мышления является составление плана по учебному тексту. Обучаясь составлению плана, школьник приобретает навыки находить основную мысль в тексте, выделять причинно-следственные связи, кратко и четко формулировать свои мысли и логически правильно выстраивать ответ на вопрос. Создавая план, обучающиеся учатся использовать приемы анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, конкретизации информации в учебном тексте, а также выполнять другие важнейшие логические операции.

Большое значение для развития школьников имеет работа с источниками исторического знания - документами. Это придает обучению истории в средней школе наглядность. Ученики знакомятся с внешним видом документов, учатся критически их читать. Рассказ учителя с помощью документов становится более живым и ярким, а выводы более убедительными. Исторические документы способствуют воссозданию картин прошлого и его ярких образов, конкретизируют исторический материал, создают атмосферу эпохи. Документы формируют у школьников интерес к исторической науке, активизируют процессы мышления и воображения, способствуют более эффективному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. Благодаря историческим источникам обучающиеся приобретают умения самостоятельно работать: изучать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать и оценивать их значение для прошлого, настоящего и будущего.

Исторические документы можно разделить на несколько групп.

Актовые – это

политические,

хозяйственные,

юридические, программные

документы

(

договоры, законы,

указы,

грамоты, прошения,

росписи,

челобитные, статистические и следственные документы, программы, речи).

Повествовательно-описательные –

это

летописи, хроники,

письма,

мемуары, описания путешествий.

Литературно-художественные п

амятники

–это

произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения).

Для эффективной работы с документами важно их отобрать и адаптировать согласно возрасту учащихся. Важно также составить такие вопросы, чтобы школьникам стало интересно читать и изучать исторические источники. Ученик должен не просто прочесть документ и найти в нем подтверждение чьих-то мыслей, а суметь самостоятельно добыть как можно больше информации и на ее основе доказать свою точку зрения.

Еще одним важным источником информации в изучении истории является историческая карта. Умение учащихся извлекать информацию из картографических источников способствует формированию исторических представлений о пространстве.

С картами работать гораздо сложнее, чем с другими учебными пособиями. В отличие от текста учебника или исторического документа карты необходимо научиться читать и извлекать из них информацию. Они не дают точного представления об исторических событиях. Они составлены при помощи символов и знаков, которые необходимо научиться узнавать, читать, понимать и расшифровывать. Такая работа требует усидчивости, сосредоточенности внимания, настойчивости и напряжения сил. С картами работать непросто, также, как и со схемами и диаграммами.

Исторические карты делятся на:

мировые,

материковые,

карты государств

.

По содержанию они могут быть:

обобщающие,

тематические

.

В зависимости от масштаба карты подразделяются на:

крупномасштабные,

среднемасштабные,

мелкомасштабные

.

Умение читать историческую карту - значит видеть за ее условными обозначениями особенности географического положения и природных условий, уметь связывать их с общественной жизнью народов, устанавливать линии сравнения, находить синхронные связи в тех или иных событиях или процессах, определять их результаты развития. Например, сравнивая и анализируя карты «Древнерусское государство в IX — начале XII в.» и «Феодальная раздробленность Руси в XII — начале XIII в.», ученики могут сделать вывод о распаде единого государства на самостоятельные княжества. Изучая карту «Российская империя в первой половине XIX века», школьники могут определить основные направления внешней политики России в первой половине XIX века, узнать какие войны она вела, какие территории вошли в ее состав. А если обратиться к карте «Экономическое развитие России в первой половине XIX века», то путем аналитического сравнения карт можно сделать вывод, о том, как внешняя политика повлияла на развитие экономики страны.

В ходе работы с исторической картой школьники должны приобрести следующие знания и умения:

а) знать, что название карты раскрывает тему и ее основное содержание, условные обозначения расшифровываются в легенде карты, которая имеют определенный масштаб; историческая карта указывает на события в определенный хронологический период; события могут быть показаны в разное время;

б) уметь: узнавать и называть географические объекты на карте, правильно читать и описывать их словами; выявлять время и последовательность событий; сравнивать размеры и выделять изменения в территории, находить новые черты в хозяйстве; использовать карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие государств; сравнивать данные нескольких исторических карт, разномасштабные карты, планы и картосхемы.

Таким образом, карта становится значимым источником информации в изучении истории.

Важным источником информации на уроках истории в последнее время выступают видеоисточники. Их достоинствами являются оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории.

Однако видеоматериал должен соответствовать уровню знаний учеников на данном этапе обучения. При его подборе надо учитывать также возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Показ фильма на уроке – это не просто развлечение, а целенаправленный, продуманный прием в учебном процессе, который должен отвечать необходимым требованиям методики преподавания истории. Перед учащимися можно заранее поставить определённую задачу, например, предложить им узнать основную мысль фильма, выявить причины, особенности, итоги показанных в фильме событий, сделать выводы. Применяя на уроках компьютерные, мультимедийные, информационные ресурсы, учитель из источника знаний превращается в учителя-координатора, организатора и помощника в познавательной деятельности школьников. Учитель направляет учеников, развивает их информационные навыки, осуществляет деятельностный подход в обучении, что способствует эффективности образовательного процесса.

Важное значение в изучении истории сегодня представляет Интернет, с его огромными информационными возможностями. Во-первых, это текстовая информация: тексты, документы, числовые данные. Во-вторых, это аудиоинформация: музыка, речь, звуковые эффекты. В-третьих, это видео: фильмы, ролики, анимация, графические изображения. А еще, Интернет - это новости, игры, поисковые системы, каналы для переговоров в режиме реального времени, выставки и музеи разных стран мира.

В наше время можно найти самую свежую информацию очень быстро и оперативно, не выходя из дома и не посещая библиотеки. Интернет содержит миллионы сайтов и миллиарды страниц текстовой информации, электронные каталоги, интернет-библиографию и многое другое.

Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, видео и аудио-документов, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических и дидактических материалов, журнальных и газетных статей, диссертаций и рефератов и т.п.

Используя ресурсы Интернета в учебном процессе, у учащихся формируются следующие медиаобразовательные умения: находить информацию о событиях из разных источников, анализировать проблемы, соотносить их согласно критериям; видеть информацию в целом, выбирая главное и отделяя второстепенное; критически рассматривать информацию, определять цель в изучении событий и формировать собственную позицию; приводить убедительные аргументы по альтернативным версиям и т.д.

Таким образом, применение Интернета в педагогическом процессе связано с передачей текстовой, звуковой, графической и видеоинформации. Причем пользователи имеют возможность выбирать источники информации - базовая информация на серверах, базы данных ведущих научных центров, высших учебных заведений, музеев, библиотек и др. Поэтому, весьма полезно включить Интернет в процесс обучения в урочной и внеурочной деятельности.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и интернет-ресурсов

Актуальные проблемы методики обучения. Под ред. Колоскова А.Г.М., 1984г.

Алексашкина Л.Н. Примерная программа. История. // Примерные программы основного общего образования. М., 1999г.

Бернадский В.Н. Методы преподавания истории в старших классах. М., 1939г.

Вагин А.А. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М., 1959г.

Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории., М., 2003г.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000г.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988г.

Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // ПИШ, 1981 г. № 4

Лисова К. Использование документов на уроках истории // Народное образование. 2001. №5

Румянцев В.Я. Работа с историческими источниками // ПИШ. 2003. №3

Словарь педагога // ПИШ, 2004 г. № 9

Стандарт среднего (полного) образования по истории (базовый уровень). // ПИШ, 2004г. № 8

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2004г.

Умбрашко К.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории. // ПИШ., 1996. № 2

Работа с картой на уроке истории - http://www.tutdvoek.net/kontrolnye/metodika-prepodavaniya-istorii/rabota-s-kartoy-na-uroke-istorii.html

Щегленко М.В. Использование информационных технологий на уроках истории. - http://scheglenko.school04.smoladmin.ru/index.php/dlya-druzej-kolleg/9-ispolzovanie-informatsionnykh-tekhnologij-na-urokakh-istorii

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×