В обучающей структуре в условиях развития общества постоянно поднимаются различные вопросы и требования к образованию учащихся. Одним из актуальных условий обучения школьников на данный момент является способность подрастающего поколения правильно работать с информацией, находящейся в доступных источниках, а также умение правильно применять полученные знания на практике. Основная задача, которая стоит перед школой и учителями, - привить учащимся умение находить нужные сведения и информацию, проводить анализ полученных данных и делать необходимые выводы.
Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории
В обучающей структуре в условиях развития общества постоянно поднимаются различные вопросы и требования к образованию учащихся. Одним из актуальных условий обучения школьников на данный момент является способность подрастающего поколения правильно работать с информацией, находящейся в доступных источниках, а также умение правильно применять полученные знания на практике. Основная задача, которая стоит перед школой и учителями, - привить учащимся умение находить нужные сведения и информацию, проводить анализ полученных данных и делать необходимые выводы. Одним из главных звеньев данной цепи является работа школьников с источниками знаний. В современных реалиях педагогического мира данный процесс относится к разряду актуальных проблем, решив которую учащимся будет проще осмыслить и более детально понять основные моменты развития истории общества.
В наше время уроки истории не обходятся без документов, исторических справок, первоисточников, летописей очевидцев. Также учителя в ходе своей работы обращаются к практикумам, практическим занятиям, на которых изучается историческая документация. Целью данных методик является обучение практических умений у школьников.
Благодаря историческим документам осуществляется принцип наглядного обучения предмету, в ходе чего учащиеся осматривают внешний вид изучаемого. Данная методика развивает в школьниках рассудительные, мыслительные и аналитические умения, что дает возможность делать выводы про исторические эпохи, формирую более детальные образы прошлых лет.
При самостоятельном анализе данных школьнику требуется умение точечного поиска и критического мышления при отборе информации. У ребенка формируются навыки исследовательской работы, что в свою очередь способствует выработке у школьника личного мнения об изучаемом предмете.
Классификация исторических документов и критерии их отбора для урока
К историческим источникам можно отнести все письменные сочинения, наскальную живопись, результаты взаимодействия человека с окружающей средой, обычаи и обряды народов мира, скульптуры и памятники. В более обширном смысле к разделам памятники в методике также относят и документы, обычно их делят на следующие виды:
1. Государственные документы (грамоты, указы, приказы, законодательная база, высказывания государственных деятелей и т.д).
2. Международные документы (договоры, протоколы, соглашения и т.д.)
3. Документы, относящиеся к политическому противостоянию (прокламации, декларации, высказывания политиков, политические призывы).
4. Исторические документы (хроники, летописи, сочинения древности).
5. Личные документы (мемуары, дневники, письменная переписка, рассказы очевидцев).
6. Литературные документы (поэзия, песни, сатира, крылатые документы и т.д.).
Практические методы использования исторических документов на уроках истории различны. Они применяются в зависимости от возрастных особенностей учащихся, их умственных возможностей, сложности изучаемых тем. В методической литературе широко представлены основные рекомендации и приемы по работе с историческими документами.
Выделяют два способа использования исторических документов в школьном обучении истории:
1) включение документального материала в изложение учителя
2) организация работы учащихся над текстом документа, его разбор.
При отборе источников следует учитывать, что они могут конкретизировать знания, но не перегружать их, быть органически связаны с программным материалом, быть доступными по содержанию и объёму. Например, создавая образную картину Бородинской битвы, учитель может привести два обращения к войскам накануне сражения. Обращение Наполеона: «Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она доставит нам всё нужное, удобные квартиры, скорое возвращение в отечество». И обращение М.И.Кутузова: «Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови». В объяснении, предшествующем изложению документа, учитель указывает источник, подчёркивая, что героизм русской армии, мужество и упорство солдат опираются на высокое понимание своего долга, что ярко показано в обращении М.И. Кутузова.
Работа обучающихся с источником постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк; в 7-8 – растёт число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9 – всё шире привлекаются политические, программные документы. Естественно, что работа с источниками должна повлечь у учащихся формирование определенных навыков.
Чем эффективнее будет организован процесс работы с историческими документами на уроках истории, тем лучше учащиеся будут усваивать исторические явления и события, разбираться в причинно – следственных связях происходившего.