Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Работа №353590

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная тема очень актуальна  сегодня. Мелкая моторика рук у дошкольников взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность,  память и речь. Двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь и психические процессы.

 Развитие мелкой моторики рук  важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Работа:

Доклад «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

 

Своё выступление я хотела бы начать словами известного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев… идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1.Улучшить мелкую моторику пальцев рук у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов;

2.Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;

3.Воспитывать у дошкольников аккуратность, трудолюбие, добросовестное отношение к работе.

Развитие мелкой моторики рук - это развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть рук ребёнка.

Данная тема очень актуальна сегодня. Мелкая моторика рук у дошкольников взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, память и речь. Двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь и психические процессы.

Развитие мелкой моторики рук важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Развивая мелкую моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребёнка две руки. Важно все упражнения дублировать: выполнять правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Организованная мною работа по развитию мелкой моторики рук включает 4 этапа.

1 ЭТАП  информационно-аналитический.

Изучив и проанализировав методическую литературу по данной теме,

я выбрала наиболее эффективные формы, методы, приемы для развития у

детей мелкой моторики пальцев рук.

На основе данной литературы разработала проект по развитию мелкой

моторики, подобрала диагностический инструментарий, систематизировала

игры, дополнила предметно-развивающую группу нестандартным

дидактическим материалом, оформила картотеку пальчиковых игр. Разрабатывала консультации, буклеты, памятки для родителей, подбирала дидактические игры и упражнения для детей.

2ЭТАП — диагностический.

На начало2024 учебного года я проанализировала особенности развития мелкой моторики рук у детей.

Диагностика по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей показала:

Высокий уровень – 0 %

Средний уровень – 62%

Низкий уровень38%

У большинства дошкольников отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, характеризующееся двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. В течение 2024-2025годов мне, как воспитателю, необходимо добиться повышения уровня развития мелкой моторики рук у детей.

3ЭТАП - практический.

Второй год я подбираю и апробирую упражнения для детей по развитию мелкой моторики рук.

Я использую разнообразные формы работы:

 - совместная деятельность с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Применяю на практике следующие методы: словесные, наглядные, практические.

В течение года мною были подготовлены выставки детских рисунков и творческих работ для родителей по теме самообразования.

3 ЭТАП —  заключительный

В 2025г. будет проведена заключительная диагностика развития мелкой моторики рук у детей.

Планируется в течение 2024-202:

-Продолжить работу по развитию мелкой моторики рук у каждого ребенка.

-Ежеквартально проводить консультации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников.

-Пополнять картотеку пальчиковых игр.

-Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.

- Показать презентацию для родителей и воспитателей «Развитие мелкой моторики рук у детей».

рганизовывать выставки с творческими работами детей.

ровести мастер-класс для родителей и воспитателей.

ащитить проект «Умелые ручки».

Предполагаемый результат:

1. Усовершенствована предметно-развивающая среда группы;

2. Положительная динамика развития мелкой моторики рук у каждого ребенка.

 

Приёмы по развитию мелкой моторики рук у детей:

 

Массаж и самомассаж рук

С помощью массажа развивается ловкость движений пальцев и кистей рук у детей. Для этого используют приемы поглаживания, разминания, растирания, похлопывания. Рекомендуется инсценировать рифмованные истории и потешки. Во время массажа можно использовать грецкий орех, шишку, бусинку:

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Для этой цели хорошо использовать шарики Су-Джок, мячи-ёжики, они укалывают детские ладошки, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук. Проводить его следует ежедневно 2-3 раза в день, т.к. самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему. Самомассаж начинаем с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. После этого проводим растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой. Поочерёдное поглаживание указательным и средним пальцами правой руки пальцев левой, два раза каждый пальчик, потом наоборот.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры доступны детям, стихотворные пальчиковые игры легко запоминаются. Освоив игру, ребенок может повторять ее где угодно: дома, в транспорте, на прогулке.

Работу над освоением новой игры я делила на несколько этапов:

•Показ

•Объяснение

•Воспроизведение

•Закрепление

Показывая игру в первый раз, я старалась замедлить темп, чтобы дети хорошо рассмотрели мои движения и поняли смысл игры. Затем я показывала и объясняла, как правильно выполняются упражнения. На следующем этапе я повторяла текст вместе с детьми. Игру повторяли на следующий день, добиваясь самостоятельного воспроизведения.

Все упражнения, используемые в моей работе, я разделила на три группы:

I Упражнения для кистей рук.

•«Фонарики», «Заготавливаем капусту», «Моем руки», «Ёжик», «Шарик», «Флажки», «Печём блины», «Пароход», «Речка и рыбка», «Лодочка», «Птичка пьет водичку», «Птенчики в гнезде», «Птичка летит», «Кошечка», «Цветок», «Замок».

II Упражнения для пальцев условно статические.

•«Зайчик», «Ножницы», «Вилка», «Колечко», «Очки», «Человечек - лыжник», «Улитка», «Пчела», «Лягушка», «Три богатыря», «Дружные пальчики», «Собака», «Лошадь», «Петух», «Курочка», «Гусь».

III Упражнения для пальцев динамические.

•«Семья», «Домик», «За работу», «Пальчики ложатся спать», «Пальчики здороваются», «Дружные ребята», «Гости», «Пальчик альчик».

Для того, чтобы работа с пальчиковыми играми была более эффективной, я использовала в течение дня 4 игры, раз в неделю добавляя новую игру. Это давало детям возможность хорошо освоить старые игры, но в тоже время не устать от них.

Когда же лучше всего проводить пальчиковые игры?

Во-первых, во время утренней гимнастики. Предлагая детям упражнения на закрепление различных групп мышц, немного времени я уделяла и мышцам руки.

Во-вторых, перед различными видами ручного труда, рисованием, лепкой, чтобы разогреть и размять руки.

В-третьих, пальчиковые игры я использовала на физкультминутках: они позволяли расслабить мышцы рук.

Составление фигур из счетных палочек.

В работе с дошкольниками я использую счетные палочки. Они развивают ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помогают детям овладеть конструктивными навыками. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как ее сложить.
Использование прищепок
Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Необходимо иметь 50 – 70 прищепок разного цвета, фигуры из картона (желтый круг – солнышко, чёрная полоска – земля, фигура ежика без иголок, дерево без листьев) Разнообразие персонажей зависит от фантазии: это могут быть ушки у зайчика, хвост у лисы, щупальца у осьминога, перья в хвосте у павлина, лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев.

Задания для детей раннего возрастаСобери синий цветочек»,«Сделай солнышку лучики»,«Прицепи зелёную прищепку на зелёную полоску», «Сделай цветочек с синей серединкой и красными лепестками»,«Сделай цветочек с красной серединкой и зелёными лепестками» и т. п.

Для игр детей старшего возраста можно приготовить коробочку с гранями четырёх цветов и карточки с изображением задания. На первом этапе работы карточка остаётся у ребёнка на протяжении выполнения задания. Приучаем ребёнка к алгоритму выполнения задания. Как только дети начнут хорошо справляться с заданием – карточку только демонстрируем, даём возможность запомнить и убираем. После того, как ребёнок выполнил задание – сверяем правильность выполнения с изображением на карточке: «Прицепи четыре зелёные прищепки на жёлтую сторону коробочки», «Прицепи 3 зелёных и 2 синих прищепки на красную сторону коробочки» и т. п.

Использовать упражнения с прищепками можно в различных видах деятельности и при различной форме организации детей. Задания могут быть самыми разнообразными: «Отметь прищепкой все фигуры красного цвета; «Отметь прищепкой все треугольники (кружки, квадраты и др.); «Отметь прищепкой карточки с изображением диких животных», «Отметь прищепкой карточки с изображением перелётных птиц». Усложнением будет задание для обеих рук: «Правой рукой отметь треугольники желтыми прищепками, левой рукой отметь овалы красными прищепками». Выполняя аналогичные задания, ребёнок непроизвольно упражняет мышцы мелкой моторики и готовит свои пальчики к письму с раннего возраста.

Использование сухого бассейна
Сухой бассейн представляет собой коробку, наполненную крупой или цветными крышками, высотой в 6 – 8 см. Можно рисовать на крупе прямые или извилистые дорожки, шагать по ней пальчиками. Найти спрятанную игрушку и на ощупь определить, что это. Нарисовать на крупе букву или цифру и т.п.
Нанизывание
Величину нанизываемых предметов нужно варьировать в зависимости от возраста ребёнка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более мелкими деталями. Материал для нанизывания используется самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части трубочки для сока, бусинки. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих ягод рябины. Учу детей брать бусины двумя пальцами, другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в основу действий с которыми положен принцип нанизывания.
Шнуровка
Шнуровка – это продергивание шнурка в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов, в которых сделаны отверстия-дырочки. Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

Использование мозаики и пазлов
В своей работе использую разнообразные виды мозаик: с шестигранными пластинками, круглые, напольные.
Предлагайте ребёнку вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие, затем покажите, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием станет выкладывание каких- либо изображений.
Пазлы – это картинки - головоломки, которые надо составить из отдельных кусков. В таких играх необходимо плотно соединять детали друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук.

Упражнения с крупой

Предлагаю ребятам регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать

поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Детям даю перемешанные в одной коробке крупы, и они раскладывают их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной штучке, захватывая ее двумя пальцами.

При перебирании пальчиками крупы, у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции и приятные ощущения.
Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком.
Для этого нужно подобрать сосуд с узким горлышком (можно использовать небольшую пластиковую бутылку) и мелкие предметы: камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики. Предлагается малышу опускать их в бутылочку. Следите, чтобы ребенок брал по одной детали, обратите его внимание на то, что бутылочку нужно поддерживать второй рукой. По окончании работы детям нравится закрыть бутылку крышкой и погреметь содержимым.
Функциональные застёжки
Советую начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков. Навыки очень полезны для развития навыков самообслуживания. Такую работу можно проводить

как в ситуациях обучения самообслуживанию, когда малыша учат раздеваться и одеваться, так и в игре, используя специальные дидактические игрушки. Такие игрушки можно купить (куклы, в деталях одежды которых используются разные виды застежек) или изготовить своими силами (например, зайчик, у которого лапки пристегиваются при помощи пуговиц или кнопок).

 

 

Пальчиковый театр

Для театра можно использовать перчатки, где на каждом пальце приклеиваются глазки, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и т.д.). Эти игры помогают детям развивать навыки управления движениями пальцев, способствуют развитию речи, т.к. дети, надевая шапочки зверюшек, играют соответствующие роли, овладевая навыками общения в форме диалога.

Игры с нитками

С детьми можно наматывать клубочки, выкладывать узоры, буквы, цифры из толстых ниток, рекомендуется плетение косичек и поясков из шерстяных ниток.

Лепка из пластилина и соленого теста

Пластилин и соленое тесто хорошо развивают мелкую моторику рук. Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а ребёнок может собирать готовую композицию. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку. Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток. Можно оклеивать полученными лепешками баночки, веточки, выкладывать из пластилина рисунок на листе картона шариками или колбасками. Можно лепить геометрические фигуры, цифры, буквы. Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина или теста для развития силы рук. Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки, ракушки, фасоль, горох, семечки подсолнуха.

Различные виды аппликаций

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобно вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов и клеящим карандашом закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты, а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

Игры с мелкими предметами

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, разноцветные счёты, геометрические фигуры, матрёшки. Для игр подойдут косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, макароны, мелкие игрушки, орехи. Ребятам нравится перекатывать пальцами одной руки два мелких предмета. Особенно интересно детям раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать снова

Куб-сортёр – замечательная игрушка для раннего развития малыша. Ваш ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с геометрическими фигурами и цветами.

Доски Сегена - это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Малыш должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук ребёнка.

Песочные игры

Дети обожают рисовать пальчиками на песке, строить песочные замки и лепить куличики. Такие игры очень полезны для развития мелкой моторики. Разрешите ребёнку пересыпать песок из одной ёмкости в другую, нагребать кучки, а потом разрушать их.

Насыпаем песок в кастрюлю. Ребёнок запускает туда ручки. Изображаем, как месят тесто, и приговариваем:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи.

Рисование

Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию специфичны положения руки, карандаша, листа бумаги, приемов проведения линий. Для начала хорошо использовать:
-обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов; 

-рисование по опорным точкам;

-дорисовывание второй половины рисунка; 

-рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Нетрадиционная техника рисования - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками. Детей среднего возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном или пробками, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками. А в старшем возрасте дети могут освоить более трудные техники: рисование песком или мятой бумагой, кляксография, монотипия пейзажная или предметная, печать по трафарету, пластилинография.

Вырезание ножницами

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания: навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой  или по диагонали , дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение

Развитию мелкой моторики помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание фигурок из бумаги. Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и другие.

Из бумаги в технике оригами можно изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, условные обозначения. В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение поделки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?» и другие.

Графические упражнения

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке на листе бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, рисование по трафаретам, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.

Опыт графических движений ребенок приобретает, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий.

Штриховка

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге и способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки.

Виды штриховки:

раскрашивание короткими частыми штрихами;

раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

штриховка длинными параллельными отрезками.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см

Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем

ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна

штриховка длинными параллельными отрезками. По рисункам можно проследить

совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать

простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры,

где детям необходимо проводить параллельные линии в определенном

направлении:

Игра «От дома к дому». Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить

между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию

просто пальцем, выбирая направление, затем уже карандашом. Игра

«Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть

«пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего

объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен

пройти. Например, «Этот лабиринт - в замке Снежной Королевы, он изо льда.

Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».

Обведение любых вкладышей полезно для развития руки, не менее полезно их

заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом

наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование

получится разной степени интенсивности: от бледного до темного. Полезно также

штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы.

Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в

клетку сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие

упражнения можно с 5 - 6 лет.

Игры на базе конструктора ЛЕГО или любого другого конструктора

Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики,

представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.

Мы можем отметить некоторые преимущества использования конструктора

Во-первых, с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не

рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не

могут быть пригодны для организации игры. 

Во-вторых, при использовании конструктора у ребенка получаются

привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков.

Ребенок уже испытывает чувство успеха. 

В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на

полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную

сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей. 

И, наконец, конструктор безопасен. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать

поделки можно легко и быстро. 

Заключение

Приёмов, направленных на развитие мелкой моторики рук, очень много. При

желании, если подключить фантазию, придумывать их можно бесконечно.

Главное, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст,

настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.

Если упражнения по развитию мелкой моторики проводить систематически с

самого раннего возраста, то в результате кисти рук и пальцы приобретают силу,

подвижность и гибкость. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то

будут развиваться речь и мышление, внимание, память ребенка.

Чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она

начнет приносить свои плоды, тем проще детям будет расти, развиваться и

овладевать новыми умениями.

Регулярные занятия по развитию мелкой моторики рук ребенка -  залог того, что

речь его будет развита, а рука - готова к письму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X