Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач воспитательно-образовательного процесса, так как от уровня речевого развития зависит успешность дальнейшего обучения и социализации ребенка. Игровые педагогические технологии занимают особое место в этом процессе, поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольников и наиболее естественным способом обучения. Через игру дети учатся выражать свои мысли, развивают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи и приобретают навыки связного повествования.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Щебуняева Елена Петровна, воспитатель
ГДОУ ЛНР «Ясеновский ясли-сад комбинированного вида «Изюминка»
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач воспитательно-образовательного процесса, так как от уровня речевого развития зависит успешность дальнейшего обучения и социализации ребенка. Игровые педагогические технологии занимают особое место в этом процессе, поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольников и наиболее естественным способом обучения. Через игру дети учатся выражать свои мысли, развивают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи и приобретают навыки связного повествования.
Одной из наиболее эффективных игровых технологий для развития речи является драматизация. В процессе игры-драматизации дети разыгрывают различные сюжеты, используя персонажей сказок, рассказов или ситуаций из повседневной жизни. Например, игра «Театр сказок» позволяет детям инсценировать известные сказки, что способствует активному использованию речи, обогащению словарного запаса и развитию умения строить связные высказывания. Дети учатся правильно интонировать, использовать разнообразные грамматические конструкции и выражать эмоции через речь, что значительно способствует их речевому развитию.
Ещё одним примером игровой педагогической технологии является использование дидактических игр, направленных на расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи. Например, игра «Кто что делает?» учит детей согласовывать глаголы с существительными в роде, числе и падеже. Воспитатель показывает картинки с изображениями различных предметов и действий, а дети должны правильно составить предложения, описывающие изображение, например: «Мама читает книгу», «Собака ловит мяч». Такие игры помогают детям закреплять грамматические нормы и развивают способность строить правильно оформленные предложения.
Игры на развитие связной речи, такие как «Сочини рассказ», помогают детям учиться последовательно излагать свои мысли и строить логически связные высказывания. В этой игре воспитатель предлагает детям набор картинок, из которых они должны составить и рассказать историю. Например, последовательность картинок может изображать, как мальчик идёт в лес, собирает грибы и возвращается домой. Дети учатся выстраивать сюжет, подбирать нужные слова и выражения, что способствует развитию навыков связной речи и улучшает их коммуникативные способности.
Для активизации речевого общения полезны игры на основе диалога. Например, в игре «Магазин» дети разыгрывают сценки покупателя и продавца, что стимулирует их использовать речевые конструкции, задавать вопросы, вести диалог. Такие игры развивают у детей умение вступать в общение, поддерживать разговор, выражать свои желания и потребности словами. Это особенно важно для развития коммуникативной компетенции, которая включает умение не только говорить, но и слушать собеседника.
Не менее значимы игры, направленные на формирование фонематического слуха, что является важной составляющей речевого развития. Например, игра «Найди звук» предполагает, что воспитатель называет различные слова, а дети должны определить, какой звук встречается в начале или в конце слова. Эта игра развивает у детей способность различать звуки речи, что необходимо для правильного произношения и формирования фонематического восприятия.
В заключение можно сказать, что игровые педагогические технологии являются эффективным средством для развития речи у детей дошкольного возраста. В процессе игры дети учатся активно использовать речь, обогащают словарный запас, осваивают грамматические конструкции и развивают связное мышление. Игры помогают создавать ситуацию успеха, повышают мотивацию к обучению и делают процесс речевого развития увлекательным и естественным. Регулярное применение игровых методов способствует всестороннему речевому развитию дошкольников и готовит их к успешному обучению в школе.
Список литературы
1. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. ФГОС ДО / ред.: О.С. Ушакова. М.: Сфера, 2019. 208 с.
2. Татаринцева, Е. А. Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников / Е. А. Татаринцева, В. Д. Власенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 335-337.