Сенсорное развитие является основой для формирования познавательной деятельности ребенка, особенно в раннем возрасте, когда происходит активное становление и развитие всех органов чувств. Через ощущения и восприятие малыш познает окружающий мир, получает первую информацию о его разнообразии, учится различать предметы по цвету, форме, текстуре, звуку и другим характеристикам. В этом контексте организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду становится важным условием для успешного сенсорного развития детей.
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Веренева Лариса Владимировна, воспитатель
МБДОУ "Сасовский детский сад № 11"
г. Сасово, Рязанская область
Сенсорное развитие является основой для формирования познавательной деятельности ребенка, особенно в раннем возрасте, когда происходит активное становление и развитие всех органов чувств. Через ощущения и восприятие малыш познает окружающий мир, получает первую информацию о его разнообразии, учится различать предметы по цвету, форме, текстуре, звуку и другим характеристикам. В этом контексте организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду становится важным условием для успешного сенсорного развития детей.
Предметно-пространственная среда – это специально организованное пространство, где ребенок взаимодействует с окружающими его предметами, развивая свои сенсорные и когнитивные способности. Важно, чтобы эта среда была безопасной, насыщенной разнообразными материалами, которые помогают развивать зрительное, слуховое, осязательное и другие виды восприятия. Воспитатели должны учитывать возрастные особенности детей и предоставлять им такие условия, которые стимулируют активное восприятие и взаимодействие с окружающей средой.
Одной из важнейших особенностей развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста является её гибкость и доступность. Все предметы должны быть размещены таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно исследовать их, использовать в играх и других видах деятельности. Для сенсорного развития важно предоставлять детям возможность сравнивать предметы по различным признакам: цвету, форме, величине, материалу. Например, кубики, пирамидки, мягкие игрушки, различные по фактуре и текстуре материалы (дерево, пластик, ткань) помогают малышу ощупывать и изучать различия между объектами.
Особое внимание в сенсорном развитии детей уделяется развитию тактильных ощущений, поскольку именно через прикосновения ребенок активно познает мир. Важным элементом предметно-пространственной среды могут стать так называемые "сенсорные коробки", наполненные разными по текстуре материалами, такими как песок, галька, зерна или бусины. В процессе игры с такими коробками дети учатся различать на ощупь материалы, тренируют мелкую моторику и внимание к деталям. Важно, чтобы воспитатели регулярно обновляли содержимое таких коробок, предлагая детям новые ощущения и возможности для исследования.
Зрительное восприятие, в свою очередь, также требует внимания. Развивающая среда должна быть наполнена яркими, контрастными предметами, чтобы стимулировать восприятие цвета, формы и размеров. Важно, чтобы дети имели возможность манипулировать объектами разного цвета и формы, сортировать их, строить из них конструкции. Это не только развивает зрительное восприятие, но и способствует когнитивному развитию, учит детей анализировать и сопоставлять предметы между собой.
Звуковое восприятие также можно стимулировать через организацию соответствующей среды. В этой роли могут выступать музыкальные инструменты, шуршалки, погремушки и другие звуковые игрушки. Важно, чтобы дети имели доступ к таким предметам и могли экспериментировать с извлечением звуков, что развивает слух и способствует музыкальному развитию. В то же время воспитателям необходимо контролировать звуковую среду, избегая излишней громкости или агрессивных звуков, которые могут негативно повлиять на эмоциональное состояние детей.
Организация сенсорных уголков или специальных игровых зон в группе детского сада — важный шаг в развитии сенсорных навыков. Такие зоны должны быть наполнены материалами, которые стимулируют разные виды восприятия: яркие визуальные объекты, предметы для ощупывания и звуковые игрушки. Например, можно организовать "уголок природы", где дети будут иметь возможность исследовать растения, ракушки, камни, листья и другие природные объекты. Это не только способствует сенсорному развитию, но и формирует у детей интерес к окружающему миру и природе.
Роль воспитателя в процессе сенсорного развития заключается не только в создании подходящей среды, но и в правильной организации взаимодействия детей с предметами. Важно, чтобы педагог направлял ребенка, стимулировал его к активным действиям, задавал вопросы, вовлекал в рассуждения. Например, воспитатель может предложить детям сравнить на ощупь два разных предмета или попросить ребенка описать, какого цвета игрушка или какие звуки издает инструмент. Такое вовлечение способствует не только сенсорному, но и речевому развитию, учит детей выражать свои ощущения и мысли словами.
Кроме того, воспитатели должны постоянно анализировать и обновлять развивающую среду, чтобы она оставалась интересной и познавательной для детей. Привычные предметы через некоторое время могут перестать привлекать внимание детей, поэтому важно вносить разнообразие в окружающую среду, добавлять новые игрушки, материалы и предметы для исследования. Это поддерживает интерес детей к активному взаимодействию с миром и стимулирует их познавательные и сенсорные способности.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда играет ключевую роль в сенсорном развитии детей раннего возраста. Правильно организованное пространство, наполненное разнообразными предметами, помогает детям развивать органы чувств, учиться различать объекты по их свойствам и качествам, а также формирует основы для дальнейшего когнитивного и речевого развития. Воспитатели должны уделять особое внимание созданию такой среды, обеспечивающей условия для активного исследования и взаимодействия детей с окружающим миром.
Список литературы
Вилякина
Е. Е., Ревякина Н. А. Воспитание сенсорного восприятия у дошкольников // Экономика и социум. 2019. №11 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-sensornogo-vospriyatiya-u-doshkolnikov (дата обращения: 22.10.2024).
Левина А.Н. Влияние развивающей среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 6.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21407 (дата обращения: 22.10.2024).
Пичугинa
А.А., Денисова Е.А. Характеристика педагогических условий создания развивающей среды // Педагогический форум. 2024. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-pedagogicheskih-usloviy-sozdaniya-razvivayuschey-sredy (дата обращения: 22.10.2024).