Существует множество классификаций современных образовательных технологий.
Профессор В. П. Беспалько предложил классификацию педагогических систем (технологий), созданных на основе типа организации управления познавательной деятельностью. Принципиально важной стороной в педагогической системе является позиция ребенка в образовательном процессе и отношение к нему со стороны взрослых.
В практике деятельности ДОУ чаще всего реализуются первые четыре технологии.
Технология диалогового обучения основана на философских положениях «образование – диалог культур» (В. С. Библер) и «культура как диалог» (М. М. Бахтин). Она опирается на внутреннее содержание, по-требности личности, «карнавал мироощущений» ребенка (М. М. Бахтин), его полифонический слух по отношению к окружающему миру.
Роль педагога заключается в организации коммуникативной развива-ющей среды и в умении вести диалог. И тогда структура соответствует беседе и позволяет сочетать элементы учения и диалога. Технологии диалогового обучения присущи следующие особенности:
w развивающая форма деятельности (специально созданная диалогическая среда, свобода и спонтанность);
w эмоционально-чувственная сфера взаимодействия;
w вплетение в диалог словесной игры, музыкальности, художественного образа, театрализации.
Технология информационного обучения опирается на принцип активизации ребенка в обучении и определяется ведущей ролью педагога. Он берет на себя роль «информатора», передающего знания детям (это может быть и словесная инструкция к деятельности или прямое включение ребенка в деятельность по принципу «делай как я»).
Структура этой технологии выглядит следующим образом: цель, рас-сказ, задание на воспроизведение знаний либо задача, деятельность (со-вместная с педагогом) и результат.
Особенности данной технологии:
w руководящая роль педагога;
w включение детей в деятельность по инструкции педагога;
w понимание детьми информации педагога.
Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды.
Игра выполняет развивающую, коммуникативную, терапевтическую и диагностическую функции.
Структура данной технологии следующая: игровая задача, правила, деятельность и результат. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и ученья. Игровым технологиям присущи следующие особенности (по С. А. Шмакову):
w свободная развивающая деятельность (она возникает по желанию ребенка, ради удовольствия от процесса деятельности);
w творческий характер деятельности (ребенок импровизирует в игре);
w эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребенка).
Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи. Это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего ребенок получает знания.
Структурные компоненты реализации данной технологии: постановка проблемной ситуации, варианты решения (выбор варианта), разрешение проблемы.
Особенности данной технологии:
w проблематизация учебной информации (удивление, любопытство ребенка);
w активная деятельность ребенка;
w связь обучения с жизнью, игрой и трудом;
w исследовательский характер познания.
Любая из технологий опирается на определенные принципы обучения. Существует достаточно много классификаций принципов обучения.
Профессор К. П. Познанский определяет принципы обучения в следующем виде:
принцип сознательности и активности;
принцип наглядности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип прочности;
принцип доступности;
принцип научности;
принцип связи теории с практикой.
В. Оконь определяет принципы обучения несколько иначе:
принцип системности;
принцип эффективности;
принцип наглядности;
принцип доступности;
принцип индивидуального подхода