В условиях современного образования особое значение приобретает создание условий для эффективных отношений дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников. Отбор и внедрение новых методов, форм взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, обеспечение высокого уровня работы образовательной организации с семьей является одной из главных задач системы дошкольного образования.
Работа:
Концепция технологии повышения психолого-педагогической и правовой культуры родителей Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад Колокольчик.
В условиях современного образования особое значение приобретает создание условий для эффективных отношений дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников. Отбор и внедрение новых методов, форм взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, обеспечение высокого уровня работы образовательной организации с семьей является одной из главных задач системы дошкольного образования.
В основных положениях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отмечается, что основными принципами дошкольного образования являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, сотрудничество Организации с семьёй, приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества и государства.
Приоритетами Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.
Организованная работа всего педагогического коллектива Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад Колокольчик по повышению родительской компетентности позволит родителям создать благоприятный психологический климат в семье, выстроить доверительные детско-родительские отношения, снизить риск семейного неблагополучия, а значит, обеспечивать право на развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Цели и задачи внедрения технологии повышения психолого-педагогической и правовой культуры родителей Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад Колокольчик.
Цель - Создание благоприятной среды для повышения родительской компетентности и гармонизации детско-родительских отношений в условиях образовательной организации.
Задачи:
1.Обеспечить доступность для семей и родителей помощь специалистов в области социально-педагогической и правовой поддержки семьи и детей, содействующей решению проблем семейной жизни и детско-родительских отношений;
2.Формировать у родителей чувство ответственности за свои поступки, за семью и воспитание детей, пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать формированию негативного отношения к социальным порокам: алкоголизму, токсикомании, наркомании и т.п.;
3.Продолжать работу по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся;
4.Способствовать социализации ребенка;
5.Предоставить бесплатные консультации и занятия с родителями, испытывающими трудности в воспитании детей, в том числе получения бесплатной консультативной помощи педагога - психолога и других специалистов ОО, а также привлечения соответствующих организаций и волонтерских движений;
6.Вовлекать мужчин в семейные дела и воспитание детей в целях формирования ответственного отцовства, повышения социальной роли отца;
7.Мотивировать родителей на сотрудничество с ОО;
8.Подготовка методических материалов для просвещения педагогов и родителей.
Планируемые результаты реализации технологии:
-родители получают помощь специалистов по решению возникающих проблем семейной жизни и детско-родительских отношений по мере необходимости;
-родители понимают свою ответственность за свои поступки, за семью и воспитание детей;
-родители ведут здоровый образ жизни и сами способствуют формированию негативного отношения к социальным порокам: алкоголизму, токсикомании, наркомании и т.п. у своих детей;
-снижение уровня обучающихся и семей, стоящих на всех видах учета;
-родители способствуют личностному развитию своих детей: формированию ценностных идеалов, повышению самооценки и самостоятельности, умению достигать своих целей, способствовать социализации ребенка;
-родители могут самостоятельно обратиться за помощью к конкретному специалисту;
-расширение уровня знаний отцов о потребностях детей, развитие навыков коммуникации с ребенком, бесконфликтного взаимодействия;
-повышение у родителей желания к сотрудничеству, поддержка их интереса к жизни ребенка в ОО.
Примерный диагностический инструментарий.
1.Выявление потребностей и запросов родителей.
2.Анкета Какой я родитель.
3.Методика Стратегии семейного воспитания С.С.Степанова
4.Опросник Удовлетворенность родителей воспитательно – образовательным процессом в ДОУ.
Содержание технологии.
№ п/п
Направления деятельности
Формы просвещения
1
Повышение родительской компетентности в комплексном сопровождении ребенка
1.1
Педагогическое
- консультации
- беседы
- диагностика
- родительские собрания
- памятки, буклеты
1.2.
Психолого – педагогическое
1.3.
Медицинское
- консультации
- беседы
- памятки, буклеты
1.4.
Логопедическое
1.5.
Социально – педагогическое, правовое
2.
Повышение педагогической компетентности родителей в индивидуальной профилактике с детьми
2.1.
Комплексная безопасность:
формирование здорового образа жизни;
профилактика детского травматизма в быту;
профилактика гибели и дорожно-транспортного травматизма;
обеспечение пожарной безопасности;
противодействие терроризму и экстремизму.
-групповые родительские собрания
- общие родительские собрания
- тематические буклеты
2.2.
Предупреждение безнадзорности и правонарушений обучающихся
- консультации, беседы
- круглые столы и т.д.
- выступления на родительских собраниях,
- индивидуальные консультации с субъектами системы профилактики
- заседание Совета профилактики с участием родителей
2.3.
Профилактика социального сиротства
- консультации, беседы
- мероприятия родительского клуба
- обеспечение адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей
2.4
Социализация ребенка
- консультации, беседы
- диагностика
- взаимодействие с социальными партнерами
3.
Методическая работа специалистов
- составление годового плана мероприятий, направленных на реализацию программы.
- совершенствование и разработка технологий работы с родителями (законными представителями) по их просвещению.
- информационное обеспечение программы
- консультирование
- методическое сопровождение
- подготовка методических и технологических материалов
- заседание родительского комитета
- заседания педагогического совета
План проведения мероприятий по повышению родительской компетентности.
№ п/п
Проводимые мероприятия
Ответственный
Сроки исполнения
1
Повышение родительской компетентности в комплексном сопровождении ребенка
Общие родительские собрания, лектории, круглые столы, практикумы и т.д
Администрация ДОУ
В соответствии с планом ДОУ
Групповые родительские собрания, лектории, круглые столы, практикумы и т.д.
Воспитатели групп
В соответствии с планами работы воспитателей
Общие лектории для родителей с привлечением специалистов КДН и ЗП, ПДН.
Заместитель заведующего
В соответствии с планами совместных мероприятий
Проведение диагностики для выявления потребностей и запросов родителей
Педагог-психолог
В течение года
Распространение буклетов, брошюр, памяток
Заместитель заведующего
В течение года
2
Повышение педагогической компетентности родителей в индивидуальной профилактике с детьми
Общие родительские собрания, лектории, круглые столы, практикумы и т.д.
Администрация ДОУ
В соответствии с планом ДОУ
Групповые родительские собрания, лектории, круглые столы, практикумы и т.д.
Воспитатели групп
В соответствии с планами работы воспитателей
Общие лектории для родителей с привлечением специалистов КДН и ЗП, ПДН.
Заместитель заведующего
В соответствии с планами совместных мероприятий
Заседания Совета профилактики с привлечение родителей
Председатель совета профилактики
В течение года
Проведение месячников, тематических акций, дней профилактики с обучающимися и родителями по профилактике травматизма на дорогах, о вреде ПАВ, профилактика экстремизма и т.д.
Службы и ведомства системы профилактики: КДН и ЗП, ПДН, ГИБДД
В течение года
Всеобучи для родителей
Заместитель заведующего
В течение года
Заседания групповых родительских клубов:
- Семья на пороге школьной жизни
- Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми
- Знаете ли вы своего ребёнка
…
педагог- психолог
В соответствии с планом родительского клуба
Распространение буклетов, брошюр, памяток по профилактике безнадзорности и правонарушений, по профилактике социального сиротства, по формированию здорового образа жизни
Заместитель заведующего
В течение года
Обновление информационного уголка для родителей
Заместитель заведующего
В течение года
Вовлечение родителей деятельность ДОУ, организация совместной деятельности:
- спортивные праздники Мама, папа, я-спортивная семья, Веселые старты
- недели здоровья
- творческие мастерские
- праздники: Осень, День матери, Новогодняя сказка и т.д.
Заместитель заведующего
В соответствии с планом ДОУ
Индивидуальное консультирование по вопросам:
- о комплексном сопровождении семей, воспитывающих детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей воспитанию, образованию, содержанию детей
- по проблемам насилия, жестокого обращения в семьях; - по проблемам возрастной психологии;
- по результатам диагностики.
Заместитель заведующего, педагог – психолог, воспитатели
В течение года,
по запросам
Обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей
Администрация ДОУ, Центр защиты, Центр семьи
По мере необходимости
Ящик доверия Родительская почта
Заместитель заведующего
В течение года
3
Методическая работа специалистов
Повышение квалификации специалистов: посещение областных конференций, семинаров
Администрация ДОУ
В течение года
Разработка методических рекомендаций по проведению родительских собраний, лекториев, всеобучей и т.п.
Администрация ДОУ, руководитель МО
В течение года
Тематические методические объединения, педагогические советы
Заместитель заведующего
По планам работы
Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам повышения психолого –педагогической компетентности родителей в области воспитания, внедрению новых форм работы с родителями
Заместитель заведующего
В соответствии с планом ДОУ
HYPER13PAGE HYPER15
2
Скачать работу
В условиях современного образования особое значение приобретает создание условий для эффективных отношений дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников. Отбор и внедрение новых методов, форм взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, обеспечение высокого уровня работы образовательной организации с семьей является одной из главных задач системы дошкольного образования.
В основных положениях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отмечается, что основными принципами дошкольного образования являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, сотрудничество Организации с семьёй, приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества и государства.
Приоритетами Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.
Организованная работа всего педагогического коллектива Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад Колокольчик по повышению родительской компетентности позволит родителям создать благоприятный психологический климат в семье, выстроить доверительные детско-родительские отношения, снизить риск семейного неблагополучия, а значит, обеспечивать право на развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Цели и задачи внедрения технологии повышения психолого-педагогической и правовой культуры родителей Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад Колокольчик.
Цель - Создание благоприятной среды для повышения родительской компетентности и гармонизации детско-родительских отношений в условиях образовательной организации.
Задачи:
1.Обеспечить доступность для семей и родителей помощь специалистов в области социально-педагогической и правовой поддержки семьи и детей, содействующей решению проблем семейной жизни и детско-родительских отношений;
2.Формировать у родителей чувство ответственности за свои поступки, за семью и воспитание детей, пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать формированию негативного отношения к социальным порокам: алкоголизму, токсикомании, наркомании и т.п.;
3.Продолжать работу по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся;
4.Способствовать социализации ребенка;
5.Предоставить бесплатные консультации и занятия с родителями, испытывающими трудности в воспитании детей, в том числе получения бесплатной консультативной помощи педагога - психолога и других специалистов ОО, а также привлечения соответствующих организаций и волонтерских движений;
6.Вовлекать мужчин в семейные дела и воспитание детей в целях формирования ответственного отцовства, повышения социальной роли отца;
7.Мотивировать родителей на сотрудничество с ОО;
8.Подготовка методических материалов для просвещения педагогов и родителей.
Планируемые результаты реализации технологии:
-родители получают помощь специалистов по решению возникающих проблем семейной жизни и детско-родительских отношений по мере необходимости;
-родители понимают свою ответственность за свои поступки, за семью и воспитание детей;
-родители ведут здоровый образ жизни и сами способствуют формированию негативного отношения к социальным порокам: алкоголизму, токсикомании, наркомании и т.п. у своих детей;
-снижение уровня обучающихся и семей, стоящих на всех видах учета;
-родители способствуют личностному развитию своих детей: формированию ценностных идеалов, повышению самооценки и самостоятельности, умению достигать своих целей, способствовать социализации ребенка;
-родители могут самостоятельно обратиться за помощью к конкретному специалисту;
-расширение уровня знаний отцов о потребностях детей, развитие навыков коммуникации с ребенком, бесконфликтного взаимодействия;
-повышение у родителей желания к сотрудничеству, поддержка их интереса к жизни ребенка в ОО.
Примерный диагностический инструментарий.
1.Выявление потребностей и запросов родителей.
2.Анкета Какой я родитель.
3.Методика Стратегии семейного воспитания С.С.Степанова
4.Опросник Удовлетворенность родителей воспитательно – образовательным процессом в ДОУ.
Содержание технологии.
№ п/п
Направления деятельности
Формы просвещения
1
Повышение родительской компетентности в комплексном сопровождении ребенка
1.1
Педагогическое
- консультации
- беседы
- диагностика
- родительские собрания
- памятки, буклеты
1.2.
Психолого – педагогическое
1.3.
Медицинское
- консультации
- беседы
- памятки, буклеты
1.4.
Логопедическое
1.5.
Социально – педагогическое, правовое
2.
Повышение педагогической компетентности родителей в индивидуальной профилактике с детьми
2.1.
Комплексная безопасность:
формирование здорового образа жизни;
профилактика детского травматизма в быту;
профилактика гибели и дорожно-транспортного травматизма;
обеспечение пожарной безопасности;
противодействие терроризму и экстремизму.
-групповые родительские собрания
- общие родительские собрания
- тематические буклеты
2.2.
Предупреждение безнадзорности и правонарушений обучающихся
- консультации, беседы
- круглые столы и т.д.
- выступления на родительских собраниях,
- индивидуальные консультации с субъектами системы профилактики
- заседание Совета профилактики с участием родителей
2.3.
Профилактика социального сиротства
- консультации, беседы
- мероприятия родительского клуба
- обеспечение адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей
2.4
Социализация ребенка
- консультации, беседы
- диагностика
- взаимодействие с социальными партнерами
3.
Методическая работа специалистов
- составление годового плана мероприятий, направленных на реализацию программы.
- совершенствование и разработка технологий работы с родителями (законными представителями) по их просвещению.
- информационное обеспечение программы
- консультирование
- методическое сопровождение
- подготовка методических и технологических материалов
- заседание родительского комитета
- заседания педагогического совета
План проведения мероприятий по повышению родительской компетентности.
№ п/п
Проводимые мероприятия
Ответственный
Сроки исполнения
1
Повышение родительской компетентности в комплексном сопровождении ребенка
Общие родительские собрания, лектории, круглые столы, практикумы и т.д
Администрация ДОУ
В соответствии с планом ДОУ
Групповые родительские собрания, лектории, круглые столы, практикумы и т.д.
Воспитатели групп
В соответствии с планами работы воспитателей
Общие лектории для родителей с привлечением специалистов КДН и ЗП, ПДН.
Заместитель заведующего
В соответствии с планами совместных мероприятий
Проведение диагностики для выявления потребностей и запросов родителей
Педагог-психолог
В течение года
Распространение буклетов, брошюр, памяток
Заместитель заведующего
В течение года
2
Повышение педагогической компетентности родителей в индивидуальной профилактике с детьми
Общие родительские собрания, лектории, круглые столы, практикумы и т.д.
Администрация ДОУ
В соответствии с планом ДОУ
Групповые родительские собрания, лектории, круглые столы, практикумы и т.д.
Воспитатели групп
В соответствии с планами работы воспитателей
Общие лектории для родителей с привлечением специалистов КДН и ЗП, ПДН.
Заместитель заведующего
В соответствии с планами совместных мероприятий
Заседания Совета профилактики с привлечение родителей
Председатель совета профилактики
В течение года
Проведение месячников, тематических акций, дней профилактики с обучающимися и родителями по профилактике травматизма на дорогах, о вреде ПАВ, профилактика экстремизма и т.д.
Службы и ведомства системы профилактики: КДН и ЗП, ПДН, ГИБДД
В течение года
Всеобучи для родителей
Заместитель заведующего
В течение года
Заседания групповых родительских клубов:
- Семья на пороге школьной жизни
- Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми
- Знаете ли вы своего ребёнка
…
педагог- психолог
В соответствии с планом родительского клуба
Распространение буклетов, брошюр, памяток по профилактике безнадзорности и правонарушений, по профилактике социального сиротства, по формированию здорового образа жизни
Заместитель заведующего
В течение года
Обновление информационного уголка для родителей
Заместитель заведующего
В течение года
Вовлечение родителей деятельность ДОУ, организация совместной деятельности:
- спортивные праздники Мама, папа, я-спортивная семья, Веселые старты
- недели здоровья
- творческие мастерские
- праздники: Осень, День матери, Новогодняя сказка и т.д.
Заместитель заведующего
В соответствии с планом ДОУ
Индивидуальное консультирование по вопросам:
- о комплексном сопровождении семей, воспитывающих детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей воспитанию, образованию, содержанию детей
- по проблемам насилия, жестокого обращения в семьях; - по проблемам возрастной психологии;
- по результатам диагностики.
Заместитель заведующего, педагог – психолог, воспитатели
В течение года,
по запросам
Обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей
Администрация ДОУ, Центр защиты, Центр семьи
По мере необходимости
Ящик доверия Родительская почта
Заместитель заведующего
В течение года
3
Методическая работа специалистов
Повышение квалификации специалистов: посещение областных конференций, семинаров
Администрация ДОУ
В течение года
Разработка методических рекомендаций по проведению родительских собраний, лекториев, всеобучей и т.п.
Администрация ДОУ, руководитель МО
В течение года
Тематические методические объединения, педагогические советы
Заместитель заведующего
По планам работы
Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам повышения психолого –педагогической компетентности родителей в области воспитания, внедрению новых форм работы с родителями
Заместитель заведующего
В соответствии с планом ДОУ
HYPER13PAGE HYPER15
2