Как и любой проект в зависимости от поставленных музыкальным руководителем задач он может классифицироваться по различным направлениям, по временным рамкам.
Музыкальный проект в ДОУ может быть краткосрочный, средней срочности и долгосрочный. Реализовать проект можно как с целой группой детей так и в индивидуальной или кружковой работе, при этом коллективные проекты подразделяются на парные групповые и фронтальные.Одно из достоинств технологии проектировании в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Доклад: «Важность проектной деятельности в систематической работе музыкального руководителя».
Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать. Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.
Интерес к новым знаниям будет высоким, если ребенок является активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность под умелым руководством педагога, который будет направлять ребенка, а не подменять.
Работа в режиме к ФГОС требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы по развитию познавательной активности детей, является метод проектирования.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему, или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и вовлечь ребёнка в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя способствует всестороннему развитию личности и расширению музыкального репертуара по основной программе художественно эстетического развития- музыка. Каковы же основные этапы реализации проекта по музыкальному воспитанию в детском саду?
Как и любой проект в зависимости от поставленных музыкальным руководителем задач он может классифицироваться по различным направлениям, по временным рамкам.
Музыкальный проект в ДОУ может быть краткосрочный, средней срочности и долгосрочный. Реализовать проект можно как с целой группой детей так и в индивидуальной или кружковой работе, при этом коллективные проекты подразделяются на парные групповые и фронтальные. Проектный метод в работе музыкального руководителя реализуется не только в непосредственно образовательной деятельности но и внедряется в интегрированной тематический и доминантные занятия данной деятельности уделяется 7 v 10 минут от продолжительности всего занятия 2 раза в неделю.
Педагогический проект музыкального руководителя в ДОУ будет максимально эффективным только тогда когда он правильно спланирован. В условиях ДОУ мы рассматриваем такие этапы:
-подготовительный этап
На данном этапе происходит постановка целей проекта определяется его значимость и уникальность, подбирается методическая литература и наглядно дидактический материал. Тут же музыкальным руководителем может разрабатываться презентационный материал.
- основной этап
На основном этапе воспитанники знакомятся с тематикой проекта посредством изучения художественной литературы, проведения бесед, анализа презентации.
На основном этапе обязательным элементом является работа с родителями по различным направлениям реализации проекта.
- заключительный этап
На заключительном этапе подводятся итоги реализации проекта как на методическом так и на групповом уровне.
В своей деятельности, по развитию музыкальных способностей воспитанников, нами большое внимание уделяется музыкально- ритмическому движению и восприятию, как средство развития положительных качеств ребенка. Дети ставятся в такие условия когда они должны проявить активность, инициативу. эмоциональный отклик, находчивость и решительность.
Отталкиваясь от общей цели проектного метода в музыкальном воспитании, мы - музыкальные руководители, тесно сотрудничаем с воспитателями и родителями реализуя проекты различной тематической направленности.
Для детей дошкольного возраста уместны игровые типы проектов с тематикой сказки игры или игры сказки. В рамках этого направления проектной деятельности, музыкальным руководителем могут быть реализованы такие проекты как :
- играем со звуком
- в гостях у сказки
- звуки природы
- воздушные игрушки
- далекий космос
- музыкальная шкатулка
Закрепление полученных навыков, приобретение новых знаний обязательно в проектной деятельности, поэтому музыкальный руководитель может разработать и реализованы такие проекты как
"Разноцветная осень", "осенний КВН" (для старших и подготовительных групп). Данные творческие проекты позволяют нам развить интерес к слушанию музыкальных произведений, выполнению творческих заданий умению высказываться о своих эмоциях чувствах и впечатлениях, освоению новых музыкальных ритмических движений.
Продолжая тему проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста можно реализовать такие проекты как Россия- Родина моя, герои прошлого времени. Они направлены на формирование духовности, нравственно- патриотических чувств дошкольника.
Реализация данных проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности: музыкальную, познавательную, игровую, театрализованную, а так же подготовленные музыкальные и танцевальные номера использовать в тематических праздниках детского сада.
Таким образом, тема проектной деятельности, проецируется на все 5 образовательных областей, предлагаемых стандартам.
Благодаря взаимодействию с семьей и заинтересованной работе всего педагогического коллектива, вся работа по проектам художественно эстетического направления органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает свое преимущество и эффективность, а также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия взрослых и детей.
Педагог – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребёнка в его саморазвитии. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация;
Предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, различные предметы, книги, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребёнок, ребёнок – ребёнок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.
Одно из достоинств технологии проектировании в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.