Каждый педагог, пытается решить проблему сохранения здоровья учащихся в процессе обучения, используя различные здоровьесберегающие технологии, которые с одной стороны являются составной частью образовательного процесса, а с другой условием обеспечивающего реализацию образовательных программ вдополнительном образовании.
Cоциальная значимость здоровья подростков обусловлена тем, что они представляют собой ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный, политический и культурный резерв общества.
Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии в дополнительном образовании.
Т.С. Бабченко
Педагог дополнительного образования
МБУДО «Юность» г. Белгород
И.С.Бут
Педагог-организатор
МБУДО «Юность» г. Белгород
Abstract: Every teacher, tries to solve the problem of preservation of health of pupils in the learning process using a variety of health saving technologies, which on the one hand are an integral part of the educational process, and another condition ensuring the implementation of educational programs.
Key words: health-saving technology, constructive work...
Аннотация: Каждый педагог, пытается решить проблему сохранения здоровья учащихся в процессе обучения, используя различные здоровьесберегающие технологии, которые с одной стороны являются составной частью образовательного процесса, а с другой условием обеспечивающего реализацию образовательных программ.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, конструктивная деятельность…
Cоциальная значимость здоровья подростков обусловлена тем, что они представляют собой ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный, политический и культурный резерв общества.
Глубокие социально-экономические потрясения последних десятилетий оказались драматичными для здоровья подростков. По последствиям рискованного поведения наши подростки догоняют и даже опережают своих сверстников за рубежом. Сохранение здоровья подростков следует сегодня рассматривать как фактор национальной безопасности и стратегическую цель отечественного здравоохранения [7;5]. Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья человека стала предметом пристального внимания науки и практики, не случайно так много специалистов разных профессий занялись поиском и разработкой путей её решения. Задача педагогов научить ребенка с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Существует множество определений здоровья. В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это состояние физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье — состояние органов и систем органов, жизненных функций организма.
Психологическое здоровье – динамическое состояние внутреннего благополу
чия (согласованности) личности.
Социальное здоровье – система мотивов и це
нностей, регулирующих поведение
[
8
].
По этим определениям можно вывести общую «теорию здоровья», претендующую на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека.
В соответствии с концепцией развития образования Белгородской области, целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное и разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. При грамотной организации учебного воспитательного процесса хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного развития личности ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Для этого нужно сформировать у детей знания, умения и навыки, необходимые для укрепления собственного здоровья; привить культуру тела и устойчивый интерес к двигательной деятельности. В формировании эстетической и художественной культуры подрастающего поколения важная роль отводится хореографическому искусству, которое в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности [4;33].
Каждый педагог, пытается решить проблему сохранения здоровья учащихся в процессе обучения, используя различные здоровьесберегающие технологии, которые с одной стороны являются составной частью образовательного процесса, а с другой условием обеспечивающего реализацию образовательных программ.
На примере детское объединение «Карамельки» рассмотрим принципы здоровье сберегающих технологий. Коллектив появилась в марте 2010 года в городе Белгороде на базе МБУДО «Юность». Сегодня коллектив - многократный лауреат международных и всероссийских конкурсов и фестивалей. Ребята, которые пришли в коллектив с разным уровнем хореографической подготовки за время обучения повысили свое исполнительское мастерство. Педагог представляет нормы поведения, которые позволяют без ущерба для здоровья обеспечить высокое качество обучения, воспитания и развития, давать конкретные рекомендации по сбережению индивидуального здоровья (техника безопасности), направлять на ведение здорового образа жизни.
Основные направления обучения: ритмика, эстрадная хореография, стилизация народных танцев, основы классического танца, актерское мастерство и акробатика. Обучение в объединении проводится по авторской образовательной программе «Карамельки». Занятия базируются на изучении от простого к сложному, от самовыражения себя до участия в общем танцевальном коллективе. Применение игровых технологий на занятиях в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий, укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность.
В программу обучения входят: партерная гимнастика, постановка рук, растяжка, прыжки (развитие прыгучести, легкости и выносливости), вращения (техника и тренинг всех возможных танцевальных вращений: пируэты, спиральный поворот и т.д.).
Объем учебной нагрузки, сложность материала соответствовать возрасту обучающихся.
Занятия проводятся по общей физической и специфической подготовке: классическая, танцевальная; танцевальная практика; технико-тактическая подготовка, реализуемая посредством обучения базовой технике танцевания и тактике выступления на соревнованиях, а так же психология танцевального спорта. Каждое занятие начинается с 10 – 15 минутного комплекса упражнений, которые позволят привести двигательный аппарат в «рабочее» состояние. В комплекс входят упражнения для разогрева голеностопа, коленного и тазобедренного суставов. Это могут быть различные варианты бега, подскоков, небольших прыжков. Выполняются упражнения, заимствованные из классического или джаз – модерн танца; для разогрева отдельных мышц ног, так же статическое напряжение икроножной, четырёхглавой, внутренних паховых и других мышц ног; общеразогревающие аэробные упражнения.
Летом проходит учебно-тренировочный сбор, на котором педагог детского объединения создает оптимальные условия для усиленной подготовки воспитанников к соревнованиям и закрепляется эмоционально — психологический климат в коллективе. Дети постепенно начинают осознавать и контролировать свои эмоции, ориентируясь на реакцию педагога и родителей. Внимательный педагог-хореограф замечает существенные изменения в эмоциональной жизни своих учеников. Важно, чтобы преподаватель создал приятную психологическую атмосферу на занятиях для выражения положительных эмоций детей, как это происходит на занятиях в нашем детском объединении «Карамельки». Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым располагает педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Особое значение имеет психологический комфорт в детском коллективе. Начнем с танцевального класса:
«
Т
ерритория доброты
»
-
ласковое, дружеское, заботливое отношение
в колл
е
ктиве
.
Развитие социально значимых мотивов поведения, выражающихся в желании понять другого человека, помочь, уступить, проявить внимание и заботу о слабом, обиженном,
больном, пожилом человеке; доб
рожелательно, с особым вниманием общаться с новым ребенком в
коллективе
.
«
Территория успешности
»
-
состоит в стремлении и готовности находить поводы и причины восхищаться чем-то в других людях (и в себе самих!), искренне находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения.
«Территория радости» - это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным
здоровьесберегающим
результатом, но и замечательная психолого-педагогическая программа воспитания.
Поведение педагога еще один весомый фактор, оказывающий влияние на психологический комфорт коллектива.
Законы этики педагога:
Относитесь к ученику с уважением, любовью, добротой.
Не позволяйте себе резкие, безапелляционные суждения.
Будьте тактичны, никогда не подчёркивайте своего превосходства как в общении с учеником, так и со своими коллегами.
Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям.
Умейте щадить самолюбие и достоинство других людей.
Стремитесь к тому, чтобы родители учеников были вашими единомышленниками.
Ничего не начинайте в гневе.
В любой жизненной ситуации помните: вы – педагог, с вас строже спрос за поведение и образ мыслей.
Помните золотое правило этики: относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам
[8]
.
Результат доброжелательных, доверительных отношений в условиях психологической комфортности: для ребёнка – это выравнивание личности, сохранение психического здоровья; для педагога – удовлетворённость, видимый результат в лице счастливых и благодарных воспитанников [5;15].
Контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся проводится с помощью, тестирования, медицинских справок и мониторинга опираясь на который, вносятся необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий. Таким образом, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; формируются положительные мотивации у педагогов и родителей обучающихся.
Большая роль в жизни объединения отводится налаженной работе родительского комитета, который является главным помощником во всех начинаниях педагога.
Детское объединение «Карамельки» - это содружество детей, родителей педагога и администрации учреждения. Благодаря верности и преданности своему делу всей команды коллектива, творческая жизнь объединения продолжается и воплощается в новых хореографических постановках, которые обязательно будут! Помимо творческой задачи детское объединение «Карамельки» всегда решало и решает определённую социальную задачу, не только вырабатывая в детях необходимые личные качества, гармонично развивая духовно и физически, но и отвлекая ребят от "улицы", где сегодня особенно много соблазнов, часто опасных, иногда преступных.
Цель применения здоровьесберегающих технологий в том, чтобы обеспечить ребенку высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитав у него культуру здоровья. Здоровьесозидающие технологии не являются альтернативой всем другим педагогическим технологиям. Главное их отличие в том, что они реализуют приоритет заботы о здоровье обучающихся и педагогов в конструктивной деятельности.
Литература:
Ахутина
Т.В.
Здоровьесберегающие
технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2000. – Т. 7. – № 2. – С. 21-28.
Борисов А. А. Реализация
здоровьеформирующих
образовательных технологий в области педагог
и-
ческого
образования. / А.А. Борисов, Л.И.
Сыромятникова
. Л.П. Борисова // Молодой ученый. – 2012. – № 6. – С. 375-377.
Георгиевский А.Ф. Формирование у школьников здорового образа жизни // Вестник Университета Российской Академии Образования. – 2009. – № 2. – С. 61-64.
Маджуга
А.Г.
Здоровьетворящее
образование: теория, методология, практика: монография / А.Г.
Маджуга
. – Уфа: РИО РУНМЦ, 2010. – 300 с. 3.
Кукушин
В.С. Основы школьной
валеологии
. – Ростов н
/Д
: Изд-во РГПУ, 1995.
Леванова
Е.А. Технологии
здоровьесбережения
в образовании: учеб
.-
метод. пособие / Е.А
Леванова
, В.А. Плешаков, Т.В. Пушкарева и др. – М.: МОСПИ– МПГУ, 2008. – 150 с.
Газета «Новости медицины и фармации» 7 (538) 2015,
Пархоменко Л.К. — зав. кафедрой подростковой медицины, пр
офессор, д.м.н.;
Страшок
Л.А.
Устав от 22 июля 1946 г. "Устав (Кон
ституция) Всемирной организации
здравоохранения"
http://pravo.levonevsky.org/bazaby/mdogov/megd4944.htm
«Создание психологического комфорта в детском коллективе»
.О
публиковано 16.11.2013 - 20:52 -
Мармышова Елена Викторовна
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/11/16/sozdanie-psikhologicheskogo-komforta-v-detskom-kollektive