Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста".. Работа №321427

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

 

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в детском саду.

 

Работа:

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

 

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

 

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в детском саду.

 

Цели,  задачи и виды прогулок

         Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности  функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки:

·       оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;

·       способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;

·       оптимизировать двигательную активность детей;

·       способствовать  познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

 

         Виды  прогулки (по месту проведения):

u на участке детского сада;

u пешеходные прогулки за пределы участка  детского сада (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);

Виды прогулок (по содержанию):

u традиционная;

u тематическая;

u целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада);

u экскурсия (проводится систематически со средней группы  не менее 1 раза в месяц);

u поход, пеший переход, туристический поход (с детьми старшего дошкольного возраста).

 

Требования к оборудованию и санитарному содержанию

участка детского сада для проведения прогулок.

На участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы.

Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. 

Уборка участка проводится утром до прихода детей и по мере загрязнения территории.

При сухой и жаркой погоде необходимо производить полив участка, песка  не менее 2-х раз в день.

В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).

 

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

         Перед выходом детей на прогулку необходимо осматривать территорию участка на предмет  соответствия  требованиям безопасности.

Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает старшая медсестра и заместитель заведующего по ВМР.

Перед выходом на прогулку работники детского сада, занятые одеванием детей, должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.

При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал детского сада для оказания первой медицинской помощи. Организовать доставку ребёнка в травмпункт.

              В процессе прогулки воспитатель должен обучать  детей навыкам безопасного поведения,  правилам безопасного обращения с различными предметами.

              При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизиологические особенности детей данного возраста, площадь прогулочного дворика.

Запрещается:

-       оставлять детей одних, без присмотра работников детского сада;

-       использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

 

 

            Требования к подготовке и возвращению с  прогулки.

Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку  носа,  посещение туалетной комнаты.

Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:  

-       воспитатель выводит в раздевалку одеваться первую подгруппу детей. В эту подгруппу следует включать медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

-       помощник воспитателя  проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в раздевалку;

-       воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а  помощник воспитателя  заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

-       в помощь при одевании в каждую группу  раннего  и  младшего дошкольного возраста  закрепляются  сотрудники из числа рабочего персонала детского сада;

-       детей с ослабленным здоровьем  рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить  с прогулки с первой подгруппой.

Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться порядка одевания:  в начале  дети одевают колготки,  затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю очередь шапки,  верхнюю одежду и шарф.

Возвращаются дети с прогулки также по подгруппам. Помощник воспитателя забирает с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10—15 минут с воспитателем.

Помощник воспитателя помогает детям развязать шарф, расстегнуть и снять верхнюю  одежду, сложить одежду в шкафчик. Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

Раздевшись, дети  спокойно идут в группу и играют.

В летний период после возвращения  детей с прогулки   необходимо организовать  гигиеническую процедуру – мытьё ног.

 

Требования к одежде детей:

-                  в любое время года одежда и обувь должна соответствовать погоде на данный момент и не должна перегревать или переохлаждать детей;

-                  при колебаниях температуры от +3 до -3°С и слабом ветре одежда детей должна состоять из трех слоев, включая белье. Верхняя одежда состоит из утепленной куртки, брюк или гамаш; на ногах утепленные ботинки;

-                  при температуре от -4 до -10°С детям надевают зимнюю куртку или пуховик при трех  слоях одежды.

-                  при более низких температурах рекомендуется увеличивать количество слоев одежды до четырех или пяти в зависимости от теплозащитных свойств верхней одежды.  

-                  в летний период во избежание перегрева детям обязательно надевают легкие головные уборы.

Порядок хранения одежды в шкафчике:  на верхнюю полку кладется  шарф, шапка. Кофта, гамаши, колготки – на вторую полку или в кармашки, тёплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок.  Рукавички на резинке  должны быть продернуты через рукава  и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут  носки

 

Требования к содержанию прогулок на участке Учреждения.

      Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:

-  наблюдение

Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями.

Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

При планировании наблюдений воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей к наблюдению  (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).  

Виды наблюдения:

Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.)

Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

 

-   двигательная активность

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

            В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:

-        подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке: в младшей группе – 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин,  в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин. На вечерней прогулке: в младшей и в средней группах – 10-15 мин,  в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин. Подвижные игры можно дополнять или заменять, спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований.

К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, на велосипедах, самокатах.

К спортивным играм относятся: городки,  баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол.

-       организацию самостоятельной двигательной активности. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды;

-       индивидуальные задания (в соответствие с календарным планированием).

В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Всё это необходимо продумывать воспитателю перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.

Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере их дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги.

Особенности организации двигательной активности на прогулке в зимний период:

-       в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание содействует формированию у детей умения правильно  дышать, предупреждает заболевания носоглотки;

-       при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого-либо текста.

-       Дидактические игры и упражнения

Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

Каждая дидактическая игра состоит из:

-       дидактической задачи,

-       содержания,

-       правил,

-       игровых ситуаций.

При использовании д/игры воспитатель должен следовать следующим педагогическим принципам:

-       опираться на уже имеющиеся у детей знания;

-       задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;

-       постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

-       конкретно и четко объяснять правила;

 

Виды дидактических игр:

-       Игры с предметами (игрушками или природным материалом),

-       Словесные игры.

Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

 

-  индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников

            В соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. С этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование.

 

-  трудовые поручения

                        Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-10 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

Индивидуальные трудовые поручения;

Работа в группах;

Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания — последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

     Воспитатель привлекает детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки, уход за растениями и т.д.

            В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.

 

-  самостоятельная деятельность детей

            Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль  за деятельностью детей на протяжении всей прогулки.

Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

 

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки  проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Содержание прогулок определяется программой и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.

 

 

Требования к организации прогулки в помещениях учреждения

 в  дни отмены прогулки на улице.

В зимний период, в дни сокращения времени или отмены прогулок на свежем воздухе необходимо компенсировать недостаток двигательной активности детей хорошо продуманной организацией динамической (двигательной) прогулки в помещениях детского сада.

 

 

Таким образом, правильно организованная  и продуманная прогулка помогает осуществлять задачи всестороннего развития детей и сохранения жизни и здоровья дошкольников.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×