«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев. [1]
Методологической основой мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности было выбрана концепция международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), целью которого является оценка подготовки 15-летних учащихся по шести направлениям, одним из которых является математика. Оценка математической подготовки 15-летних учащихся в исследовании PISA основана на следующем определении математической грамотности: «Математическая грамотность — это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира». [2]
Формирование функциональной математической грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке. Ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность.
Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с учащимися предполагает работу применения новых знаний, нового способа по выработанному алгоритму. Для этого учитель предлагает ученикам решить ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев. [1]
Методологической основой мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности было выбрана концепция международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), целью которого является оценка подготовки 15-летних учащихся по шести направлениям, одним из которых является математика. Оценка математической подготовки 15-летних учащихся в исследовании PISA основана на следующем определении математической грамотности: «Математическая грамотность — это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира». [2]
Формирование функциональной математической грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке. Ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность.
Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с учащимися предполагает работу применения новых знаний, нового способа по выработанному алгоритму. Для этого учитель предлагает ученикам решить ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа.
Типы задач:
Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, сконструировать способ решения.
Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.
Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.
Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст. [3]
В этом учебном году учителями МО естественно-математического цикла было запланировано и проведено заседание по теме «Формирование и развитие функциональной грамотности школьника как один из способов повышения качества обучения». Были прослушаны доклады и даны открытые уроки по данной теме. При планировании и проведении уроков учителями МО были использованы современные образовательные технологии.
Мною был проведен урок обобщения и систематизации знаний по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» с применением технологии критического мышления, которая развивают умение работать с информацией, логическое мышление, учит решать проблемы, приводить аргументы, работать в группе, самообучаться. При использовании технологии критического мышления учащемуся принадлежит главная роль, учителю роль помощника – консультанта.
На первом этапе «Вызов» учениками был применен прием «ЗХУ». Знаем - определение арифметической и геометрической прогрессии; формулы n – го членов и суммы первых n членов А.П. и Г.П., умеем решать стандартные задачи на применение данных формул. Хотим узнать - как применяются данные формулы при решении задач с практическим содержанием. Узнали – заполняют ученики в конце урока. Также учениками была показана небольшая работа, выполненная дома, по поиску информации «Прогрессии вокруг нас».
На этапе «Осмысление» была проведена групповая работа. Ученикам было предложено решить задачу Клиент взял в банке кредит в размере 50000 рублей на 5 лет под 20% годовых. Какую сумму он должен вернуть в банк в конце срока, если условия погашения кредита таковы а) проценты возвращаются в банк ежегодно; б) весь кредит с процентами возвращается в банк в конце срока?
Первая группа выполняет - задание а, вторая группа – б. Ученики решают и делают вывод: какие условия погашения кредита выгодны для клиента.
Учитель предлагает решить обратную задачу. Допустим, что вы хотите положить в банк сумму в размере 50000 рублей. Есть два условия вклада: 1 вклад – простые проценты из расчета 40 % в год; 2 вклад – под сложные проценты из расчета 30 % в год. Мы хотим положить деньги на три года. Какой вклад будет наиболее выгодным? Ученики решают, сравнивают результаты и делают вывод.
Затем учитель меняет в условии задачи срок хранения на 5 лет. Ученики решают и делают вывод.
Для того чтобы, проверить умение использовать знания при решении практических задач, ученикам была предложена самостоятельная работа: решите три любые задачи (с последующей самопроверкой и анализом допущенных ошибок):
При проведении химического опыта реагент равномерно охлаждали на 7,5 °С в минуту. Найдите температуру реагента (в градусах Цельсия) спустя 6 минут после начала проведения опыта, если начальная температура составляла -8‚7 °С.
В течение 20 банковских дней акции компании дорожали ежедневно на одну и ту же сумму. Сколько стоила акция компании в последний день этого периода, если в 9-й день акция стоила 888 рублей, а в 13-й день — 940 рублей?
Рабочие прокладывают тоннель длиной 500м, ежедневно увеличивая норму прокладки на одно и то же число метров. Известно, что за первый день рабочие проложили 3 метра тоннеля. Определите, сколько метров тоннеля проложили рабочие в последний день, если вся работа была выполнена за 10 дней.
В ходе распада радиоактивного изотопа его масса уменьшается вдвое каждые 7 минут. В начальный момент масса изотопа составляла 160 мг. Найдите массу изотопа через 28 минут. Ответ дайте в миллиграммах.
В ходе биологического эксперимента в чашку с питательной средой поместили колонию микроорганизмов массой 18 мг. За каждые 20 минут масса колонии увеличивается в 3 раза. Найдите массу колонии микроорганизмов через 60 минут после начала эксперимента.
Задачи взяты из открытого банка заданий по подготовке к ОГЭ по данной теме (задания №14). Решение таких задач направлено на развитие математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности.
На этапе «Рефлексия» ученики вернулись к таблице и ответили на вопросы: что нового узнали, чему научились, достигли ли цели урока?
Вывод: формирование математической грамотности развивает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности.
Литература:
Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.:
Баласс
, 2003. С. 35
Рослова Л.О., Краснянская К.А.,
Квитко
Е.С. Концептуальные основы формирования
и оценки
математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 58–79
Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов /Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. – с 27
оf
. fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений. Банк открытых заданий.
hpps://oge.sdamgia.ru/Образовательный портал.