Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

ГУМАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?. Работа №212557

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В быстро меняющемся мире, в наше время в современном образовании необходимо обеспечить равновесный баланс интересов личности, общества, производства, государства, то есть именно тех заказчиков, которые определяют цели, содержание и результаты образовательного процесса. Сегодня обществу нужен человек-творец, умеющий самостоятельно и критически мыслить, способный видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Реализация модернизации образования требует от учителя перестройки методики преподавания, перехода на технологии развивающего обучения. Обучать в деятельности трудно, так как надо придумывать учебные проблемы, интерактивные задания, создавать парадоксальные ситуации, проводить интересные физические эксперименты, но в этом случае к занятиям будут подключаться не только «физики», но и «лирики». При традиционном обучении предмету эту группу детей (гуманитарного склада ума) всегда теряли на уроках физики.

Работа:

Пучкова Светлана Александровна,

учитель физики

хухой Пролетарский район Ростовская область

МБОУ Суховская СОШ

 

ГУМАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»:

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

В быстро меняющемся мире, в наше время в современном образовании необходимо обеспечить равновесный баланс интересов личности, общества, производства, государства, то есть именно тех заказчиков, которые определяют цели, содержание и результаты образовательного процесса. Сегодня обществу нужен человек-творец, умеющий самостоятельно и критически мыслить, способный видеть и творчески решать возникающие проблемы.

На сайте http://www.trizway.com/art/form/ Лаборатории образовательных технологий прочитала полезные и интересные статьи Анатоля Гина и многих его коллег по проблемам современного образования. Проблемы, которые возникают последнее время у учителей физики, не обошли стороной и меня. Из 46 обучающихся в 911 классах, где преподаю физику и астрономию, 2 ученика прекрасно владеют материалом, на достаточно высоком уровне, менее 15% усваивают его на приличном уровне. Остальные 85% оказывают пассивное сопротивление обучению данному предмету.

Реализация модернизации образования требует от учителя перестройки методики преподавания, перехода на технологии развивающего обучения. Обучать в деятельности трудно, так как надо придумывать учебные проблемы, интерактивные задания, создавать парадоксальные ситуации, проводить интересные физические эксперименты, но в этом случае к занятиям будут подключаться не только «физики», но и «лирики». При традиционном обучении предмету эту группу детей (гуманитарного склада ума) всегда теряли на уроках физики.

Моя цель как педагога, как учителя физики средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, делать открытия, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение. Это относится ко всем обучающимся, а не только к тем, кто стремится понять физику.

Осознание новых целей послужило мотивом для поиска путей достижения этих целей. Пришлось пересмотреть многое: начиная с содержания курса физики и анализа возможностей использования его для формирования ключевых компетенций учащихся, отбора наиболее оптимальных технологий обучения, выбора характера организации учебного процесса. Приходя на урок, хочется, чтобы ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали. Приняв как аксиому тезис «человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я стараюсь создать условия, при которых у учащихся появляются потребности «включения» в активный процесс познания. Мне удается этого достичь путем использования технологии проблемного обучения. Соблюдение принципов организации проблемного обучения позволяет мне достичь неплохих результатов. Эти результаты выражаются не столько в объеме полученных знаний, сколько в приобретении школьниками качеств, навыков, умений, способов мышления, познания, которые позволят им быть успешными в учебной деятельности, формируют потребность в познании, в общении. На уроках, построенных по технологии проблемного обучения, даже ученики, имеющие низкие учебные возможности, добиваются успеха. Усвоение материала происходит в основном на уроке, тем самым решается проблема перегрузки учащихся. Школьники активны в познавательной деятельности на всех этапах урока, а особенно при частично - поисковом и исследовательском методе решения учебной проблемы. Их я использую при организации лабораторно-практических занятий, обобщающих уроков, когда учащиеся имеют хорошую теоретическую базу и определенный уровень мировоззрения, что позволяет им увидеть проблему, выдвинуть гипотезы, поставить задачу и найти ее решение. Изучение нового, построенное с учетом цикла научного познания, помогает учащимся выделить структуру изучаемого явления, проследить логическую последовательность, составить опорный план ответа или конспект. Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности учащихся при решении исследовательских задач считаю индивидуальную и групповую работу. Такой подход обеспечивает индивидуальное развитие каждого учащегося, формирование межличностного интеллекта, а это в первую очередь означает высокое развитие коммуникативных компетенций. Самой интересной формой групповой деятельности является мозговой штурм. Во время этой работы мои ученики могут кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга. Используя различные методы решения учебной проблемы, я хочу выполнить в своей работе следующие задачи: обеспечить освоение учениками творческой деятельности – выполнение исследований, проведение экспертиз, составление прогнозов, опорных конспектов, разработку проектов, что формирует теоретическое мышление и технологическую культуру учащихся, создаёт условия для самовыражения, признания, самоутверждения каждого ученика как личности, формирует учебно-познавательные компетенции. 

Особенности современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом, а количество часов, отводимых на его изучение, уменьшается. Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить, то есть понять и принять. Достаточного времени на осмысление и закрепления материала практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает большие трудности и теряет интерес, как к процессу учения, так и к самому предмету. Для решения этой проблемы я использую учебно-методические комплекты для гуманитарных образовательных учреждений, учу детей технологиям познавательной деятельности: умению осваивать новые знания в любых формах и видах, а главное качественно обрабатывать получаемую ими информацию, применять её на практике при решении различных видов задач. 

Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу, является внедрение информационных средств в обучение, формирование у учащихся информационной компетенции. 

Осознавая важную роль информатизации образования, я применяю информационнокоммуникационные технологии в учебном процессе: организую, разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний; совместно с учащимися проводим некоторые виртуальные лабораторные работы и опыты; готовлю мультимедийные презентации и разработки для интерактивной доски по учебным блокам; использую готовые КИМы для объективной оценки универсальных учебных действий учащихся.  

Проведя уроки с использованием компьютерных мультимедийных курсов «Физикона», «Открытая физика», «Физика в картинках», «От плуга до лазера», я убедилась в том, что эти модели легко вписываются в урок. Они позволяют организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся, заинтересовать все категории обучающихся (от сильных до слабых). Этот комплекс отличается от большинства обучающих программ качественной графикой с элементами мультипликации, развитой системой накопления и анализа результатов обучения, в них практически не используются прямые вопросы-ответы, а преобладают задания, предполагающие активные действия учащихся. Это позволяет реализовать идеи развивающего обучения, существенно активизировать и индивидуализировать деятельность обучаемых по добыванию знаний, повысить интерес к изучению физики. 

В своей практической деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. Моя задача обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю учащимся организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам. Привлекаю таких учащихся для обучения других в качестве консультантов.

Чтобы привлечь всех детей к своему предмету, заинтересовать их, я применяю на своих уроках пословицы и поговорки (особенно их много для раздела «Молекулярная физика и термодинамика»), кроссворды и филворды (составляю сама по разным темам и разделам курса школьной физики), подбираю тексты из художественных произведений (по возрастным особенностям детей). Благодаря гуманизации предмета физика, я могу заинтересовать разные по уровню обучения и степени усвоения материала категории детей своими точными дисциплинами.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×