В статье рассматриваются основные особенности и преимущества зарубежных образовательных инициатив, их влияние на развитие образовательной инфраструктуры и потенциал для достижения широких социальных изменений через доступ к качественному образованию для медицинских работников противотуберкулезных медицинских организаций Республики Казахстан.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЛАТФОРМЫ МООК ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ
РАБОТНИКОВ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ МЕДИЦИНСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Рахманкулова Улбосын Онгарбековна
Ответственная медсестра стерилизационного отделения
Государственное коммунальное предприятие
на праве хозяйственного ведения
"Областной центр фтизиопульмонологии"
управления здравоохранения Туркестанской области
Республика Казахстан, город Шымкент
FOREIGN MOOC PLATFORMS FOR MEDICAL WORKERS OF
TUBERCULOSIS MEDICAL ORGANIZATIONS OF THE REPUBLIC OF
KAZAKHSTAN
Rahmankulova Ulbosyn Ongarbekovna
Responsible nurse of the sterilization department
The state municipal enterprise on the right of economic management
"Regional center of phthisiopulmonology"
of the health department of the Turkestan region
Republic of Kazakhstan, Shymkent city
Аннотация:
В статье рассматриваются основные особенности и
преимущества зарубежных образовательных инициатив, их влияние на
развитие образовательной инфраструктуры и потенциал для достижения
широких социальных изменений через доступ к качественному образованию
для медицинских работников противотуберкулезных медицинских организаций
Республики Казахстан.
Abstract:
The article examines the main features and advantages of foreign
educational initiatives, their impact on the development of educational infrastructure
and the potential to achieve broad social changes through access to quality education
for medical workers of tuberculosis medical organizations of the Republic of
Kazakhstan.
Ключевые слова:
МООК для медицинских работников; массовые
открытые онлайн-курсы; неформальное образование.
Keywords:
MOOCs for medical professionals; mass open online courses; non-
formal education.
Введение.
В сентябре 2023 года Республика Казахстан присоединилась к
Коалиции мировых лидеров по искоренению туберкулёза к 2030 году (ООН). В
настоящее время инфекционное заболевание туберкулез остается серьезной
проблемой общественного здравоохранения во всем мире. Хотя туберкулез
поддается профилактике и лечению, его сохранение, особенно среди уязвимых
групп населения подчеркивает необходимость постоянных образовательных
инициатив. В этом контексте современные образовательные инструменты,
такие как массовые открытые онлайн-курсы (MOOК) и неформальное
образование, играют ключевую роль в повышении осведомленности,
расширении знаний и формировании профилактического поведения среди
населения. В этой статье рассматривается потенциал MOOК и неформального
образования в борьбе с туберкулезом в Республике Казахстан с акцентом на
просвещение общественности в области здравоохранения и роль цифровых
технологий в распространении важной медицинской информации. Туберкулез
остается серьезной проблемой в Казахстане, несмотря на продолжающиеся
усилия по борьбе с этим заболеванием. По данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), Казахстан входит в число стран с высоким бременем
туберкулеза, от которого ежегодно страдают тысячи людей. В 2021 году в
Казахстане было зарегистрировано более шести тысяч новых случаев
заболевания туберкулезом, и, несмотря на общую тенденцию к снижению
заболеваемости, болезнь продолжает непропорционально сильно поражать
уязвимые группы населения, такие как дети, люди, проживающие в сельской
местности, и лица из более низкого социально-экономического положения.
К числу основных проблем, способствующих сохранению туберкулеза,
относятся:
- Ограниченная осведомленность и знания: Многие люди по-прежнему не
знают о симптомах, способах передачи и важности своевременной диагностики
и лечения.
- Стигма и дискриминация: Люди с диагнозом туберкулез часто
сталкиваются с социальной стигматизацией, что приводит к задержкам в
обращении за медицинской помощью.
- Доступ к здравоохранению: Несмотря на улучшения, медицинские
услуги в сельской местности по-прежнему ограничены, что может привести к
задержкам в диагностике и лечении.
Преимущества МООК для просвещения по вопросам туберкулеза.
- Широкий охват и доступность: MOOК позволяют любому, у кого есть
подключение к Интернету, получить доступ к учебным материалам. Это делает
их особенно полезными в сельских и отдаленных районах Казахстана, где
доступ к традиционным образовательным ресурсам может быть ограничен.
Люди могут посещать курсы в своем собственном темпе, что устраняет
временные и территориальные барьеры.
- Интерактивное обучение: MOOК часто включают в себя различные
интерактивные
инструменты,
включая
видеоролики,
викторины,
дискуссионные форумы и тематические исследования, которые могут помочь
усилить процесс обучения и вовлечь участников значимым образом. В целях
просвещения по вопросам туберкулеза эти инструменты могут быть
использованы для объяснения сложных медицинских концепций, обмена
примерами из реальной жизни и оценки понимания.
- Ориентация на разнообразную аудиторию: MOOК могут быть
адаптированы для различных аудиторий, включая студентов, медицинских
работников, родителей и общественных лидеров. Для удовлетворения
потребностей каждой группы могут быть разработаны специальные курсы -
например, кампании по повышению осведомленности общественности, более
специализированные курсы для медицинских работников или учебные
материалы, ориентированные на детей.
Привлекая большое количество людей, MOOК могут способствовать
формированию более широкой культуры профилактики. Примеры MOOК для
обучения туберкулезу в Казахстане. Несколько международных платформ,
таких как Coursera, «edX», и местных платформ, таких как "Enbek skills",
Открытый университет Казахстана и другие, являются платформами для
размещения МООК, но все же местные платформы не связаны с
информированием и профилактики различных болезней в том числе
туберкулеза. Здесь надо отдать должное платформе открытых курсов ВОЗ.
Такие платформы как "Enbek skills", Открытый университет Казахстана могут
быть расширены, чтобы предлагать специальные курсы, ориентированные на
информирование и осведомленность по таким темам как:
- Основы туберкулеза: симптомы, причины и пути передачи.
- Роль вакцинации (БЦЖ) в профилактике туберкулеза у детей.
- Как снизить стигматизацию и способствовать ранней диагностике и
лечению.
- Меры, которые отдельные лица могут предпринять для защиты себя и
своих семей. Кроме того, местные учреждения здравоохранения и
университеты могли бы сотрудничать с международными организациями в
разработке MOOК, которые учитывали бы специфические потребности
Казахстана, включая культурное отношение к туберкулезу и региональным
проблемам здравоохранения.
Зарубежные
платформы
МООК для
медицинских
работников
противотуберкулезных медицинских организаций РК. Среди множества
зарубежных платформ стоит отметить «Edraak», предлагающая курсы на
арабском языке, представляет собой важный инструмент для образовательного
развития в арабоязычном мире. «Edraak» - это некоммерческий портал
массовых открытых онлайн-курсов (MOOК), созданный королевой Иордании
Ранией аль-Абдаллой.[2] Платформа считается первой некоммерческой и
панарабской образовательной онлайн-платформой, которая предлагает
бесплатные курсы для учащихся по всему миру.[3] Платформа MOOК работает
в партнерстве с консорциумом Гарварда, Стэнфорда и Массачусетского
технологического института под названием «edX» и имеет штаб-квартиру в
Аммане. Среди арабских образовательных платформ стоит также выделить
«M3aarf» имеющую совместную интеграцию с Mindluster. «M3aarf» - это
онлайн-курсы, направленные на распространение знаний в сфере медицины,
информационных технологий и смежных областях. «Edraak» и курс «M3aarf»
оказывают заметное влияние на систему образования в арабских странах,
предоставляя доступ к качественным и современным образовательным
ресурсам. Эта инициатива способствует демократизации образования и
уменьшению образовательного разрыва между развитыми и развивающимися
странами.
Выводы.
Борьба с туберкулезом в Казахстане требует многогранного
подхода, а МООК и неформальное образование являются мощным средством
распространения информации и формирования профилактического поведения.
Используя широкий охват MOOК и вовлечение общественности в
неформальное образование, Казахстан может сделать население более
информированным и заботящимся о своем здоровье. Эти образовательные
инструменты, интегрированные с инициативами в области общественного
здравоохранения и поддерживаемые местными сообществами, могут сыграть
жизненно важную роль в снижении бремени туберкулеза и улучшении
показателей общественного здравоохранения по всей стране. МООК на таких
платформах как «M3aarf», «Edraak», «OpenWHO», представляет собой
значимый шаг в деле распространения современных знаний и навыков
доступных для иностранных слушателей. В будущем, такие образовательные
инициативы могут стать важным фактором в развитии технологий и науки в
регионе, способствуя экономическому росту и социальной стабильности. В
свете этих проблем санитарное просвещение населения играет важнейшую роль
в предотвращении распространения туберкулеза. МООК и неформальное
образование предлагают инновационные способы преодоления барьеров,
связанных с географическим доступом, стоимостью и традиционными
образовательными ограничениями. Массовые открытые онлайн-курсы - это
онлайн-курсы, разработанные таким образом, чтобы быть открытыми и
доступными для всех, независимо от местоположения или финансового
положения. Эти платформы предоставляют возможность большому количеству
людей получить доступ к высококачественному образовательному контенту
бесплатно или по низкой цене. В Республике Казахстан МООК для
медицинских работников могут революционизировать образование в области
общественного
здравоохранения,
предоставляя
легкодоступную,
увлекательную и актуальную информацию о туберкулезе.
Список литературы
1.
The U.S. Government and the World Health Organization". The Henry J.
Kaiser Family Foundation. 24 January 2019.
2.
https://www.»Edraak».org/ "
3.
Jump up to:a b Anid, Nada; Morrow, Monique J.; Cantileno, Laurie;
Zafar, Rahilla (9 September 2016). The Internet of Women: Accelerating Culture
Change. Stylus Publishing, LLC. ISBN 9788793609914.