Модель современной школы ориентирована на реальную жизнь, на проблемы города и страны. Всё содержание образования, разрабатываемое педагогическим коллективом, направлено на воспитание духовно-нравственной личности.
Главная цель образовательного процесса – духовно-нравственное становление личности ученика, патриота и гражданина, глубоко знающего культуру, традиции, историю своего Отечества, осознающего собственную ответственность за его будущее.
Важнейшее место занимает православная культура, включающая в себя духовные истоки народа, историю и традиции русской культуры.
Тема: Формирование духовно-нравственной личности школьника на уроках иностранного языка
Модель современной школы ориентирована на реальную жизнь, на проблемы города и страны. Всё содержание образования, разрабатываемое педагогическим коллективом школы, направлено на воспитание духовно-нравственной личности.
Анализируя современную социокультурную ситуацию, причины системного кризиса, постигшего все сферы жизнедеятельности общества России, мы видим в кризисе человеческой души, оторванной от своих духовных источников и национальных корней. Особой опасности подвергаются дети, не имеющие защиты от духовных подмен, от пошлости и грязи современной цивилизации. Поэтому назрела необходимость модернизация системы духовно-нравственного воспитания в исторических традициях культуры и государственности.
Главная цель образовательного процесса – духовно-нравственное становление личности ученика, патриота и гражданина, глубоко знающего культуру, традиции, историю своего Отечества, осознающего собственную ответственность за его будущее.
Средством формирования духовно-нравственной личности являются: духовно-нравственные ценности; культурно-исторические традиции народа; национальная образовательная среда, воспитывающая патриота и гражданина. Важнейшее место в проекте занимает православная культура, включающая в себя духовные истоки народа, историю и традиции русской культуры.
Интегрирующей основой является обогащение содержания обучения за счёт введения национального (этнического) компонента. Ядро национального компонента представлено в виде трёх составляющих: духовно-нравственного, православного компонента; этнического компонента; мирового культурного компонента.
Мировой культурный компонент (в контексте диалога культур) представлен через историю мировых религий, персоналии (вклад русских учёных, путешественников, писателей, художников в развитие мировой науки и культуры), персоналии мировой науки и культуры, культуру речевого общения на языке, православное краеведение на иностранном языке, страноведение и т.д.
Широко используемый культурологический материал расширяет кругозор учащихся, приобщает их к отечественным и мировым духовным и культурным ценностям, знакомит с православной культурой как основой нравственной культуры и духовности русского человека. Знакомство с фактами истории, традициями русской культуры создаёт условия для формирования гражданской позиции. «Проживание» православного календаря и памятных знаменательных дат Российской истории помогает осознать ценность национальной культуры и истории в диалоге с другими культурами. Погружение в русскую культуру и историю на всех ступенях обучения создаёт образовательную среду, способствующую нравственному самоопределению, национальной идентификации, гражданской активности.
Приобщение детей к истокам русской духовности, к национальной культуре, её традициям невозможно без включения школы в диалог культур. Поэтому не случайно в школе уделяется большое внимание изучению языков, поскольку языки выступают средством межкультурного общения, через язык мы познаём мир, национальную и мировую культуру народов.
Введение национального компонента меняет содержание образования. Содержание образования выстраивается в соответствии с тремя составляющими: федеральной, национально-региональной, школьной.
Изменение содержания образования требовало изменения всей образовательной системы. Главным в изменении образовательной системы было создание единого образовательного культурологического пространства за счёт введения национального компонента (содержательное изменение преподаваемых предметов) и интеграции основного и дополнительного образования.
Формирование ценностных ориентаций, способности к оценке и самооценке с точки зрения норм морали, этики, нравственности на уроках иностранного языка проходит в предметном и дополнительном материале.
Обучающиеся включаются в проектную деятельность по созданию дополнительного материала таких разделов учебной программы, как «Персоналии», «Страницы истории», «Традиции и праздники», «Моя страна» и т.д.
Саморазвитие ребёнка многомерно: это развитие в собственно антропологическом смысле; как человека, осмысляющего свою причастность к определённому сообществу: семья, народ, нация; как человека, принадлежащего миру.
На уровне формирования личности ученика диалогичность обеспечивает социальную значимость становления «внутреннего» человека, способного к духовной жизни и нравственной оценке.
На уровне профессиональной деятельности педагога социальная значимость подходов, используемых в образовательной практике школы, очевидна: это погружение детей в мир родного языка, истории, культуры, духовных ценностей, личная ответственность за духовно-нравственное становление личности ребёнка.
На уровне педагогического сообщества – обмен накопленным опытом, создание прецедента возвращения к духовно-нравственным ценностям как приоритетным в образовании.
На уровне взаимодействия с родителями – приобщение их к духовному миру ребёнка, знакомство с содержанием и принципами духовно-нравственного воспитания, включение в деятельную помощь школе.
На уровне общественных связей – связь с Русской Православной Церковью, с общественным движением «Самара Православная», с другими школами, культурно-просветительными учреждениями по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Изучение иностранных языков в нашей гимназии осуществляется в рамках национального образования. В содержании преподаваемых иностранных языков (английский, немецкий, французский) включается изучение географии России, истории, культуры и духовного опыта народа, достижений российской науки, православное краеведение. Одной из главных целей преподавания иностранных языков является умение донести до собеседника глубину и красоту нашей культуры, истории и духовного опыта, т.е. иностранные языки в школе не только средство бытового и делового общения, но и средство культурного собеседования.
Ожидаемым результатом разного рода деятельности является выпускник, обладающий духовно-нравственными ориентирами, способный к самооценке своих поступков с точки зрения православных норм, осознающий себя носителем культуры, умеющий отстаивать свою независимость и независимость своей страны, способный к диалогу культур, способный к саморазвитию и самовоспитанию.