Физическая культура в дошкольном возрасте играет не только важную роль в развитии двигательных навыков и укреплении здоровья, но и является мощным средством воспитания нравственных качеств. Спортивные игры, упражнения и физические занятия способствуют развитию таких важных черт, как честность, ответственность, умение сотрудничать, дисциплина и уважение к окружающим. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования этих качеств, так как дети активно воспринимают новые знания и учатся через взаимодействие с окружающим миром.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Пономарёва Наталья Васильевна, инструктор по физической культуре в детском саду
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 муниципального образования Усть - Лабинский район
Физическая культура в дошкольном возрасте играет не только важную роль в развитии двигательных навыков и укреплении здоровья, но и является мощным средством воспитания нравственных качеств. Спортивные игры, упражнения и физические занятия способствуют развитию таких важных черт, как честность, ответственность, умение сотрудничать, дисциплина и уважение к окружающим. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования этих качеств, так как дети активно воспринимают новые знания и учатся через взаимодействие с окружающим миром.
Одним из основных нравственных качеств, которое развивается через физическую культуру, является честность. В спортивных играх и соревнованиях дети учатся соблюдать правила, действовать справедливо и честно по отношению к другим участникам. Например, во время подвижных игр, таких как «Салки» или «Эстафеты», дети осознают, что следование правилам и честная игра важнее победы. Воспитатели могут акцентировать внимание на том, что соблюдение правил — это проявление уважения к другим игрокам и демонстрация честности.
Дисциплинированность — ещё одно важное нравственное качество, которое формируется через физическую культуру. Регулярные занятия физкультурой приучают детей к порядку, учат их соблюдать режим дня, выполнять упражнения последовательно и сосредоточенно. Важно, чтобы воспитатели показывали детям важность дисциплины, объясняя, что только регулярные и правильные занятия помогут достигнуть успеха. Например, выполнение утренней зарядки по определённому распорядку помогает детям осознать значение дисциплины и ответственности за своё здоровье.
Физическая культура также способствует формированию у детей умения сотрудничать и взаимодействовать с другими. Командные игры, такие как «Футбол», «Перетягивание каната» или «Командные эстафеты», учат детей работать вместе, договариваться, поддерживать друг друга. В этих играх дети осознают, что для достижения успеха необходимо учитывать интересы команды и уважать вклад каждого участника. Воспитатели могут акцентировать внимание на важности совместных усилий, объясняя детям, что только через сотрудничество можно достичь общей цели.
Уважение к окружающим — одно из ключевых нравственных качеств, которое развивается через физическую культуру. В играх и спортивных упражнениях дети учатся уважать своих партнёров по игре, прислушиваться к мнениям других и соблюдать общие правила. Важно, чтобы воспитатели объясняли детям, что уважение к соперникам и партнёрам по игре — это проявление культуры и этики. Например, при проведении соревнований можно обсуждать с детьми, как важно проявлять уважение к проигравшему и поддерживать тех, кто нуждается в помощи.
Ответственность — ещё одно нравственное качество, которое формируется через физическую культуру. В играх и занятиях дети учатся отвечать за свои действия, принимать решения и выполнять задания до конца. Воспитатели могут стимулировать у детей чувство ответственности за свою команду, за соблюдение правил или за выполнение заданий. Например, во время командных игр можно дать каждому ребёнку конкретную роль или задание, за которое он будет отвечать. Это учит детей брать на себя ответственность и осознавать, что их действия важны для общего успеха.
Эмоциональная устойчивость также формируется через физические занятия. В процессе игр и соревнований дети сталкиваются с успехами и неудачами, что учит их контролировать свои эмоции, справляться с трудностями и принимать поражения с достоинством. Важно, чтобы воспитатели поддерживали детей в эти моменты, объясняя им, что победа — это не главное, а важнее всего — участие и старание. Это помогает формировать у детей способность справляться с эмоциональными переживаниями и развивать стойкость характера.
В завершение можно отметить, что физическая культура в дошкольном возрасте является мощным средством для формирования нравственных качеств. Через спортивные игры, командные занятия и физические упражнения дети учатся честности, дисциплинированности, ответственности и уважению к другим. Воспитатели играют важную роль в этом процессе, направляя детей и помогая им развивать эти важные качества, которые станут основой для их дальнейшего нравственного развития.
Список литературы
Бедеева
Е.В., Пушкина Н.В. Формирование волевых качеств дошкольников в процессе физического воспитания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. №2 (218).
Очиров М.Н.,
Мендот
И.Э.
Духовно
-
нравственное
воспитание
дошкольников
средствами
физической
культуры
// Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки 2014/4. – С. 186-191.
Роль народных подвижных игр в формировании нравственных качеств дошкольников / М. М. Рындина, И. А.
Пикульникова
, М. А. Калинина [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 296-299.