Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани осуществления данного процесса в системе образования. Актуальность исследования обусловлена тем, что уровень развитости патриотизма у граждан любой страны имеет большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость воспитания указанного качества у подрастающего поколения.
Формирование патриотического сознания граждан справедливо рассматривается в качестве фактора единения нации, формирования национально-культурной идентичности на основе переосмысления историко-культурного прошлого и умения восстановить и развить то ценное, что было привнесено в социальную жизнь предыдущими поколениями.
Формирование гражданско-патриотической позиции детей дошкольного возраста, путем тесного сотрудничества семьи и детского сада.
М.А.Ульянина (Нижний Тагил)
e-mail: 49@detstvo-nt.ru
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани осуществления данного процесса в системе образования. Актуальность исследования обусловлена тем, что уровень развитости патриотизма у граждан любой страны имеет большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость воспитания указанного качества у подрастающего поколения.
Формирование патриотического сознания граждан справедливо рассматривается в качестве фактора единения нации, формирования национально-культурной идентичности на основе переосмысления историко-культурного прошлого и умения восстановить и развить то ценное, что было привнесено в социальную жизнь предыдущими поколениями.
В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года особое значение уделяется гражданскому и патриотическому воспитанию: формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию [3].
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования гражданско-патриотическое воспитание представлено в таких направлениях развития и образования детей, как «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Ученых на протяжении всей истории развития человечества интересовал вопрос обучения растущего поколения в духе любви к отчизне и преданности Отечеству как законопослушных граждан страны. Всегда знаменитые философы, преподаватели уделяли данному вопросу немаловажное внимание с древнейших времен. Наравне с иными общечеловеческими ценностями, выделены традиции, любовь к семье, к народу, к государству.
Патриотическое воспитание – это постепенное и неуклонное формирование у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине, постоянной готовности к защите. Это взаимодействие взрослого и ребенка в общении и совместной деятельности, направленное на формирование чувства любви к Родине, сопричастности к своей стране и своему народу, на приобщение к национальной культуре [4].
Патриотическое воспитание представляет собой организованную систематическую воспитательную и организаторскую работу, направленную на укрепление единства общества и государства [5].
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста является составной частью формирования патриотических убеждений, всесторонне развитой личности, важнейшей задачей образования по подготовке будущих граждан – патриотов.
Одной из основных задач современного образования было и будет воспитание ребенка. В современной России потребность воспитать гражданина – патриота достаточно велика. Такая потребность возникла в связи с тем, что обществу необходим гражданин, способный любить свою страну, свою Родину, мог отстоять свою гражданскую позицию, встать на защиту своей семьи и государства.
На сегодняшний день, у современного поколения достаточно размыто такое понятие, как «патриотизм». В связи с этим, возникает вопрос о важности патриотического воспитания, изменения подходов, методов и форм в системе развития.
Основными формами организации патриотической деятельности являются: патриотическая акция («Георгиевская ленточка», «Вахта памяти», «Бессмертный полк» и др.), патриотический форум (например, «Диалог поколений»), памятно-мемориальные мероприятия (митинг у памятников Победы, шествие и возложение цветов к Вечному огню, участие в Параде Победы и др.), выставочные проекты (фото-экспозиции, книжные экспозиции и др.), военно-спортивные состязания (Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»), работа в поисковых отрядах в рамках военно-археологической экспедиции, работа военно-патриотической организации на базе образовательного учреждения, правовые часы, показ военно-патриотических фильмов и др.
Необходимо формировать компоненты патриотизма через осмысление детьми старшего дошкольного возраста всего положительного, что было в прошлом; через привитие общечеловеческих норм нравственности; через воспитание Гражданина России; через художественную поэзию (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова), прозу (Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Шолохова, А. Твардовского и др.).
Понимание и выявление ребенком того или другого нравственного понятия (товарищ, друг, патриот и прочие) еще не всегда говорит о проявлении самого чувства. Только в поступках проявляется и формируется осознанность и действенность нравственных чувств.
А для того, чтобы полюбить свою Родину, нужно понять всю широту своего родного края, города, деревни, страны. Любить можно Россию, красивый город с его устоявшимися ценностями, а можно и любить цветущую возле реки черёмуху, журчание речки, тишину полей, красоту осеннего леса, родителей, которые проживают на этой территории. Главная цель патриотического воспитания - возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю.
Основным направлением патриотического воспитания в нашем детском учреждении является создание сферы деятельности, в которой происходит эмоциональное сближение детей на основе традиций народной педагогики, когда у детей формируются общие социальные эмоции и чувства, развивающиеся на основе взаимодействия с разными людьми, а именно, с ближайшими родственниками, с педагогами, с представителями общественных организаций, с интересными и знаменитыми людьми своего города и края.
В стандарте дошкольного образования ставится задача формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям. Поэтому главная задача нашего дошкольного учреждения – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. На наш взгляд, это возможно только совместными усилиями семьи и педагогов. Так, например, педагогический коллектив нашего учреждения для привлечения родителей как субъектов образовательного процесса использует в своей работе новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Говоря об инновационных технологиях в нравственно-патриотическом воспитании, прежде всего, хочу рассказать о тех, которые используем в своей работе чаще всего: это проектные технологии, музейная педагогика, тематические акции совместно с информационно-компьютерными технологиями.
Хотелось бы более подробно остановиться на использовании технологии проектирования, которая помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности там, где другим кажется обычным. Юному исследователю необходимо уметь задавать вопросы и увидеть неожиданное. Для успешного формирования исследовательского поведения ребенка необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребенка стремление к открытиям, но при этом не давали бы готовых образцов, решений, а активизировали бы самостоятельную познавательно-практическую деятельность. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данной работы. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам.
В нашем детском саду стало традицией совместно с семьями воспитанников проводить праздники «Колядки», «Масленица» и «Пасха». Также у нас происходит знакомство дошкольников с интересными людьми. Накануне традиционных праздников «День защитника Отечества», «День Победы» педагоги организуют встречи с ветеранами, с представителями военных профессий, с участниками локальных войн, на которых дошкольники знакомятся с одной из главных традиций нашего города – чтить память воинов. Чтобы дети осознанно воспринимали исторические события, происходящие общественные явления в нашем детском саду реализуется проекты «Праздник со слезами на глазах», «Это Родина моя», «Традиции моей семьи», «Урал – опорный край державы», «Славный город наш Тагил» и другие.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, проектов, методических рекомендаций и т. д.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: федеральный закон «об образовании в РФ» от 17 октября 2017 года, N 1155 г.Москва.
2. Абашина, В.В. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации [Текст] / Детский сад от А до Я – 2008. № 3, с. 20-30.
3. Богомягкова, Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ Вопросы дошкольной педагогики – 2017. №1, с. 19-23.
4. Коротаева, Е. В. Патриотическое воспитание дошкольников: к вопросу программного обеспечения / Е. В. Коротаева, С. С. Белоусова //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2017. – №. 2. – С. 142-149.
5. Уральская, Е.М. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в проектной деятельности [Текст]: В сборнике Нравственно-патриотическое воспитание детей и подростков в условиях современного образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2015, с. 183-188.