Сказка - эффективный способ воспитательно - образовательной работы с детьми. Сказки создают основу для получения новых знаний, воспитывают любовь.Они вводят ребенка в мир словесного искусства, показывая особенности сказки как жанра, вызывают общий интерес к книге. Работа со сказочным материалом способствует возрождению традиций семейного чтения. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого), формирует представления об общечеловеческих ценностях, о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека. В каждой природоведческой сказке заложена идея ответственности человека за сохранение природы, призыв к маленькому читателю беречь, защищать и изучать ее. Анализируя продукты детского творчества, можно установить рост креативности, улучшение речи детей. Научившись рассказывать и пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершает огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.
ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ. Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста.
В работе использую сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В. Бианки Б, К.И.Чуковского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.
Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий.
При выборе сказки природоведческого содержания педагог должен учитывать, какой познавательный материал в них заложен, вызовет ли он у ребенка интерес к наблюдениям, любознательность, заставит ли присматриваться к окружающей природе. Будет ли воздействовать на его чувства, можно ли его использовать в воспитательных целях.
Дети 5-и и 6-и летнего возраста имеются представление о добре и зле, о хорошем и плохом, но эти представления часто наивны, своеобразны. Примеры из детской литературы, помогут раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. При выборе сказок для чтения нужно остерегаться сюжетов, в которых запечатлелась романтизация воровства, хитрости, сказок, в которых звучит кощунственный смех над порядочностью, простодушием и святыней.
Использование в работе современных образовательных технологий:
- Здоровьесберегающие педагогические технологии.
- Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
- Технология исследовательской деятельности.
- Социально-ориентированные игровые технологии.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Компьютерные технологии.
- ТРИЗ и РТВ-технологии.
Направления в работе:
-Познавательно-речевое развитие
-Социально - личностное развитие
-Физическое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
Формы организации работы с детьми:
- Непосредственно образовательная деятельность.
- Совместная деятельность педагога с детьми.
- Самостоятельная игровая деятельность детей.
- Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
- Экскурсии, встречи с интересными людьми.
- Совместная деятельность родителей с детьми.
- Праздники, вечера развлечений, досуги, КВН-ы, выставки, фотоотчеты.
- Презентации.
Методы и приёмы используемые в работе со сказкой:
-универсальную методическую схему.
-беседы по сказкам .
- элементы ТРИЗ: Мозговой штурм, игровые задания. Методы: каталога, фокальных объектов, удачных вопросов; эмпатия.
- моделирование сказок
- элементы РТВ-технологии: коллаж из сказок, сказка продолжается, сказка по-новому, сказки к волшебным рисункам, семейная сказка, сказки презентации, творческие задания
- экспериментирование с предметами и материалами, кратковременные опыты
- исследовательская работа
- артикуляционная гимнастика
- мимические упражнения
- пантомима
- элементы театрализованной деятельности
- сюжетно-ролевые игры
- нетрадиционные приёмы рисования: кляксография, пальцеграфия, коллаж, рисование по-сырому, волшебный рисунок, рисование «тычком», рисование ладошками, ножками .
- дидактические игры
- художественное слово - загадки, пословицы, поговорки, стихи
- физкультурные паузы, физкультминутки
- динамические паузы под ритмическую музыку
- психологические тренинги
- пальчиковые игры
- стихи – основы для проведения пальчиковой гимнастики
- «юмористические паузы» (небылицы, перевертыши, присказки, повторы из сказок)
- вопросы, поискового характера
- проблемно - игровые ситуации
- мнемотаблицы
- включение в непосредственно образовательную деятельность продуктивных видов деятельности
(изготовление поделок, рисование отдельных предметов, упоминаемых в сказке).
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности, как качества личности у дошкольников. Учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.