Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Классика и современность. Роль искусства в воспитании детей. Работа №319890

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Приобщение к классической культуре. Приобщение к классической музыкальной культуре очень важно для художественного воспитания личности. Но для человека, не имеющего музыкальной подготовки, трудно осмыслить слышимое произведение. В этом случае наиболее доступным и понятным элементом может стать литературное слово, так как почти любое произведение имеет либо слова, либо обозначенную программу. В остальных произведениях используется музыкальный язык, который образовался в процессе становления жанров «музыка со словом». 

Музыкальное искусство на протяжении всей истории развития существенно меняло свой облик. Его развитие происходило под влиянием различных факторов: исторические события, народные традиции, влияние других видов искусства. Наибольшее влияние на формирование музыкального искусства оказало искусство слова. 

 

Работа:

 

 

Приобщение к классической музыкальной культуре очень важно для художественного воспитания личности. Но для человека, не имеющего музыкальной подготовки, трудно осмыслить слышимое произведение. В этом случае наиболее доступным и понятным элементом может стать литературное слово, так как почти любое произведение имеет либо слова, либо обозначенную программу. В остальных произведениях используется музыкальный язык, который образовался в процессе становления жанров «музыка со словом».

Музыкальное искусство на протяжении всей истории развития существенно меняло свой облик. Его развитие происходило под влиянием различных факторов: исторические события, народные традиции, влияние других видов искусства. Наибольшее влияние на формирование музыкального искусства оказало искусство слова.

Слово и музыка произошли от одного корня. Например, в искусстве Античной Греции зародились выразительное слово и пение, и они были неразделимы. Проследим те периоды, которые проходили под непосредственным влиянием искусства слова.

Наибольший интерес в этом смысле представляет музыкальное искусство эпохи Барокко. Господствующей тенденцией в культуре этой эпохи было стремление к соединению различных видов искусства и нарушению границ между ними. Основное место занимало ораторское искусство – риторика. Почвой для его процветания служило обращение к разуму и эмоциям человека. Другие виды искусства, особенно музыка и живопись, рассматривались в прямой аналогии к искусству слова. Понятия и принципы искусства слова переносились во все остальные виды искусства. Музыка была осознана как язык, прямо аналогичный ораторскому.

Теория 17 века предписывала строгое следование музыки за словесным текстом. Поиски смысловой определенности музыкального языка привели к появлению целой системы музыкально-риторических фигур. Композитор не был полностью свободен в выборе музыкальных средств для своего высказывания. За каждым словом были закреплены определенные музыкально-выразительные средства. Наиболее наглядно принципы эпохи господства риторики можно проследить на примере расшифровки музыкального языка И.С.Баха с помощью его же вокально-хоровых произведений. Ключом к разгадке стали именно словесные тексты. В музыкально-риторических фигурах можно встретить прототипы выразительных и изобразительных приемов , которые стали привычными в музыке последующих эпох.

В эпоху Классицизма утвердились особые выразительные приемы в оперном жанре для изображения разных типов персонажей. Эти характеристики, отшлифованные композиторами на протяжении столетия, достигли такой степени образной точности, что стали легко узнаваемы и без слов. Постепенно композиторы стали их использовать и в других жанрах, что дало импульс к развитию инструментальной музыки. Поэтому мы сравниваем сонаты и симфонии Моцарта с его же вокально-хоровыми произведениями, используя их как ключ для чтения образного содержания инструментальной музыки.

В эпоху Романтизма композиторы стремились к проявлению индивидуальности и вводили в свои произведения принципы программности. Эта эпоха стала почвой для расцвета жанра камерной вокальной миниатюры. Главенствуют два источника художественных ценностей: внутренний мир человеческой души и народная национальная культура. В середине 19 века музыканты впервые обратили внимание на звуковую форму естественного слова. Композиторы прислушались к звучанию слова, пробуя использовать его как выразительное средство. Первым композитором, который начал использовать в творчестве слово как носителя музыкальных свойств, стал М.Мусоргский. Он старался уловить звуковую высоту человеческого слова и записать ее нотами. «Звуки человеческой речи должны стать мелодией» - вот основа эстетики композитора.

На рубеже 19 и 20 вв. появилось сразу несколько направлений в науке и искусстве, продолживших идеи М.Мусоргского. Этот период был обусловлен наблюдениями за естественной речью. Слово в понимании композиторов этой эпохи предстает как звучащий комплекс. Яркий представитель этой эпохи – А.Шенберг. В его произведении «Лунный Пьеро» выразительные возможности вокальной партии представлены полным спектром человеческого голоса. Композитор использует не только «вид разговора», допускающий значительные градации голоса, но и «проинтонации» языка – крики, резкие перепады звучности, широкие скачки. Необходимость передачи музыкальными средствами звучания естественного голоса привела к появлению новой техники композиторского письма – речевое пение. Эта техника точно воспроизводит свойство речевого тона, которое меняется в различных аффектных состояниях, в эмоционально-взволнованной речи. Возможность передачи естественного звучания человеческого голоса открыла новый путь для создания остро-реалистичного художественного образа.

Переключение внимания композиторов от значения речевого слова к его звучанию было подготовлено и композиторами, и поэтами. Введение в музыкальное произведение словесного текста, определения смысло- или звукообразующих свойств станут главным ориентиром для композитора.

На примере развития музыкального искусства можно видеть, как проходил процесс раскрытия образно-выразительного потенциала музыкальной интонации. Понимание музыки через осмысление словесного текста может стать важным средством художественного воспитания человека.

Учитывая вызовы сегодняшнего дня, актуальным становятся вопросы сохранения культурного наследия. Мы тщательно оберегаем традиции, ведь сила традиции и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×