Социальный педагог в своей профессиональной деятельности имеет дело с детьми в процессе их развития, воспитания, социального становления. В центре внимания социального педагога в техникуме находится социализация студента, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений. Для этого социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся. Один из важных аспектов работы - создание психологического комфорта. Статья раскрывает важность его создания у студентов способы снятия напряжения в процессе проведения занятий.
Комфортное обучение – качественное обучение.
Клименкова Анастасия Игоревна
Социальный педагог в своей профессиональной деятельности имеет дело с детьми в процессе их развития, воспитания, социального становления. В центре внимания социального педагога в техникуме находится социализация студента, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений. Для этого социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся, при этом он выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности, по охране жизни и здоровья обучающихся, создает психологический комфорт.
Психологический комфорт — условия жизни, при которых обучающийся чувствует себя спокойно, у него не возникает необходимости защищаться и занимать «оборонительную позицию» при взаимодействии с социальным педагогом, преподавателями и другими студентами. Психологически комфортная атмосфера выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности, на фоне которой обучающийся раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с окружающими (в первую очередь с педагогом), что является, важным моментом в творческой работе.
Задача педагога — создать для обучающихся такое психологическое пространство в группе (в образовательном учреждении), чтобы в нем было хорошо каждому. Главный критерий такого пространства - психологический комфорт атмосферы, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, поскольку в этой атмосфере исчезают барьеры, снимается психологическая защита, а энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а непосредственно на учебную, воспитательную, творческую деятельность.
Атмосферу доброжелательности и сотрудничества на занятиях и в личных беседах со студентом можно создавать с помощью следующих установок:
снятие страха (использование фраз «Ничего страшного» или «С этой задачей ты сможешь справиться, если…»);
педагогическое внушение («Я знаю, ты это
можешь
/умеешь»);
авансирование («У тебя получится, так как…»);
усиление мотива («Нам это очень нужно сделать …»);
оценка детали («У тебя отлично получается!
Продолжай в том же духе!»).
Основополагающее значение имеет степень взаимодействия студента и педагога. Оно напрямую влияет на результативность проведения занятий и личных бесед.
Индивидуальный подход к студенту на занятиях и в личных беседах является одним из важных условий при создании психологически комфортной атмосферы в группе и в образовательном учреждении в целом.
Психологически комфортная атмосфера — это снятие страха перед учебными и воспитательными занятиями, а также неуверенности в общении с преподавателями или сверстниками, развитие осознания студентом его собственной личностной значимости, наполнение смыслом работы.
Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что для создания психологически-комфортной атмосферы в группе педагог не должен пытаться за каждым отрицательным поступком обучающегося видеть только отрицательные мотивы.
Предусмотрительность и корректность поведения педагога на уроке заметно снижают напряжение в общении. Вместе с тем, педагогу необходимо тщательно готовиться ко встрече со студентами, к занятиям, не допускать даже малейшей некомпетентности, и тогда совместная деятельность педагога и студента будет работать на сближение, повышая авторитет преподавателя.
Я стараюсь на каждом занятии (при личных беседах) создать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для обучающихся. Также я осуществляю первичную профилактику поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики). Периодически провожу индивидуальные или групповые беседы о вреде курения, алкоголя и наркотиков. При необходимости организую собрания по указанной теме. (Приложение 1).
При проведении занятий или бесед я нередко ввожу элементы мотивации к здоровому образу жизни, культуру здоровья, питания. Это направление реализуется путем проведения различных игр, мероприятий на свежем воздухе, бесед на тему «ЗОЖ» и т.д. (Приложение 2).
Приложение 1
Родительское собрание о вреде курения
Цели:
привлечь внимание студентов и родителей к проблеме курения;
повысить стремление
обучающихся
жить без вредной привычки;
повысить стремление к психическому, нравственному и физическому совершенству.
Задачи:
убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения детей;
предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме курения.
Форма проведения: собрание-практикум.
Участники: родители и обучающиеся двух-трех групп, куратор, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе.
Подготовительный этап.
Приглашение родителей за 1-2 недели до проведения собрания.
Подготовка и проведение анкетирования детей и родителей (Приложение
А
, Б).
Сбор и анализ информации по теме собрания.
Написание учащимися сочинений, создание презентаций по теме собрания.
Совместная с детьми подготовка родительского практикума.
Предварительная подготовка:
Оформление помещения, оборудование и инвентарь.
Расстановка столов для работы в группах.
Запись на классной доске темы собрания.
Развешивание плакатов, коллажей, выполненных
обучающимися
.
На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки, цветные маркеры и фломастеры; цветные кружки для выражения настроения участников после окончания собрания.
Ход собрания
Вступительное слово социального педагога.
Уважаемые родители! Сегодня нам предстоит обсудить одну из сложнейших проблем человечества – проблему курения. Ее актуальность понятна многим. К сожалению, курящих подростков мы видим все чаще и чаще, а число начинающих курить девушек увеличивается в геометрической прогрессии. Эта проблема решается во всем мире по-разному. Кто-то идет по пути запретов, кто- то проводит серьезную профилактическую работу, прежде всего с молодежью и подростками. О каких-либо достижениях в борьбе с курением говорить пока рано. Но и не говорить, замалчивая эту серьезную проблему, - тоже путь ошибочный.
Социальный педагог зачитывает выдержки из сочинений обучающихся (наиболее характерные, анонимно).
Итак, как помочь детям понять всю опасность табакокурения и его последствий? Как обратить их взоры от сигареты к полезным привычкам? На эти вопросы нам поможет найти ответы наш сегодняшний гость, врач (социальный педагог представляет родителя-медика, готового выступить по этой теме).
Анализ предварительной работы по подготовке собрания.
Социальный педагог. Давайте обратимся к полученным в ходе анкетирования данным по группам (анонимно).
А теперь послушаем специалиста, хорошо знающего, к каким последствиям приводит табакокурение. Слово медицинскому работнику.
Объединяя усилия всего человечества в борьбе с табаком, Всемирная организация здравоохранения уже на протяжении многих лет 31 мая проводит глобальную ежегодную акцию «Всемирный день без табачного дыма».
Приблизительно 1,1 миллиарда человек в мире является курильщиками. Учитывая динамику прироста курильщиков, эксперты прогнозируют, что к 2020 году жертвами табака будут становиться около 10 миллионов человек в год. Вдумайтесь в эту цифру!
Пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет. За год выкуривается примерно 100 миллиардов сигарет. Есть люди, которые выкуривают 1-2 сигареты в день, и в то же время есть определенное количество людей, которые курят до 20 сигарет в день и более. Посмотрите таблицу (на доске).
Кол-во выкуриваемых сигарет в день (шт.)
Курящие мужчины (%)
Курящие женщины (%)
1-9
10%
20%
10-19
22%
18%
20-29
17%
8%
30 и более
10%
4%
Представленная статистика говорит еще и о том, что количество курящих мужчин уменьшается, в то время как количество курящих женщин растет. Параллельно с ростом числа курящих женщин у них растет количество заболеваний, связанных с курением.
Среди молодежи в возрасте 14-17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем.
Ежегодно 4 миллиона человек умирают от последствий табакокурения.
К 2030 году от табакокурения будут умирать 10 миллионов человек, так как число курящих в развивающихся странах стремительно растет.
Известно, что курить - здоровью вредить. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни. Курение - причина многих болезней. Особую зону риска составляют семьи, где курят и отец, и мать. Большинство курильщиков пренебрегают здоровьем окружающих, даже очень близких им людей, курят, где угодно: дома, в общественных местах, на работе, в транспорте и т. д.
Конечно, от этого страдают все, кто не курит, особенно дети. Некурящий человек, находясь в помещении с курильщиком в течение только часа, по существу, каждый раз «выкуривает» половину сигареты. У него наблюдаются негативные изменения в деятельности нервной системы, нарушается состав крови, деятельность сердечнососудистой, эндокринной и выделительной систем. Пассивные курильщики подвергаются риску возникновения злокачественных новообразований не только в легких, но и в других органах.
Болезни, связанные с курением: бронхит, эмфизит; болезни сердца, инфаркты; рак легких и иные раковые заболевания; болезни желудка и 12-перстной кишки.
Курение - важнейшая из причин, приводящая к заболеваниям, инвалидности и смертельному исходу. Количество людей, которые ушли из жизни в результате курения, доходит до 70 тысяч в год. Для сравнения - в результате несчастных случаев ежегодно гибнет 11 тысяч человек.
85% всех умерших от рака легких были курящими людьми. 25% всех умерших от инфаркта миокарда были курящими людьми. Инфаркт в 40 лет ждет, прежде всего, курящего человека.
III. История табака. Капля никотина убивает верблюда!
(Выступление классного руководителя или подготовленного родителя.)
Куратор. До конца XV века это растение, вероятно, не было известно никому, кроме коренных жителей американского континента. Археологические раскопки показали, что 4000 лет назад, а возможно и раньше, североамериканские индейцы уже употребляли табак. В древних цивилизациях табачному дыму приписывались магические, целебные свойства.
Слово «табак», возможно, происходит от названия острова Тобаго. Согласно свидетельствам испанских матросов, прибывших 15 октября 1492 года с экспедицией Колумба к берегам теперешней Центральной Америки, словом tobaco у местных жителей назывались большие скрученные листья, предназначенные для ритуального курения. Впоследствии испанцы и португальцы завезли листья и семена табака в Европу, и, несмотря на запреты Инквизиции, европейцы тоже начали культивировать табак. Посол Франции при португальском дворе Жан Нико в 1560 году отправил немного табака королеве Екатерине Медичи, рекомендовав его как средство от мигрени. Вскоре после этого мода на нюхательный табак распространилась по всей Франции. В честь Нико растение получило латинское название Nicotiana, а выделенный из него в начале XIX века алкалоид - «никотин».
Со второй половины XVI века табак стал быстро набирать популярность как лекарственное растение, почти панацея. Табак нюхали, курили через трубки, жевали, смешивали с различными веществами и употребляли для лечения простуды, головной и зубной боли, кожных и инфекционных заболеваний.
В 1580 году английский аристократ, заядлый курильщик, моряк и поэт, сэр Вальтер Рейли создал табачную плантацию в Ирландии, а позднее - еще несколько, на колониальных американских территориях. Одну из них он назвал «Вирджиния», что впоследствии дало имя самому распространенному сорту табака.
В начале XVII века на территории современной Америки, в основном в английских колониях, возникли и другие табачные плантации. В 1611 году такую плантацию создал в Вирджинии англичанин Джон Рольф.
Семена табака он ввозил из Тринидада и Венесуэлы, а технологию позаимствовал у Вальтера Рейли (и усовершенствовал ее). Уже через 8 лет начался экспорт табака из Вирджинии в Англию, а сам Джон Рольф навсегда поселился в Новом Свете и даже женился на дочери индейского вождя, давшего ему совет попытать счастья в табаководстве.
Среди аристократов были и другие страстные поклонники табака. Сам король Пруссии Фредерик I (нач. XVIII века) устраивал при германском дворе курительные торжества, а его сын, Фредерик- Вильям I, даже основал так называемую Табак-коллегию, на заседаниях которой сочетались такие разные, казалось бы, вещи, как рассуждения о государственных делах, светская беседа и непринужденное застолье, сопровождающееся неумеренным курением трубок. Из российских царственных любителей табака в первую очередь вспоминается, конечно, Петр I - и, пожалуй, больше никто.
Но у табака всегда были и, мягко говоря, оппоненты - и не только в лице Инквизиции. Король Англии Джеймс I еще в начале XVII века неоднократно выступал против курения, считая эту привычку вредной для здоровья, играющей на руку испанской торговле и, что особенно справедливо, вводящей людей в умиротворенное состояние и тем самым ослабляющей военную мощь страны. Он ввел пошлину на ввоз табака в Англию, а во Франции то же самое предпринял кардинал Ришелье.
Это, конечно, не остановило распространение табака, а лишь способствовало процветанию контрабандного ввоза. А вот на Востоке, особенно там, где из-за жаркого климата курение часто становилось причиной пожаров, за него полагались гораздо более суровые кары. В Турции курильщиков подвергали телесным наказаниям, позорным церемониям и даже приговаривали к смертной казни. В Японии за курение можно было угодить в тюрьму, а у нас в России - подвергнуться пыткам и увечьям. Правда, все запреты и увещевания не помогли искоренить табакокурение тогда, не помогают они и сегодня, когда каждому человеку с раннего детства известно, что курение опасно для здоровья.
Во время открытия Америки табак уже был там во всеобщем употреблении. Индейцы Южной и Центральной Америки курили длинные сигары, скрученные из листьев растения коиба (это сохранилось и сейчас у жителей Южной Америки). На языке кубинских индейцев слово «коибо» означает «процесс курения». Испанцы и португальцы заимствовали сигары и распространили их в Европе в первой половине XVII века. В Мексике и Северной Америке ацтеки и индейцы были курильщиками трубок, и так как англичане начали свое заселение Нового Света с Северной
Америке ацтеки и индейцы были курильщиками трубок, и так как англичане начали свое заселение Нового Света с Северной Америки, то заимствовали первоначально курение табака в трубках, наладив у себя производство курительных трубок из особого кустарникового вереска.
Историки точно установили дату и обстоятельства, при которых население Европы познало сладость курения табака. В 1597 году Роман Панов в своем повествовании о втором путешествии Колумба в Америку сообщает вполне определенные подробности о распространенности обычая курить табак между жителями этой страны. Еще в первое путешествие Колумба в 1492 году жители Антильских островов предстали перед ним в дыму табака; табак они завертывали в маисовый лист и придавали последнему форму, напоминающую сигару. Последующие путешественники выяснили, что курение табака с помощью трубки широко распространено по всей Америке, и лишь в некоторых частях восточного побережья Южной Америки заменяется жеванием табака.
Сначала европейцы обратили внимание главным образом на лекарственные свойства табачных листьев, затем на их способность заглушать голод и поддерживать бодрость.
Гражданин города Милана Жироламо Бенцони, живший в Мексике в 1541 -1555 годах, сообщил, что в этой стране курительный табак называют табакко, откуда и пошло европейское название «табак». В 1556 году участник французской экспедиции в Южную Америку миссионер Андрей Теве (Thevet) привез в Париж семена табака, который он называл пет ен (lе Petun).
Теве дал описание процесса курения на берегах р. Мараньена, где сухие листья табака завертывают в пальмовые листья, образуя за счет последних подобие длинной трубки. В1560 году французский посланник в Лиссабоне Жан Нико (Nicot) привез семена этого растения во Францию, где и положил начало культуре табака. Ботаник Далешан (Dalechamp) впервые описал табак в своей книге «История растений» (Historia plantarum, 1586) и назвал его в честь Нико Nicotiana.
Французы начали разводить табак как лекарственное и декоративное растение. Лишь в 1585 году высадившаяся в Испании и Португалии партия солдат продемонстрировала европейцам диковинное зрелище людей, пускающих дым изо рта и носа. В Германии высказывание Гете «образованный человек не курит» быстро было опровергнуто повседневной жизнью.
Английский король Джемс в 1604 году сочинил свою «контроппозицию табаку», в которой охарактеризовал курение как «обычай, отвратительный для глаза, ненавистный для носа, вредный для груди, опасный для легких; в черном дыме - ближайшее сходство со стигийским дымом преисподней». Бранный трактат Джемса объясняется тем, что в Англию первоначально попала махорка, а не табак.
Петр I сделался страстным курильщиком во время пребывания в Англии; до него в России за курение табака били кнутами и ссылали в Сибирь. Широко распространилось также нюханье табачного порошка, столь красочно изображенное в пьесах А. Островского; появились специальные, порой драгоценные, табакерки. Употреблялись также длинные и узкие курительные трубки; многие стали коллекционировать их. В мусульманских странах появились причудливые приборы - наргиле, кальяны и пр., в которых дым пропускается через сосуд с водой и далее, по змеевидно изогнутому дымоотводу, - в легкие курильщика. Триумфальное шествие табака привело его в XVI веке в Индию, Индонезию, Японию, на острова Океании. Для многих стран производство табака стало главным источником государственного бюджета (например, в Турции).
IV. Родительский практикум
Социальный педагог. Уважаемые родители! Для дальнейшей работы давайте разделимся на группы и ответим на вопросы (каждой группе распечатаны одни и те же вопросы).
Курит ли ваш ребенок?
Какие сигареты курит ребенок?
Сколько раз в день?
С кем, в какой компании он курит?
Что является причиной курения?
Ваше отношение к этой проблеме?
Как вы считаете, что можно предпринять, чтобы избавить детей от этой пагубной привычки?
Сформулируйте 10 правил, которые помогут бороться с собственным курением и курением вашего ребенка.
(После обсуждения все группы предлагают свое видение ситуации и решения данной проблемы. Обсуждаются все предложения и выносятся в решение собрания (это может быть список профилактических мероприятий, предлагаемых для проведения в классе).)
Советы родителям по борьбе с курением
Какие проблемы со здоровьем у курящего человека можно определить невооруженным глазом?
1. Курящие мужчины и женщины кашляют много и часто, дышат тяжело.
2. Курящие люди имеют проблемы с лечением и сохранением зубов.
3. Внешний вид: желто-серый цвет лица, темные круги под глазами, нарушение кровоснабжения.
Как помочь бросить курить?
1. Родители должны первыми освободиться от курения.
2. Родители должны помочь ребенку отвлечься от привычки курить. Игры, отдых на свежем воздухе, прогулки, беседы - это способствует отказу от курения.
3. Не назидать, а поддерживать своих детей, утверждать, что все получится, если человек чего-то хочет добиться.
4. Не бояться компании своего ребенка, а помогать и им бороться с соблазном курения.
Как самим бросить курить? Помните!
1. Вы - человек, который может вознаградить себя не только курением. Лучше пару раз глубоко вдохнуть или прогуляться пешком. Последствия дадут больший эффект.
2. Вам нужно занять руки. Возьмите в руки карандаш и напишите письмо другу или разгадайте кроссворд.
3. Курение вас настраивает на деятельность. Но это вранье самому себе. Чем больше вы курите, тем больше вы усложняете свою деятельность.
4. Вы используете сигареты, когда волнуетесь. Попытайтесь просто вовремя решать конфликтные ситуации, и не нужно будет курить, оттягивая их решение.
5. Для того чтобы принять важное решение, его нужно всесторонне обдумать, а курение отвлекает и не дает возможности сосредоточиться на проблеме.
6. Вы курите без разбора, не замечая количества и качества сигарет, которые курите. Каждый раз, когда вы берете сигарету, задавайте себе вопрос: а хочу ли я курить? Вы будете удивлены, как часто вы этого не хотите.
V. Решение собрания. Подведение итогов
Социальный педагог. Итак, сегодня мы лишь обозначили актуальность поставленной проблемы, попытались найти меры профилактики табакокурения, осознанного отношения подростков к вредным привычкам и здоровому образу жизни. Проблема сложная и требует систематической профилактики. Но хочется надеяться, что наша сегодняшняя встреча не прошла безрезультатно, а наши дети будут здоровы! Человек сам выбирает путь в жизни. И я желаю вам сделать ее счастливой и быть здоровыми! Спасибо всем за сотрудничество!
Приложение А
Анкета для обучающихся. Отношение к статистике и утверждениям по проблеме курения.
Прочитайте, пожалуйста, утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет.
20% всех смертей от рака
обусловлены
курением табака.
Вызываемый курением рак легких является одной из основных причин смертности среди мужчин.
Выкуривание хотя бы 1-2 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца.
Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но и не содержат яда.
Большинство курильщиков начинают курить в юношеские годы.
Пассивное курение (вдыхание дыма
некурящими
) опасно.
Одна треть больничных мест занята людьми, чьи болезни вызваны курением табака.
50% смертей от заболеваний сердца среди женщин – результат курения.
Одна сигарета в день не опасна для здорового человека.
Среди женщин смертность от вызываемого курением рака легких превышает смертность от рака груди.
Веселые старты «Пожарная безопасность» в КГКУ «Детский дом № 6»
Цель: формирование здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные:
формирование у студентов и воспитанников привычек здорового образа жизни;
выработка у них правильных двигательных действий в процессе физического воспитания;
ознакомление с профессией «Пожарный».
Воспитательные:
воспитывать у студентов и воспитанников чувство коллективизма, взаимопомощи, самодисциплины, воли внимания;
вырабатывать у студентов навыки помощи младшим.
Оздоровительные:
укрепление здоровья;
развитие физических качеств у подрастающего поколения;
содействие гармоническому физическому развитию студентов.
Место проведения: дворовая территория КГКУ «Детский дом № 6».
Участники игры:
главные организаторы-сопровождающие (воспитатель общежития, социальный педагог, педагог-организатор);
студенты 1-3 курса (организаторы станций и жюри);
воспитанники детского дома от 7 до 16 лет (3 команды (по 6 человек в команде)).
Оборудование:
конусы – 2 шт.;
шарики (мячи) – 6 шт.;
ростовые куклы – 2 шт.;
рукава – 3 шт.;
слова из букв – пожар, огонь, спички;
боевки
– 3 шт.;
ведра (кольца, обручи) – по 3 шт.;
динамик с музыкой;
мегафон;
грамоты – 3 шт.
Программа мероприятия:
Студенты организуют пять станций (по три человека на каждой станции):
перетягивание каната;
вязание узлов;
раскатывание пожарного рукава;
составление слов;
примерка
боевок
;
бросание мяча.
Жюри (3 человека) оценивает команды по следующим критериям:
правильность выполнения;
точность попадания;
скорость выполнения.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать на «Веселые старты». Сегодня мы познакомимся некоторыми особенностями работы пожарного и просто весело проведем время!
Мы приготовили для вас пять интересных заданий. Они распределены по пяти станциям. Жюри будет оценивать вашу командную работу. В конце всех участников ждут призы!
Для начала, каждая команда должна выбрать капитана, придумать себе название и речевку.
Командам дается три минуты на обдумывание. Участники представляют свои команды. Затем на счет «один-два-три» соревнования начинаются.
Когда команды прошли все станции, игра останавливается. Пока жюри подсчитывает баллы, организаторы устраивают с воспитанниками подвижные игры под музыку.
Ведущий: Слово для окончательного подведения итогов и награждения предоставляется судьям.
Подводятся итоги. Объявляется победитель. Награждение команд.
Ведущий: Наши соревнования подошли к концу. Всем спасибо за участие!