Духовно-нравственное воспитание младших школьников является одной из важнейших задач современной образовательной системы. В процессе формирования личности ребенка ключевую роль играют уроки русского языка и литературы, которые не только передают базовые знания и навыки, но и способствуют формированию нравственных ориентиров, эстетического восприятия мира и морального самосознания. Через чтение и обсуждение литературных произведений, а также через анализ языковых норм дети приобщаются к общечеловеческим ценностям, учатся различать добро и зло, формируют свое отношение к людям и к миру.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НА ПРОЦЕСС ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Фалькова Фаина Евгеньевна, учитель начальных классов
ТМКОУ «Новинская начальная общеобразовательная школа-детский сад» п. Новая
Духовно-нравственное воспитание младших школьников является одной из важнейших задач современной образовательной системы. В процессе формирования личности ребенка ключевую роль играют уроки русского языка и литературы, которые не только передают базовые знания и навыки, но и способствуют формированию нравственных ориентиров, эстетического восприятия мира и морального самосознания. Через чтение и обсуждение литературных произведений, а также через анализ языковых норм дети приобщаются к общечеловеческим ценностям, учатся различать добро и зло, формируют свое отношение к людям и к миру.
Русский язык как учебная дисциплина представляет собой не только систему правил и норм, но и важное средство для формирования культурных и нравственных установок у младших школьников. Процесс обучения русскому языку предполагает знакомство детей с основами речевой культуры, грамотностью и правилами межличностного общения. Важно отметить, что язык не просто средство передачи информации, но и важнейший инструмент формирования мировоззрения, внутренней культуры и моральных ориентиров.
В процессе обучения русскому языку младшие школьники осваивают нормы культурного общения, учатся вежливо и уважительно относиться к окружающим. В этом контексте уроки русского языка способствуют формированию нравственных основ: дети учатся корректному использованию языка, понимают, что слова могут иметь большое значение в межличностных отношениях и что важно учитывать чувства и эмоции других людей. Педагогическая работа в этом направлении включает как грамматические и стилистические задания, так и упражнения, направленные на развитие навыков корректного общения и уважительного отношения к собеседнику.
Благодаря занятиям по русскому языку у детей формируется сознательное отношение к собственной речи. Они начинают осознавать, что грамотность, вежливость и уважение к языку отражают не только уровень образования, но и внутреннюю культуру человека. Таким образом, уроки русского языка играют важную роль в формировании у младших школьников осознанного отношения к нравственным ценностям.
Литература, как часть школьного образования, является мощным средством духовно-нравственного воспитания младших школьников. Через художественные произведения дети приобщаются к культурным традициям, изучают моральные и этические нормы, усваивают важные уроки о добре и зле, справедливости и ответственности. Литературные произведения воздействуют на эмоционально-чувственную сферу ребёнка, вызывая сопереживание героям, осмысление их поступков и решений.
Особое место в литературном образовании младших школьников занимают произведения классиков детской литературы, а также сказки, басни, рассказы о добрых и честных людях. Эти тексты оказывают влияние на формирование у детей базовых нравственных представлений, учат их различать положительные и отрицательные качества характера. Литературные произведения позволяют детям задуматься о таких категориях, как справедливость, честность, ответственность, дружба и любовь, что способствует формированию у них нравственных ориентиров.
Важным аспектом работы учителя является обсуждение прочитанных текстов. Совместное осмысление событий, мотивов поступков героев, а также моральных выводов из произведений помогает школьникам глубже понять значимость нравственных норм. Учитель, направляя обсуждение в нужное русло, помогает детям развивать критическое мышление, учит их анализировать поведение персонажей и формировать собственную систему ценностей на основе примеров из литературы.
Литература, таким образом, становится не только средством для развития навыков чтения и понимания текста, но и важным инструментом духовного обогащения ребёнка. Она помогает школьникам осознать значимость нравственных ориентиров, учит их сочувствию и способности видеть в людях лучшие качества.
Влияние уроков русского языка и литературы на личностное развитие младших школьников выражается в формировании у них таких качеств, как ответственность, уважение к другим людям, любовь к родной культуре и языку. В процессе изучения языковых и литературных норм у детей развивается способность к саморефлексии, формируется осознание значимости моральных поступков и личных решений.
Кроме того, уроки литературы и русского языка способствуют развитию эмоционального интеллекта школьников. Через художественные образы и литературные сюжеты дети учатся понимать эмоции и мотивы других людей, что помогает им развивать сочувствие, уважение к окружающим и умение строить гармоничные взаимоотношения. Это, в свою очередь, способствует формированию у младших школьников внутренней культуры, основанной на нравственных и духовных ценностях.
Также важно отметить, что изучение языка развивает у школьников осознание важности культуры речи. Грамотная, вежливая и содержательная речь становится неотъемлемой частью воспитанного человека, а значит, уроки русского языка помогают формировать у детей не только умение говорить правильно, но и способность выражать свои мысли в соответствии с нравственными нормами и культурными традициями.
Таким образом, уроки русского языка и литературы играют ключевую роль в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. Эти предметы не только способствуют развитию речевых и коммуникативных навыков, но и помогают детям формировать моральные ценности и культурные ориентиры. Литературные произведения воздействуют на эмоциональную и нравственную сферу ребёнка, воспитывая в нём уважение к людям, сочувствие, честность и ответственность. Задача учителя состоит в том, чтобы использовать потенциал этих уроков для формирования у школьников полноценной личности, основанной на глубоких духовных и нравственных принципах.
Список литературы
1. Агибалова С. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей / С. В. Агибалова // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 468-471.
2. Амонова Нафиса. Дисциплина «русский язык» как средство воспитания нравственности / Нафиса Амонова // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 56-57.