Мотивация учащихся может рассматриваться не только в качестве условия, но и как показатель социализирующего влияния образовательной среды.
Дополнительное образование способствует развитию мотивации, причем наиболее интенсивно этот процесс идет в возрасте 8-9 лет и в «активной» образовательной среде, способствующей проявлению и развития творческих способностей.
Одной из важнейших проблем, стоящих в настоящее время перед образованием является необходимость создания системы открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, предусматривающего непрерывное образование человека в течение всей его жизни. В связи с этим особую актуальность приобретают теоретические и практические проблемы мотивации личности к познанию и творчеству.
«Мотивация и развитие учащихся в театральном объединении в дополнительном образовании».
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача,
чем приневолить.
К.Д. Ушинский
1. Мотивация учащихся в УДО.
Как известно, для социализации и индивидуализации детей школьного возраста наряду с учебной деятельностью, существенно важными являются и игровая, коммуникативная, и профессионально ориентированная деятельности. По этой причине мы оказались перед необходимостью найти такой вид мотивации, который был бы общим для различных видов деятельности и различных типов образовательной среды. Общим для всех видов деятельности в школьном возрасте является субъективное переживание успеха или неудачи. Такое переживание («проживание») успеха или неудачи носит одновременно ситуативный и личностный характер и постоянно сопровождает процесс развития школьника. Поэтому интересующий нас тип мотивации имеет в своей основе идею достижения, и представлен в психологии таким феноменом, как «мотивация достижения».
По моему мнению, моделью образовательной среды, наиболее адекватной для проявления мотивации достижения как исследуемого феномена может служить образовательная среда учреждения дополнительного образования детей, куда дети школьного возраста приходят добровольно для удовлетворения потребности в освоении социально значимых видов деятельности. Действительно, именно для дополнительного образования характерно наряду с разнообразием направлений учебной деятельности также сочетание игровой, учебной, коммуникативной деятельности в полипредметной и разновозрастной образовательной среде.
Добровольная учебная деятельность, сопровождающееся успешным и продуктивным «проживанием», переживанием себя в учебных и творческих достижениях позволяет создать предпосылки интеграции социализации и индивидуализации личности, что в результате выражается в ее самоопределении и развитии. Личность понимается здесь не как сумма качеств, а как система мотивационно-смысловых отношений к окружающему миру (Б. А. Сосновский, 1991).
Неотъемлемой частью образовательной среды учреждения дополнительного образования является ориентация на участие детей в различных мероприятиях (соревнованиях, концертах, фестивалях, выставках и т.п.). Поэтому одним из важнейших критериев оценки деятельности учреждения дополнительного образования в настоящее время служит количество призовых мест, занимаемых его учащимися и коллективами в указанных мероприятиях. Психологическим аспектом этой стороны деятельности учреждения дополнительного образования является ориентация образовательной среды на актуализацию потребности ее субъектов в признании и на создание возможности для реализации этой потребности.
Из этого следует, что наибольшие достижения обеспечивают типы образовательной среды, образующие зону активного проявления и развития творческого потенциала; и что в качестве психологического критерия для экспертной оценки социализирующего эффекта образовательной среды учреждения дополнительного образования может выступить мотивация достижения.
Воспринимают образовательную среду как «творческую» главным образом учащиеся младшей и старшей возрастной групп. При этом если для учащихся младшего возраста (8-9 лет) такая оценка может объясняться своеобразным «эффектом новизны», поскольку чаще всего именно в этом возрасте дети приходят на занятия в учреждении дополнительного образования, то для старшей возрастной группы оценка образовательной среды как творческой отражает контраст с привычной школьной средой и возросшим интересом к будущей профессиональной деятельности. В средней возрастной группе (особенно в возрастной когорте 12 лет) наиболее высока потребность в «безмятежной» среде и отвержение «карьерной» среды, что связано, по-видимому, с переходом к общению как ведущему типу деятельности.
В МБОУ ДОД ДДТ «Контакт» проводились экспериментальные исследования мотивации достижения учащихся учреждения дополнительного образования, которые позволили сделать следующие выводы:
1. Мотивация учащихся может рассматриваться не только в качестве условия, но и как показатель социализирующего влияния образовательной среды.
2. Дополнительное образование способствует развитию мотивации, причем наиболее интенсивно этот процесс идет в возрасте 8-9 лет и в «активной» образовательной среде, способствующей проявлению и развития творческих способностей.
3. Показатели мотивации достижения учащихся учреждения дополнительного образования достоверно превышают аналогичные показатели учащихся общеобразовательной школы, не получающих дополнительного образования.
4. Между уровнем мотивации учащихся УДО и внешними показателями их реальных достижений имеется достоверная связь. Выявлены достоверные различия между группами учащихся учреждения дополнительного образования, получивших и не получивших подкрепление социальным успехом (дипломы, грамоты, и т.п.).
2. Развитие учащихся в театральном объединении УДО.
Одним из способов усвоения общих социальных и культурных норм, приобщения к отечественной и мировой культуре и развития творческих способностей у ребенка являются занятия театральным искусством.
Занятия театром развивают ум и душу человека, учат его творчеству и терпимости, способствуют обогащению новыми знаниями. В театре всегда в той или иной форме осуждается зло, а побеждает доброта и человечность.
Поэтому можно сказать, что через театральное искусство человек приобщается к духовным и культурным ценностям, как своего сообщества, так и всего человечества.
Занятия театральным искусством играют важную роль в эстетическом воспитании детей. Театр - это синтез различных видов искусства, соединяющий в себе литературу, живопись, музыку, танец. Таким образом, занятия в театральном объединении знакомят ребят со многими видами искусства, причем не только по отдельности, но и в синтезе искусств, когда они органично соединяются в один великий жанр - театр.
Театр - искусство коллективное, объединяющее работу не только актеров и режиссеров, но и драматургов, музыкантов, работников сцены и многих других. Следовательно, приобщаясь к театру, дети учатся коллективным творческим взаимоотношениям: взаимопониманию, взаимодействию и взаимопомощи.
Также отмечу, что, являясь искусством синтетическим, то есть включающим в себя различные виды искусства. Дети овладевают навыками анализа художественного произведения из любой области творчества, будь то литература, живопись, музыка и др. Это формирует эстетическое мировоззрение, учит отличать истинно ценные произведения от ложных. Безусловно, это произойдет только, если руководит студией опытный, профессиональный, чуткий и ответственный педагог.
Актерское мастерство для детей является превосходной возможностью не только развить навыки сценического действия, но и углубиться в мотивации действий людей, подтолкнет к психологическому анализу поведения человека в различных жизненных ситуациях. Согласитесь, незаменимое качество для успешного человека.
Занятия в театральной студии формируют лидерские качества, которые способствуют успешной жизнедеятельности в будущем. Это происходит из-за того, что на протяжении обучения, ребенку приходится преодолевать различные трудности как физического, так и психоэмоционального характера. Дети, занимающиеся театром, смелее проявляют себя при необходимости публичного выступления вне стен студии, они более раскрепощены и лишены различного рода зажимов.
Также следует учитывать, что театр для детей является не просто видом творческой деятельности, но и местом общения со сверстниками. Занятия в театральной студии помогают сгладить многие последствия переходного возраста, при условии, что коллективом руководит грамотный специалист, который уделяет большое внимание воспитательной деятельности.
В любом случае, остаются еще и такие прикладные навыки, как хорошо поставленный голос, грамотная речь, физическая развитость, чувство ритма и, в некоторой степени, музыкальность. И это далеко не весь багаж умений и навыков, которые получит ваш ребенок, занимаясь в театральной студии.
Находясь благодаря совместным заданиям и репетициям в постоянном контакте с другими студийцами, ребенок получает возможность найти точки соприкосновения и научиться ладить с ребятами не только своего возраста, с которыми его сближают общие интересы помимо театра, но и с ребятами постарше и младше. Научиться приспосабливаться к незнакомому, непривычному стилю мышления и восприятия, уважать своего товарища независимо от его возраста или способностей, приходить к совместному творческому решению – задачи, конечно же сложные, но их решению также во многом способствует разновозрастный творческий коллектив.
3. Заключение.
Одной из важнейших проблем, стоящих в настоящее время перед образованием является необходимость создания системы открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, предусматривающего непрерывное образование человека в течение всей его жизни. В связи с этим особую актуальность приобретают теоретические и практические проблемы мотивации личности к познанию и творчеству.
Список литературы
1. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976
2. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, № 9,1997. С. 6 8.
3. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Дисс. канд. пед. наук: М., 1998.
4. Боденко JI.A. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде. Дисс. канд. пед. наук: -М., 1999
5. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
6. И. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972
7. 9. И. Избранные психологические труды (под ред. Д.И.Фельдштейна) М., 1995
8. А., Магомед-Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 2010