Система дошкольного образования сегодня переживает серьёзные реформы, и, в первую очередь, они касаются организации и сопровождения воспитательного процесса. Мастерство воспитателя, как и мастерство в любом деле, предопределяет качество результата. Воспитатель - это профессия, позволяющая не только передавать прошлое, накопленное тысячелетиями культурное наследие, но и творить преобразовывать и развивать будущее человечества! Доминирующую роль в формировании личности играет нравственное воспитание, так как от уровня нравственной воспитанности зависит здоровье общества.
Портрет современного воспитателя в период реформации
Дидора Ольга Николаевна, воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 181» г. Воронеж
Система дошкольного образования сегодня переживает серьёзные реформы, и, в первую очередь, они касаются организации и сопровождения воспитательного процесса. Основным исполнителем этих преобразований является современный воспитатель, на которого возлагается вся ответственность и надежды общества. А каким же должен быть современный воспитатель, чем он отличается от прежнего, и какова его функция в современном мире?
Современный воспитатель, в первую очередь, профессионал в своем деле, умело применяющий не только современные теоретические знания педагогики и психологии, но и актерское мастерство, умение импровизировать, творчески мыслить, увлечь своим замыслом. Он должен наполнять детскую душу смыслом, способствовать формированию у детей мировоззрения, нравственных идеалов, заметить и помочь раскрыть заложенный природой индивидуальный потенциал ребенка. Как отмечал в свое время В.М. Бехтерев: «Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты».
Мастерство воспитателя, как и мастерство в любом деле, предопределяет качество результата. К примеру, когда мы говорим о художнике или гончаре, который вкладывает душу и любовь в свое произведение, мы понимаем, что передача этой внутренней «экзистенциальной энергии жизни» обуславливает всю уникальность и неповторимость их творения. Так и мастерство воспитателя в первую очередь основывается на безусловной любви к детям, умении ее передать и научить детей любить мир. Как отмечал В. Гюго: «Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь - хорошо; но развить юный ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в нее чувство еще лучше».
Воспитатель - это профессия, позволяющая не только передавать прошлое, накопленное тысячелетиями культурное наследие, но и творить преобразовывать и развивать будущее человечества! Дошкольный возраст – крайне ответственный период в жизни каждого человека, в этот период закладывается фундамент будущей личности, ее установки, ориентиры и формы социальных взаимоотношений, а потому очень важно, чтобы в этот период рядом с дошкольником находился мудрый, внимательный и терпеливый наставник – его воспитатель!
Доминирующую роль в формировании личности играет нравственное воспитание, так как от уровня нравственной воспитанности зависит здоровье общества. В одном из своих выступлений, президент России В.В. Путин особо подчеркивает: «От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом». По мнению В.Г. Белинского, взрослый может воздействовать на детей только личным примером и уважительным, добрым отношением к ним. Особую роль в процессе воспитания В.Г. Белинский отводит нравственности воспитателя и его любви к детям, посредством которой взрослый не доминирует, а взаимодействует и сотрудничает с ребенком: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - человечность».
Другими словами, воспитатель должен сам быть примером для подражания, стремиться как профессиональному, так личностному самосовершенствованию. Необходимые качества современного воспитателя – ответственность, терпеливость, эрудированность, развитое чувство эмпатии, доброжелательность, толерантность к иному мнению, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.
Залог успеха воспитания во многом зависит от его умения устанавливать контакт и взаимодействовать не только с детьми, но и с родителями, принимая во внимание их индивидуально-психологические особенности. А потому на современном этапе профессиональная подготовка воспитателя предполагает изучение психологических концепций индивидуального подхода, и методов эффективного социального взаимодействия.
Воспитателя и родителей связывает единая цель – вырастить физически и психически здоровое подрастающее поколение, максимально способствовать раскрытию его творческого потенциала, подготовить его к ответственной и самостоятельной жизни. И, несмотря на всевозможные преобразования общественной жизни в различные исторические периоды, смену или реформацию целей и задач, поставленных перед воспитателем, именно развитие всесторонне-развитой, здоровой личности остается задачей постоянной, неизменной и ключевой. Ребенок для родителей единственный и уникальный, дома его любят и лелеют, а в детском саду он один из многих. Маленькому человеку приходится столкнуться с «большой проблемой» конкуренции. Первые шаги на пути социализации ребенку помогают сделать взрослые. В процессе адаптации к детскому саду современный воспитатель должен осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные психофизические особенности, характер и уровень интеллектуального развития. Он не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует, регулирует личные взаимоотношения детей между собой, помогает конструктивно решить конфликтные ситуации, способствует выработке навыков эффективного взаимодействия.
Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка. Именно он следит за тем, чтобы в их жизни не было как физических, так и психологических травм. Одной из важных задач образовательного процесса в дошкольном учреждении является создание психологического комфорта для детей, чтобы каждое пребывание в детском саду доставляло ребенку нескрываемое удовольствие и желание идти на «работу» с большим нетерпением!
Для успешной работы с детьми необходимо завоевать у них доверие и авторитет. Причем это завоевание необходимо осуществлять с первых минут пребывания начинающего воспитателя с детьми. Отсутствие доверительных отношений и уважения влечет за собой отсутствие дисциплины, которая является главным залогом успешной и продуктивной работы с детьми. Как отмечает А.С. Макаренко: «Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть воспитание. Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом».
Наряду с этим современный воспитатель должен беспрестанно совершенствовать свое мастерство в игровой деятельности с детьми, так как именно игра является средством познания и формирования новообразований в развитии дошкольника. Игра – своего рода метод общения взрослого и ребенка, изменяются дети, и вместе с ними меняется игра. Современный пятилетний дошкольник активно осваивает не только современное виртуальное пространство посредством компьютерных игр, но и компьютерный сленг, и эта современная «интернет-культура» вносит свои коррективы в детское сознание.
А потому современный воспитатель должен идти в ногу со временем, быть в курсе интересов подрастающего поколения, разговаривать с ним на его «языке», активно осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики. Необходимо максимально разнообразить знания. Воспитатель должен знать современных героев мультфильмов, сказок, виртуально-игровых персонажей, для того чтобы завязать и поддержать беседу, удовлетворить любознательность современного ребенка. Помочь ему, познающему окружающий мир, сделать правильные выводы, сформировать суждения и в соответствии с этим регулировать его поведение.
Работа с детьми заряжает своей динамикой, дает возможность воспитателю проявить свои творческие способности, активно развивать и совершенствовать свое мастерство, каждый раз заново познавать мир глазами ребенка. А самое главное, что за свои труды он обязательно будет вознагражден счастливым блеском глаз и лучезарными улыбками своих воспитанников!
Список литературы
Бехтерев
В.М..
Вопросы воспитания в возрасте первого детства. -
СПб.,
1909. с. 5-8, 22-37, 39. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.xserver.ru/user/vopov/
Коротаева
А. Будущие воспитатели: ценности профессии педагога // Дошкольное воспитание. - 2011.- №5. - С. 100 - 103. - 114с.