Профессия дирижера – хормейстера очень разносторонняя.
Нельзя выделить важнейшие, так как все качества важны. Отсутствие любого из этих качеств ограничивает творческие возможности хормейстера и лишает его профессиональной перспективы.
Профессиональные и личностные качества дирижера-хормейстера.
Профессия дирижер – хормейстера очень разносторонняя. Профессиональная компетентность дирижера – хормейстера должна включать в себя:
Владение д
ириж
е
рской техникой
Владение мануальной техникой
Владение инструментом
Наличие вокальных данных
Владение техникой вокального показа
Знание методики работы с хором
Способность к педагогической импровизации
Владение музыкальным слухом
Способность к самообразованию и самосовершенствованию
И это лишь основные. Более подробно о некоторых из них.
Владение дирижерской техникой – это создание музыкального образа, отражение в дирижерском жесте эмоционально образного содержание хорового произведения, управление хором.
Мануальная дирижерская техника – специальные движения рук, передающие музыкально-образные представления дирижера. Является частью дирижерской техники.
Руки для дирижера, это его слова, это послание и обращение. Руками дирижер доносит смысл музыкального образа.
Владение инструментом. Трудно представить хормейстера, не владеющего инструментом. Такие дирижеры ограничены в своих творческих возможностях.
Наличие вокальных данных и владение техникой вокального показа. Не для кого не секрет, что хормейстер – это учитель пения. Как правило учащиеся хорового отделения хорошо поют, не уступая, а порой и лучше, чем даже учащиеся вокального отделения. И это заслуга дирижера-хормейстера. И в наших школах все «хоровики» еще ведут и вокал.
Знание методики работы с хором. Методика работы с хором входит в состав профилирующих учебных дисциплин специальности «хоровое дирижирование». Знание методики работы с хором - знания теоретических основ хорового искусства и навыки, необходимые для осуществления самостоятельной хормейстерской деятельности.
Педагогическая импровизация – составная часть педагогической деятельности, рождающаяся непосредственно по ходу и в самой деятельности, без предварительной подготовки, и выражающая творческое и интуитивное начало этой деятельности.
Знаменитый французский дирижер Шарль Мюнш замечает «…Необходимо развивать уши, так как уши работают больше, чем руки. Руки следуют за ушами…»
Музыкальный слух базируется на сложных психических процессах: внимание, представление, восприятие, память и т.д. Структура музыкального слуха сложна. Говоря о том, что дир-хор должен обладать развитым музыкальным слухом, мы имеем ввиду не только развитость таких его компонентов как звуковысотный, темпоритмический, ладовый, мелодический, гармонический, тембровый, динамический, но и развитость его специфических элементов. Прежде всего – вокальный слух.
Вокальный слух – сложное явление, комплексное, симбиоз теоретических знаний в области технологии пения и исполнительской практики, опыта анализа звучания солистов-вокалистов, ансамблей и хоров. Вокальный слух – комплексное слуховое восприятие певческого звука, которое сопровождается мышечными вибрационными ощущениями подсвязочного и надсвязочного давления. Хормейстер должен оценивать правильность работы голосового аппарата ученика не только по слуху, но и через ощущения своего тела.
Еще один важный компонент музыкального слуха – мышечный слух. Мышечный слух – это мгновенная мануальная реакция на качество исполнения. Это навык мышечно-слуховой координации, который еще называют «слышать руками».
Слух и внимание – два понятия, немыслимы друг без друга. Слух хормейстера направлен на качество певческого тона, технику его воспроизведения, строй, ансамбль, смысл и т.д. И только опытному хормейстеру удается справляться с такой задачей. Начинающий же хормейстер должен сознательно стремиться к этому умению.
Способность к самообразованию и самосовершенствованию. Эти качества можно определить и в профессиональные, и в личностные. Самообразование - это приобретение знаний самостоятельно, вне школы и без преподавателя. Самосовершенствование – это работа над собой, осознанное развитие у себя достойных качеств и навыков.
Личностные качества дирижера-хормейстера:
Творческое воображение
Музыкальный вкус и широкий кругозор
Исполнительская воля
Артистичность
Обаяние
Выразительная речь
Эрудиция
Общая культура
Хормейстер – психолог
Хормейстер – пример для подражания
Творческое воображение, музыкальный вкус и кругозор способны создать образ, который оценивается как эталонный.
Исполнительская воля помогает руководителю хора уверенно взять бразды правления в свои руки, возглавить коллектив и повести за собой.
Артистичность, обаяние, выразительная речь, эрудиция и общая культура – целый комплекс чисто человеческих качеств, и очень важен для успешной профессиональной деятельности дирижера-хормейстера.
Хормейстер, не только учитель пения, но и психолог, способный выстраивать коммуникации, формируя и воспитывая коллектив единомышленников.
Дирижер-хормейстер должен быть деликатным и уважительно относится к коллективу. В школе хормейстер – «мама» (поддержка, забота, внимание)
Нельзя выделить важнейшие, так как все качества важны. Отсутствие любого из этих качеств ограничивает творческие возможности хормейстера и лишает его профессиональной перспективы.