Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Профориентация детей раннего возраста. Работа №321129

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассказывается о том, как можно играя в ролевые игры развивать речь у ребенка и формировать у него первоначальные представления о профессиях. Как через игру можно привить интерес и уважение к различным профессиям. В статье говорится о методах и приемах, которые можно использовать при работе с детьми. Как выстроить игровую атмосферу, чтобы дети не просто играли, а проживали эти моменты в качестве того или иного работника. Пропустив через себя образ, дети лучше понимают предназначение тех или иных профессий.

Работа:

Парфенова Ю.В.

Выступление на пед.совете №4

«Влияние ранней профориентации на развитие речи детей дошкольного возраста».

Преодоление речевых нарушений, развитие всех сторон речи, а следовательно и успешная социализация дошкольника в дальнейшем, зависит от творческого, профессионального контакта воспитателей и учителя-логопеда. В свою очередь, важнейшей составляющей социализации ребенка является процесс формирования осознанного выбора своего профессионального пути, начинающегося с дошкольного возраста.

Дети с нарушениями речи отличаются не только отставанием в развитии речи, им свойственны и сложности в овладении учебным материалом, обусловленные нарушениями памяти, внимания, пониженным уровнем познавательной активности, быстрой истощаемостью нервной системы. Все это требует специализированного подхода к организации работы по профориентации, учета специфики индивидуальных, возрастных, а также организационных видов деятельности.

Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы подразумевает использование различных форм взаимодействия:

- совместное составление перспективного планирования по профориентационной работе в соответствии с лексическими темами;

- подбор наиболее эффективных форм, методов и приемов работы в данном направлении;

- совместное создание развивающей предметно-пространственной среды

- проведение совместных занятий

Эффективная работа по интеграции профориентационной работы в коррекционно-образовательный процесс невозможна без использования всех форм его построения: специально организованного обучения, совместной с педагогами и самостоятельной деятельности дошкольников.

Занятия учителя-логопеда, проводимые в соответствии с лексическими темами, направленные на решение задач речевого развития:

активизацию словарного запаса;

формирование обобщающих понятий;

формирование навыков сло

вообразования и словоизменения;

формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, по демонстрации действий, по вопросам, по картине и по ситуации;

развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для

закрепления его работы, включает в себя и задания по ранней профориентации.

Используя технологии мнемотехники, демонстрационный материал, дошкольники составляют рассказы-описания, загадки о профессиях (игры «Пойми меня», «Что было бы, если…», «Расскажи профессии мамы, папы», «Загадки-отгадки», «Отгадай по описанию», «Что я загадала»). Игры и задания «Кто больше назовет», «Назови по-другому», «Продолжи предложение», «У меня четыре слова», направлены на формирование умения строить предложения. Для формирования словообразования и словоизменения проводятся игры «Сложные слова», «Угадай, чьи это вещи», «Все профессии нужны», «Кем быть?», «Скажи по-другому»).

Задачами совместной коррекционной работы воспитателя и учителя-логопеда являются:

уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по теме «Профессии взрослых»;

закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни;

контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок;

формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении.

Воспитатели организуют различные виды совместной и самостоятельной деятельности:

- беседы («Профессии родителей», "Кем быть", "Предприятия нашего города");

- экскурсии (почта, парикмахерская, школа, поликлиника), в том числе виртуальные;

- составление рассказов по картинкам из цикла «Профессии»;

- чтение художественной литературы (В.Маяковский «Кем быть?», «С.Маршак «Почта», Туричин «Человек заболел», стихи, загадки о профессиях);

- дидактические и настольные игры («Кто использует в работе?», «Ассоциации», «Лото», «Пазлы», «Все профессии нужны», «Наш город», «Собери и назови»);

- сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Ремонтная мастерская», «Детский сад», «Спасатели»); театрализованные игры и этюды по взаимодействию представителей различных профессий;

- продуктивная деятельность (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов).

Педагоги группы осознают основное правило для взрослыхребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий.

Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры, в ходе которых решаются различные дидактические задачи. В играх с предметами через использование игрушек и реальных предметов дети знакомятся с профессиями взрослых. В настольно-печатных играх происходит процесс систематизации, классификации предметов, инструментов, как результат определенной трудовой деятельности. Словесные игры помогают пополнить словарный запас ребёнка понятиями из профессиональной сферы. Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Но, самое главное, в ходе сюжетной линии воспитанники группы вступают в ролевое и вербальное взаимодействие, что стимулирует развитие диалогической и монологической речи, способствует освоению норм культуры общения, пополняет словарный запас.

В сюжетно-ролевых, дидактических играх во время занятий, экскурсиях и других формах работы по профессиональному самоопределению у дошкольников с нарушениями речи формируются первичное представление о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Впоследствии на занятиях учитель-логопед учит детей правильному согласованию качественных прилагательных с именами существительными; составлению описательных рассказов о профессиях.

Одним из важнейших условий по формированию профессионального самоопределения дошкольников с нарушениями речи является концентрированное изучение определенной профессии (например, в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи воспитанниками (пассив), так и для ее активизации.

Таким образом, на каждом профориентационном мероприятии в комплексе решаются задачи формирования профессионального самоопределения воспитанников и преодоления речевых нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Михеева И.А. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. –СПб.: КАРО, 2009.

2.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей ОНР. -СПб.: Детство –Пресс, 2008.

3.Сековец Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: часть 2.-М.:АРКТИ, 2006.

4.Фадеева Ю.А. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР.-М.:ТЦ Сфера,2012.

5.Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. -СПб.: КАРО, 2005.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×